Конспект занятия "Птицы нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
на тему: «Птицы нашего края»
Программное содержание:
Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес. Учить составлять паспорт для птицы.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке. Чтение произведений о птицах. Беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах. Проведение игры «Совушка». Беседа об орнитологах. Оформление карточек алгоритма заданий, для паспорта птицы (совместно дети и родители).
Материал и оборудование:
магнитный плакат «Птицы нашего края» с магнитными фигурками птиц, конверт, письмо от орнитолога, аудиозаписи птичьих голосов, листы бумаги формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности, цветные карандаши, картинки с вариантами (по количеству детей).
Ход занятия
Воспитатель загадывает детям загадку:
Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто?
(Синичка)
-Двенадцатого ноября отмечается экологический праздник "Синичкин день". В этот день в разных уголках нашей страны готовятся к встрече "зимних гостей" - птиц, остающихся на зимовку, - синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и "синичкины лакомства": несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника и арахиса, мастерят и развешивают кормушки. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетают из лесов ближе к человеческому жилью и ждут помощи от людей.
На магнитном плакате воспитатель просит детей разместить фигурки птиц. Дети сажают синичку на сетку с салом, снегиря на ветку рябины, дятла на ствол дерева, щегла в кормушку, поползня на пенёк. Уточняют, кто что ест.
-Ребята, какие бывают кормушки? Из каких материалов можно сделать кормушки? Куда можно повесить кормушки? А вешали ли вы кормушки? Какой корм можно насыпать в кормушку? А вы видели, какие птицы прилетали к кормушкам? При какой погоде птиц у кормушки больше? При какой меньше? Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и повадки и даже могут лечить птиц. Такие специалисты называются орнитологами. Один такой орнитолог прислал вам письмо.
Воспитатель достает конверт с письмом.
-Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Я работаю орнитологом. В нашей лаборатории создаются паспорта птиц, которые обитают в нашем крае. Педагоги, дети и родители начали готовить паспорта на птиц нашего края. Вот какой паспорт нам прислали дети из сибирского города Томска на кедровку. "Кедровка - это небольшая кочующая птица. Питается кедровыми орехами, желудями, семенами шишек, ягодами. Тело покрыто перьями. Кедровка откладывает яйца, из которых вылупляются птенцы. Окрашена в тёмный коричневато-бурый цвет с белыми пятнами, которых нет только на верхней стороне головы. На конце хвоста светлая полоска. "
Воспитатель показывает детям паспорт на птичку "Кедровка". предлагает оформить паспорта на птиц, обитающих в данной местности (хорошо знакомых детям).
На столах разложены листы формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности. Каждый ребёнок выбирает лист и составляет паспорт птицы (птицы могут повторяться)
Воспитатель поочерёдно зачитывает задания.
Задание 1. "Вид птицы"
Ребёнку предлагаются 3 картинки со схематичными изображениями:
1 - зима в городе;
2 - пальма и летящие птички;
3 - лесной пейзаж.
Задание: выбрать картинку в соответствии с тем, к какой группе относится птица - зимующая, перелётная или кочующая (обозначения: зимующая птица - зима в городе; перелётная птица - пальма и летящие птички; кочующая - лесной пейзаж.) Наклеить подходящую картинку под фотографией птицы.
Задание 2. "Чем питается птица".
Ребёнку предлагаются 3 картинки:
1 - конфеты;
2 - насекомые;
3 - семена растений.
Задание: определить, чем питается птица. Наклеить картинку с правильным ответом.
Задание 3. "Чем покрыто тело птиц".
Ребёнку предлагаются 3 картинки:
1 - перья;
2 - чешуя;
3 - шерсть.
Задание:. Определить, чем покрыто тело птицы. Наклеить картинку с правильным ответом.
Воспитатель предлагает детям вспомнить игры, в которых упоминаются птицы. Проводится игра "Совушка".
Из числа играющих выбирается совушка. Остальные дети - птицы, жуки, бабочки. "Сова" влезает на дерево (садится на стульчик, а остальные дети "летают", имитируя движения птиц, жуков и бабочек. Воспитатель произносит "Ночь!" Играющие замирают на своих местах. Совушка "слетает" со своего дерева и медленно "облетает" ребят. Того, кто пошевельнётся, совушка уводит к своему дереву. Воспитатель произносит "День!", и совушка "забирается на дерево". Игра повторяется 3-4 раза. Роль совушки дети выполняют по очереди.
Задание 4. "Где птица откладывает яйца и выводит своё потомство?"
Ребёнку предлагаются 3 картинки:
1 - гнездо;
2 - коляска;
№ - будка.
Задание:определить, где птицы откладывают яйца и выводят своё потомство. Наклеить картинку с правильным ответом.
Задание 5." Какие цвета могут быть в окраске птицы?"
Ребёнку предлагаются 10 цветных карандашей: чёрный, коричневый, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, розовый.
Задание:определить, какие цвета могут быть в окраске птицы. Нарисовать круг соответствующего цвета.
Дети (по желанию) рассказывают про птиц, используя паспорт. (Если ребёнок рассказал верно, звучит голос птицы.)
Воспитатель предлагает детям дома совместно с родителями включить дополнительную информацию в паспорта птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Конспект "Деревья нашего края"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8755462","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]Где бы человек не родился, чтобы его не окружало – лес, река, п...
Конспект "Птицы нашего края ".Город Троицк Челябинской области.
Мой конспект "Птицы нашего края "(Город Троицк .Челябинской область).,поможет лучше научить детей называть и различать птиц. Дети на этом занятии и строение птиц усваивают,и перья расс...
Конспект "Животные нашего края"Челябинская область.
В этом конспекте ребята познакомятся с дикими животными .Узнают их повадки,научаться различать по внешнему виду, чем питаются и как добывают себе корм.Детям будет очень интересно .потому что они...
Конспект "Птицы нашего края"
Консект по экологии в средней группе ....
приложение к конспекту "Животные нашего края"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту "Животные Алтайского края"...