Проект "Работа с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Анна Владимировна Легостаева

В связи с большой загрязненностью окружающей среды, низким уровнем экологической культуры населения, в России уделяется большое внимание вопросам экологичекского образования.Первой ступенькой экологичекского образования являются дошкольно образовательные учреждения.

Метод проекта был выбран потому, что он позволяет сочетать интересы всех уастников образовательного процесса:детей, родителей и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Работа с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников»

Автор: Легостаева Анна Владимировна

МОУ «Лицей г. Истра»

2022-23 учебный год

Актуальность проекта:

В связи с большой загрязненностью окружающей среды, низким уровнем экологической культуры населения, в России уделяется большое внимание вопросам экологического образования. Сделан акцент на экологическое просвещение всех слоев населения.

Первой ступенькой экологического образования являются дошкольные образовательные учреждения. Именно в дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Но воспитание правильного отношения к природе, умения обращаться с живыми объектами природы может быть полноценно осуществлено лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье.

Задача педагога: совместно с семьей дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающей среды, учить сопереживать живым существам.

Беседы и анкетирование родителей выявили большое желание знакомить детей с природой родного края, но в то же время показали низкий уровень экологической компетентности.

Так – как немалое значение в воспитании дошкольников имеет пример родителей, я решила начать экологическое воспитание дошкольников с создания проекта по работе с родителями, чтобы своим примером взрослые могли донести важность проблемы защиты природы до своих детей.

Метод проекта был выбран потому, что он позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

 

Цель проекта:

Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания у детей экологической культуры.

 

Задачи проекта:

  • Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  • Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её и уметь охранять.
  • Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
  • Пробудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды деревни Кипень.
  • Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
  • Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять, и защищать её.
  • Обобщить и систематизировать накопленные опыт, знания и материалы.

 

Средства реализации проекта:

Информационное сотрудничество:

  1. Беседы.
  2. Консультации.
  3. Создание листовок, газет, с экологическим содержанием.
  4. Папки – передвижки, папки – раскладушки.
  5. Презентации. 

 

Совместная деятельность:

  1. Субботники.
  2. Экологические праздники.
  3. Круглый стол.
  4. Озеленение участка

 

Ожидаемые результаты:

  • Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
  • Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родной деревни, охране природы;
  • Стенгазета посвященная охране природы, фото-стенд «Природа нашей деревни», групповые альбомы «Отдыхаем не вредя», листовки экологического содержания, благоустройство и озеленение участка детского сада;

 

Вид проекта:

Долгосрочный, творческий.

Состав участников:

Родители, дети, педагоги.

Материально-технические ресурсы:

Фотоальбомы, ватман, гуашь, семена цветов, контейнер для посадки рассады, мешки для сбора мусора, презентационный материал, проектор.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Формулирование цели и задач проекта;
  • Подбор и разработка методической литературы;
  • Анализ и обобщение имеющегося опыта работы по заявленной теме;
  • Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проекте;
  • Разработка перспективного плана работы;
  • Анкетирование (первичное)

 

Практический – проведение мероприятий согласно перспективному плану

Презентационный:

  • Презентация проекта.
  • Анкетирование родителей.
  • Подведение итогов.

Презентация проекта:

Экологический праздник «Мы - защитники природы»

 

Содержание работы:

 

Сентябрь

  • Родительское собрание «Экология это?»

Цель: Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проекте. Познакомить родителей с точным определением термина «экология». Рассказать о природе Ломоносовского района, об экологических проблемах, существующих в районе, в родной деревне. Составить план по решению проблем в деревне.

  • Фото – стенд «Природа нашей деревни»

Цель:  Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

 

 

Октябрь

  • Экологический праздник «Золотая осень»

Цель: Привлечь родителей к участию в подготовке праздника и его проведению. Обратить внимание, что экологические знания в игровой форме, на положительном эмоциональном фоне во время праздника, лучше усваиваются и закрепляются.

 

  • Консультация «Главная проблема - МУСОР»

Цель: Донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашей деревне. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы окружающей среде.

 

  • Акция «Пусть наш город будет чистым!»

Создание листовок для мусорных урн, их расклеивание.

Цель: Напомнить родителям: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Формировать навыки природоохранной деятельности.

 

Ноябрь

 

  • «Экологический десант»

Цель: Провести совместно с родителями, детьми, школьниками сбор мусора на территории детского сада. Пробудить интерес к созданию чистой, благоприятной окружающей среды города. Наладить общественные связи.

 

Декабрь

  • «Кормушка для птиц» Домашнее задание для родителей!

Цель: Привлечь к творческому использованию бросового материала, собранного на улицах посёлка. Формировать навыки природоохранной деятельности.

 

  • «Снежные фантазии»

Цель: Привлечь родителей к постройке снежного городка на участке детского сада. Научить родителей превращать обычный сугроб в интересную функциональную постройку (горку, крокодила, обезьяну и т. д.)

 

Январь

 

  • «Самодельная книга об экологии»

Цель: Совместно с родителями сделать книжки- самоделки о природе, об окружающей среде родного края. Пробудить интерес к изготовлению книг с экологическим содержанием.

 

Февраль

  • КВН « Знатоки природы»

Цель: Провести КВН с родителями и детьми экологической направленности, который поможет закрепить знания об окружающей среде.

 

  • Составление синквейнов экологической направленности.

Цель: Сделать подборку экологических синквейнов. Повысить интерес родителей к творческому мышлению.

 

Март

  • Конкурс рисунков «Моя красивый, чистый город!»

Цель: Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. Вызвать желание делать город чистым, красивым

 

 

  • Викторина «Что у нас растет?»

Цель: Расширить знания родителей о растениях произрастающих на территории деревни. Познакомить с новыми, необычными растениями.

 

  • Выставка «Наш скворечник»

Цель: Привлечь пап к совместной деятельности с детьми. Вызвать желание заботиться о пернатых друзьях.

 

Апрель

  • Плакат «Огонь – беда для леса!»

Цель: Привлечь родителей к созданию плаката о необходимости беречь лес от огня, формировать навыки природоохранной деятельности, повышать экологическую культуру.

 

  • «Вальс цветов»

Цель: Посеять семена цветов, для последующей высадки на территории детского сада. Формировать навыки экологически осознанного поведения в природе.

 

Май

  • «Экологический десант». Субботник по озеленению территории детского сада.

Цель: Пробудить интерес к созданию благоприятной среды; формировать навыки природоохранной деятельности.

 

  • Фото – стенд «Вот как зелено вокруг!» Фотографии с проведенного субботника.

Цель: Вызвать чувство удовлетворения от проделанной работы; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

 

  • Экологический праздник «МЫ- защитники природы» Презентация проекта.

Цель: Представить проект общественности. Привлечь внимание к экологическим проблемам деревни и воспитанию экологической культуры у детей и родителей.

 

Июнь

  • Акция «Вальс цветов»

Цель: Высадка рассады цветов на территории детского сада, школы, дома культуры совместно с родителями, школьниками, сотрудниками дома культуры. Вызвать желание сделать деревню красивой, создать благоприятную окружающую среду.

 

Итоги проекта:

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные мероприятия объединяют детей и родителей общими делами, впечатлениями, переживаниями, эмоциями. Способствуют формированию детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. Такой проект расширяет представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её и уметь охранять. Пробуждает интерес к созданию благоприятной окружающей среды посёлка. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять, и защищать её.

 

Литература:

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М.: Издательский центр «Академик», 2001.
  2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом – М.: Творческий центр «Сфера», Москва, 2008.
  3. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007.
  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду – М.: Издательский дом «Карапуз», Москва, 2001.
  5. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно – научных представлений экологической культуры детей – М.: Творческий центр «Сфера», Москва, 2009.
  6. Глебова С.В. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия – М.: ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников.

Эта статья поможет родителям в экологическом воспитании детей...

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Данный проект разработан с целью показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры....

Выступление на педагогическом совете: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значе­ние. И очень остро встала задача экологического образования населения.Решая вопросы экологического воспитания дошкольников, пед...

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилия...

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников на 2018 – 2019 гг.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главн...

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....