Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста
консультация по окружающему миру

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой); разнообразные игры; трудовую деятельность; спортивные упражнения и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам. Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста»

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой); разнообразные игры; трудовую деятельность; спортивные упражнения и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам. 
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки. 
Для того чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей, воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность дошкольников. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.

Основные требования к организации прогулок определены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"». 
Так, согласно п. 11.5 рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 ч. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже -15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
В соответствии с п. 11.6 рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. 
Согласно п. 12.7 прогулку детей после плавания в бассейне организуют не менее чем через 50 мин в целях предупреждения переохлаждения воспитанников.

Современные  требования к обновлению образовательного процесса  предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. В методической литературе можно  найти немало подсказок, которые помогут организовать интересные прогулки с детьми. Однако, как показывает практика работы дошкольных учреждений, прогулки с воспитанниками проводятся однообразно. И этому всегда находится масса причин и объяснений: участок для каждой возрастной группы - ограниченное пространство со стационарным оборудованием, которое редко обновляется или дополняется; игровой материал зачастую однообразен;  используются в основном традиционные формы организации прогулок и др.

В современной методической литературе и отдельных нормативных документах находится  подтверждение мысли о том, что наряду с традиционной, сложившейся годами структурой прогулок с детьми можно проводить тематические прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе. 

Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности.

Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательно-исследовательским, музыкально-художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации. 

Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования можно использовать при организации индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работы с воспитанниками. 

Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей. 
Прогулку необходимо планировать с учетом множества факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельности. Также необходимо предусмотреть возможность оздоровительного эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная прогулка - это наиболее доступное средство закаливания детского организма.

Рассмотрим  пять видов тематических прогулок:

  • прогулки-походы,
  • развлекательные прогулки с персонажем,
  • прогулки-события,
  • спортивные прогулки,
  • прогулки - трудовые акции. 

Прогулки - пoходы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Поход – это организованное путешествие или прогулка, а также совместное передвижение группы лиц с какой-нибудь определенной целью по определенному маршруту. Виды походов: туристические, экологические, военные.

Структура прогулки-похода:

  1. Организационный момент: сбор, перекличка и проведение инструктажа.
  2. Движение группы до привала. Могут быть короткие остановки, как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами.
  3. Привал – конечный пункт прогулки-похода. Место должно быть удобно для отдыха, где есть возможность, например, организовать пикник, поставить палатку, развести костер, организовать игры и т.д.
  4. Сбор детей и уборка территории после привала.
  5. Движение группы до детского сада. Могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.

Прогулки-походы отличаются содержанием и необычностью организации. Проводить их стоит с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. дети уже достаточно самостоятельны, уже сложились дружеские взаимоотношения, начинает формироваться призвольно-волевая сфера, детям свойственна высокая познавательная активность. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес. 

Алгоритм  подготовки прогулки-похода:

  1. Определение маршрута прогулки-похода.
  2. Согласование маршрута с администрацией ДОО.
  3. Тщательное изучение маршрута прогулки-похода, его прохождение взрослыми.
  4. Привлечение родителей для участия в прогулке-походе.
  5. Подготовка необходимого снаряжения.
  6. Подготовка к проведению инструктажа для участников похода (определение даты, времени и продолжительности прогулки-похода, рекомендации по экипировке туриста – форме одежды и содержание рюкзака).

Правила безопасности при проведении прогулки-похода:

  • Движение группы по определенному и спланированному маршруту
  • Сопровождение детей взрослыми, не менее двух взрослых на группу
  • Присутствие медицинского работника и наличие аптечки
  • Проведение переклички по списку (несколько раз в течение похода)
  • Одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды, головной убор обязателен
  • Соблюдение правил дорожного движения при переходе улиц и дорог
  • Соблюдение питьевого режима

Примеры прогулки-похода: «Мы в походе – новички!», «По лесным тропинкам», «Здравствуй,  солнце! Здравствуй, лес», «Туристический поход», «Гнездо орла» и др.

Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. 
Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду. 

Вариантов использования персонажей: например, игрушки могут быть расставлены по всему участку и дети будут самостоятельно их находить, рассматривать, а потом играть с ними.

В младшем дошкольном возрасте удобно использовать игрушки-персонажи (резиновые, би-ба-бо и др.). В старшем  дошкольном возрасте лучше, чтобы персонажа играл взрослый или ребенок старшего дошкольного возраста из другой группы. Прогулки с персонажами должны заранее планироваться, а их сценарии детально продумываться.

Примеры прогулок-развлечений: «В гостях у колобка» (первая младшая группа), «На полянке у реки» (младший дошкольный возраст), «Парк развлечений» (средний и старший дошкольный возраст), «Незнайка из Цветочного города в гостях у ребят» (старший дошкольный возраст), «Веселые герои» (старший дошкольный возраст) и др.

Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников. Для успешного достижения  целей таких прогулок необходимо прежде всего продумать условия проведения прогулки. Интерес у детей будет поддерживаться благодаря разнообразию выносного материала, насыщенности содержания прогулки. Прежде чем отправиться на прогулку-событие, педагогу следует заранее пройти весь маршрут движения детей и определить, в каком мете удобно остановиться для наблюдения, рассматривания, проведения подвижной игры и др. Подобная прогулка может быть проведена с детьми старшего дошкольного возраста. С детьми младшего дошкольного возраста можно также провести прогулку-событие: например, презентация песочницы и использование разнообразных игрушек, которые можно разместить вокруг песочницы и предложить детям строительные и сюжетные игры.

Структура прогулки-события:

  1. Организационный момент – сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии
  2. Знакомство с темой прогулки – ввод в событие
  3. Подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др.
  4. Самостоятельная творческая деятельность детей

Примеры прогулки-события: «Нам песочек привезли» (младший дошкольный возраст), «Песочная страна» (все возрастные группы), «Экспедиция. Охотники за минералами» (старший дошкольный возраст), «С днем рождения, Земля!» (старший дошкольный возраст), «Первый полет  космос» (старший дошкольный возраст),

Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Спортивные прогулки могут проводиться не реже 1-2 раз в месяц, в те дни, когда проводятся занятия, требующие большой умственной нагрузки или занятия по художественному творчеству. Организация спортивной прогулки предполагает знакомство детей с различными видами спорта, спортсменами. Поэтому возможна организация экскурсии или целевой прогулки на стадион, наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники. Важным этапом проведения спортивной прогулки является накопление опыта общения со спортивным инвентарем: ракеткой, мячом, скакалкой и др. так как дети на спортивной площадке играют вместе с педагогом или воспитателем по физкультуре, то они овладевают навыками быстрее, чем при простом объяснении.

Спортивная прогулка может быть насыщена не только двигательной активность, но и деятельностью познавательного характера, например дидактические игры «Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта здесь лишний», «Узнай по силуэту» и др., игры на воображение «Изобрази вид спорта», возможно включение литературного материала.

Спортивные прогулки не требуют особой предварительной подготовки. Но тем не менее, со старшими дошкольниками можно провести предварительные беседы о спорте, видах спорта, истории спортивного движения, распределить роли комментаторов, судей, зрителей, спортсменов и др. С младшими детьми на спортивной прогулке можно играть в разнообразные подвижные игры сюжетного характера с разными основными движениями. Можно подготовить место, где старшие дошкольники будут играть с младшими, давать им двигательные задания. Начиная со старшего дошкольного возраста можно вводить элементы адаптированных к дошкольному возрасту командных спортивных игр: пионербола, футбола, хоккея, тенниса и др. Хорошо вспомнить и народные игры: городки, классики и др. Сценарий спортивной прогулки составляется воспитателем по физкультуре и воспитателем группы.

Структура спортивной прогулки:

  1. Организационный момент или вводная беседа
  2. Подвижные, спортивные игры
  3. Спортивные упражнения
  4. Самостоятельная деятельность детей
  5. Индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников
  6. Подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания

Примеры спортивных прогулок: «Страна спортивных мячей» (все возрастные группы), «Готовимся к Олимпийским играм» (старший дошкольный возраст), «Олимпики на старте» (старший дошкольный возраст), «Веселые старты» (старший дошкольный возраст) и др. 
Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.

В прогулках – трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями.

Проводить прогулки данного типа рекомендуется регулярно, но не чаще 2-3 раз в месяц. Значительное время отводится занятиям трудовой деятельностью, но необходимо подбирать несколько видов трудовых поручений, которые сменяют друг друга, но логично связаны. В процессе прогулки  детей формируется понимание, что труд на природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех. 
Помня, что труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствования движений, укрепления нервной системы, доставляет детям радость и удовольствие, педагог в каждой возрастной группе должен создавать условия для трудовой деятельности в соответствии с возрастом детей.

В младшем дошкольном возрасте детей привлекают для выполнения простейших поручений: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

В средней группе дети уже могут самостоятельно заботиться о растениях, рыхлить землю, вместе со взрослыми на участке выращивать растения и цветы. При этом у детей воспитывается настойчивость и привычка прилагать усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы.

Старшие дошкольники учатся трудиться в любое время года. Осенью могут убирать участок, собирать семена растений, сгребать листья. Зимой дети могут делать убирать снег с дорожки, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями живого уголка. Весной перекапывать, рыхлить землю, делать клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями. Детей нужно учить пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой. Следует помнить, что максимальное время, отведенное на трудовую деятельность детей на прогулке, в старшем дошкольном возрасте составляет не более 30-40 минут.

Детям дошкольного возраста нужно разъяснять правила безопасного общения с предметами и правила выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки. При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила:

  • Работать не в жаркие часы дня, а утром или вечером
  • Материалы и инструменты должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей
  • Запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травмы или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие

Прогулки данного вида носят сезонный характер. От воспитателя такая прогулка требует предварительной подготовки. Особое внимание нужно уделить подготовке инвентаря, продумать размещение детей   при совместных трудовых действиях.

Дети дошкольного возраста с удовольствием участвуют в труде, если видят заинтересованность со стороны взрослых. В конце прогулки необходимо дать оценку проделанной работе.

Примеры прогулок – трудовых акций: «Сбережем цветы», «Трудовой десант», «Цветочки для пчелки», «Ромашки» и др.

Использованная литература

  1. Белая К.Ю., Каралашвили Е.А., Павлова Л.И., Солянникова О.И., Филиппова Н.Н., Бурба И.В., Запивахина Е.М., Антоненкова О.В., Никомарова Е.Ю. Тематические прогулки в детском саду. – М.: УЦ «Перспектива», 2014
  2. «Справочник старшего воспитателя» № 10 -2013, №1, 2,3 - 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. Организация летних прогулок с детьми дошкольного возраста.

Старшие дошкольники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный» словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описывали погоду, активнее используя в своей речи эпитеты, образные в...

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок с детьми дошкольного возраста в зимний период"

Искрящийся на солнце снег, сугробы, сосульки ледяные глыбы не только необыкновенно красивы, но и очень интересны. Сколько занимательных веселых игр предлагает зима! И при этом дарит здоровье и хорошее...

«Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста» (Консультация для педагогов)

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. Наряду с традиционной прогулкой можно проводить ...

Статья на тему "Организация и проведение прогулок с детьми дошкольного возраста"

laquo;Организация и методика проведения прогулки в детском саду».   Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для всестороннего развити...

Сообщение на тему: "Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста".

Сообщение на тему: "Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста"...