Проект "Капелька воды"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Какая ты, капелька?» проведенный в средней группе
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Длительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Актуальность
Наблюдения и опыты развивают у детей любознательность, наблюдательность и эмоциональную отзывчивость, активизируют восприятие и познавательный интерес. Не стоит забывать о ведущем виде деятельности – игре. При проведении экспериментов и в процессе игры дети получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её свойствами. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать и ощущать – именно так они познают окружающий мир.
Вода повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.
Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес.
Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.
Именно поэтому важно дать ребёнку самому переливать воду, окрашивать её, наблюдать за испарением – это возможность для каждого из них познакомиться со свойствами воды, увидеть в таком простом и привычном для них веществе как вода массу интересных особенностей. Знания, полученные ребёнком в процессе собственной деятельности, а это его опыт, усваиваются прочно и надолго.
Цель: расширение знаний о свойствах и качествах воды.
Задачи:
Педагогические
- Изучить литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме;
-Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской деятельности дошкольников;
-Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий);
-Разработать план мероприятий по детскому экспериментированию;
-Создавать в группе условия для развития познавательной деятельности.
Детские
-Формировать представления о воде, ее состояниях;
-Развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности;
-Развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
-Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Прогнозируемый результат.
-проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
-проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
-проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
Методика 3х вопросов
«Что мы знаем?» некоторые свойства воды
«Что мы хотим узнать?» выдвижение гипотез, предположений: кому нужна вода, какая бывает вода, какими свойствами обладает вода, какие есть фокусы с водой?
«Как мы можем узнать?» дети предлагают возможные варианты поиска решения и сбор материала (можно спросить у взрослых, посмотреть в книге, найти информацию дома в компьютере, провести опыт).
Этапы проекта:
- Подготовительный.
Определение направленности проекта, целей и задач;
Создание опытно – экспериментальной зоны в группе;
Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта;
Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
2. Основной.
Беседы:
-«Что мы знаем о воде»;
-«Вода в жизни животных»
Цель: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных).
-«Путешествие капельки»
Цель: Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде)
- Берегите воду»
Цель: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде).
Опытно – экспериментальная деятельность
Опыты:
-«Вода – это жидкость»
-«Вода прозрачная»
-«Растения пьют воду»
-«Перемещение капельки»
- «Какого ты цвета, капелька?»
-«Плавает – тонет»
-«Цветные льдинки»
-«Поднимающаяся вода»
- «Радуга»
Наблюдения
«Сосульки на крыше»
«Гололед»
«Капель»
Познавательная деятельность
НОД «Вода и её превращения»
НОД «Мы изучаем воду»
Совместная деятельность:
-Инсценировка стихотворения «Путешествие капельки»
-Проблемная ситуация «Откуда берутся лужи» с использованием технологии «Фиолетовый лес»
Художественное творчество
- Рисование: «Повисли с крыш сосульки - льдинки»; «рыбки в аквариуме»
Коллективное рисование водой и мыльными пузырями «Букет цветов»
- Аппликация «Разноцветные Капельки»;
- Конструирование «Солнышко и Тучка»;
Работа с родителями
Спортивно -игровое развлечение «Приключения капельки»
Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта;
Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании;
Экспериментальная деятельность детей и родителей «Самый интересный опыт с водой»
- Оформление альбома: «Опыты с водой для дошколят»
(по результатам проведённого дома с детьми опыта, родители и дети оформляют его, и в результате из всех работ оформляется один общий альбом);
Обогащение предметно – пространственной среды:
-создание макета «Где живет капелька»
- создание лэпбука «Капельки воды»
Игровая деятельность
Подвижные игры:
«Ручеек»
«Караси и щука»
«Тучка по небу ходила»
«Лягушки и цапля»
Дидактические игры:
«Какой бывает вода?»
«Собери картинку»
«Кто больше назовет»
«Кому нужна вода, а кому полянка»
«Небо. Земля. Вода»
Игры на интерактивном оборудовании
«Помоги капельке», «Лабиринты»
Сюжетно-ролевая игра
«Путешествие по реке».
Пальчиковые игры
«Гроза», «Дождик-дождик», «Туча и дождик»,
Чтение художественной литературы
Рассказы и сказки:
- «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
- «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
- «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;
- «Сказка о ручейке» Эстер Адам;
Стихотворения:
- «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова;
- «Разговор» С. Погореловский;
- «Ручеек» Т. Жиброва;
- «Дождик» В. Минькова;
- «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.
Загадки, половицы и поговорки о воде
Мультфильмы:
- «Капитошка», «Возвращайся, Капитошка»;
- «Жила-была Капелька…»
Заключительный этап:
Выставка детских работ по проекту;
Оформление уголка - выставки для детей и родителей «Волшебная Капелька»
Изготовление лепбука «Волшебная Капелька»
Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.
Список используемой литературы:
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2006.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Итог проекта.
Проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию. Возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности. Проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи. Активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта. Оформлена картотека опытов с разными предметами исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...