Учите детей любить природу
статья по окружающему миру (средняя группа)

Смагина Елена Борисовна

Учите детей любить природу. Статья содержит материалы об окружающим мире - мире природы, как привить любовь детенй к природе. Даны рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchite_detey_lyubit_prirodu.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

           Учите детей любить природу

      Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них — ознакомление с природой. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Всё начинается со средств народной педагогики: сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых всё навеяно природой. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда.

       «Мир, окружающий ребёнка — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник разума», — говорил В. А. Сухомлинский. Однако далеко не всё может быть понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда формируется правильное отношение к растениям и животным. Одним из основных видов обучения дошкольников, являются дидактические игры по экологическому воспитанию. Благодаря им, дети учатся видеть признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

       Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное отношение к ней — важнейшая задача взрослых. Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения. Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с детьми. Дети по своей природе исследователи, они с радостью и с удовольствием открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. А поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности — задача всех взрослых людей. Дело в том, что саму природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Каждый цветок, каждая птица, каждая бабочка — это страницы Книги природы. Читать её — познавать, изучать природу не так-то просто. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка. Ему кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел: для него поёт скворец, что снег — это много снежинок. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ним, учат видеть, дети захотят узнать ещё больше: о больших деревьях и маленьких жуках, о голосистых весёлых птицах и молчаливых мрачных пауках, о чудесных цветах, пестрых бабочках, мохнатых шмелях и о самой незадачливой траве под ногами. Восприятие природы помогает развивать у детей жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.  

        Основное средство познания природы — наблюдение. Природа способствует умственному развитию, логическому мышлению и речи, развивает художественный вкус. Природа полна необыкновенных чудес.  Она никогда не повторяется. Дети должны знать, что человек преобразует природу с целью ее охраны и улучшения.  

         В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение — это создание уголка «научных исследований в природе», где дети могли бы ухаживать за растениями; это организация системных наблюдений за природными явлениями и объектами; а также приобщение детей к регулярному труду в природе.  Экологическая культура людей, их взаимоотношение с природой зависит от общей культуры. Корни этического поведения в природе закладываются не только в детском саду, но и в семье. Ребёнок с детства должен знать «в лицо» голубя, скворца, мяту, ромашку и другие окружающие его растения, что от природы можно брать в ограниченном количестве, а что вообще нельзя трогать. Экологическое воспитание дошкольников складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края. Взаимосвязь с окружающей средой достигается путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в разных условиях (дома, на даче и так далее). Дети — маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть, так предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. Используя каждый свободный час, желательно идти с детьми в поле, лес, на берег пруда, к реке и т. д. И чем чаще, тем лучше. Самый неприметный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только сам взрослый человек умеет видеть их и раскрыть глаза на них ребёнку. Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона: длина дня, характер осадков, силу и направление ветра. Целесообразно показать детям солнце, луну, звезды, закат и восход, изменение формы луны, распускание почек, опадание листьев, плодоношение, состояние относительного покоя и многое другое. Во время прогулок необходимо научить ребёнка отличать ель от сосны и лиственницы, можно показать дуб, тополь, берёзу, липу. Деревья узнаются по листьям, почкам, коре, особенностям хвои. Интересно сравнить хвою сосны и лиственницы по цвету, величине иголок и жёсткости, шишек у этих растений. Такое сравнение очень помогает детям в дальнейшем запоминании названий деревьев и легко их узнавать. Они хорошо понимают, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что испорченное дерево или кустарник плохо растут. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке, лесу ничего рвать нельзя. Разумеется, экологическое развитие детей в детском саду будет эффективней, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях. Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание на образовательные учреждения. В общении с ними необходимо довести мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть для ребенка авторитетом и образом для подражания. Часто в весеннем лесу можно наблюдать семьи, занимающиеся сбором раннецветущих растений. Массовый сбор их происходит и в первую половину лета. Законом об охране природы и специальными решениями запрещён массовый сбор первоцветов, как хохлатки, медуницы, первоцвета весеннего, прострела (сон-трава), а также ландыша и купальницы, колокольчика персиколистного и др. редких растений. Они занесены в Красную книгу. Стоит сообщить родителям, что массовый сбор цветов в букеты является браконьерством.Для удовлетворения познавательного интереса вполне достаточно составить небольшой букет из одного-трёх цветов с добавлением какой-нибудь зелени. Но при сборе цветов необходимо охранять их подземную часть, нельзя растение вырывать из земли с корнем, сразу же показать ребёнку, как поставить цветы в вазу, чтобы цветы быстро не завяли. Кажется, нет ничего более простого, чем собирать ягоды, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы. Ни в коем случае нельзя ломать ветви с ягодами у шиповника, калины, черёмухи и других кустарников. В таких случаях можно детям задавать вопросы типа: «Что сейчас чувствует это растение?» или «Что они могли бы о тебе подумать?» При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но заострить внимание на внешних признаках. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом плодовое тело или выкручивают из земли, чтобы не повредить грибницу и при этом объяснить, что раскапывание грибницы запрещено. Необходимо серьёзное внимание уделять и ядовитым грибам; их нельзя собирать, топтать ногами, так как они играют свою незаменимую роль в жизни леса. Эти грибы — цепочка в питании живых организмов в природе. Нередко детей привлекают к сбору лекарственных трав. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно. И для чего его применяют. Также целесообразно показать некоторые медоносные растения, такие, как липу, донник жёлтый и белый, гречиху, понаблюдать, как пчёлы посещают их цветки.

     Если ребёнок бывает на даче, он не должен быть пассивным наблюдателем во время работы взрослых. Он может участвовать в посеве и сборе урожая, но при этом нужно им рассказывать о растениях, как их собирать. Полезно выполнять поисково-исследовательские задания. Например, находить больные растения и помогать им, ставя табличку с зелёным крестиком — «нуждается в лечении». В конце зимы с ребёнком можно разбить небольшой огород на окне: посадить лук, мяту, укроп. К уходу за растениями дома ребёнок сначала привлекается эпизодически, а постепенно и самостоятельно может поливать их. По чаще напоминать детям, что природой надо не только любоваться, но и помогать ей. Взрослые должны прививать детям привычку бережного отношения к природе в целом, к лесу, водоёму. И важно быть примером, образцом поведения в природе.

     С древних времён люди многое брали у неё. При этом они нередко не возвращали ей необходимое, не заботились о ней. В результате случилось немало бед: пропали многие растения, замолкли навсегда сотни птичьих и звериных голосов. Исчезнувшие растения и животных теперь можно увидеть только на рисунках или фотографиях. Вслед за вырубленными лесами пересохли совсем или остались «лужами» когда-то полноводные реки, ручьи, озёра. Немало потеряла природа, а значит, потеряли и мы. Поэтому защита родной природы — обязанность всех и отдельно каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практикум для педагогов "учим детей любоваться природой"

развитие наблюдательности у воспитанников в процессе совместной деятельности...

Консультация для родителей «Учите детей любить природу»

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Какими вырастут наши дети, зависит от нас: мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и пр...

Учите детей любить природу.

Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ран...

Буклет "Учите детей любить природу"

Буклет для родителей "Учите детей любить природу"...

Консультация для родителей "Как учить детей любить природу"

Все чаще мелькает  выражение «жестокое отношение к природе». Почему же человек - венец всего живого, - приобретая силу и власть над миром природы, все меньше ценит и уважает её.В мире природы реб...

" Учим детей любить природу"

Консультация для родителей....

Консультация для родителей "Учите детей любить природу"

Консультация для родителей " учите детей любить природу"...