Летние экскурсии в ДОУ
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Проведение экскурсии предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letnie_ekskursiy_v_dou.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Летние экскурсий в ДОУ
Экскурсия к цветочным клумбам
Проведение экскурсии предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Предварительная работа: Чтобы закрепить последовательность зацветания растений на клумбе с апреля по сентябрь создается гербарий совместно с детьми (на листе бумаги приклеиваются засушенные цветы в порядке их появления) Цель: активизировать интерес детей к окружающему миру, систематизировать знания детей о конкретном цветке – ромашке.
Задачи: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту и
разнообразие цветочного мира; Учить детей сравнивать, находить общие и различительные признаки цветов. Развивать мышление, наблюдательность, память, умение делать умозаключения.
Закреплять знания названия летних месяцев и цветов.
Предварительная работа: работа на клумбах по посеву и уходу за цветами, загадывание загадок о цветах, рассматривание картинок с изображением цветов знакомство с их названием.
Ход экскурсии
Воспитатель: Дети скажите, у нас красиво возле детского сада? (ответы детей) - А что особенно украшает территорию детского сада сейчас, летом? (ответы детей)
- Правильно, цветы. Давайте сегодня мы проведем экскурсию по территории детского сада и полюбуемся красотой и многообразием цветочного мира.
Как называются места, где растут у нас цветы?
- Правильно, клумбы. Наш детский сад украшают красивые клумбы с различными цветами. Многие цветы вам знакомы, о некоторых я сегодня расскажу.
Воспитатель: Дети, цветы – символ счастья, доброты, красоты. Поэтому часто, когда хочется сделать приятное человеку, то ему дарят цветы. Вот и сегодня мне хочется сделать вам подарок. Полюбуйтесь ими, рассмотрите повнимательней, можно даже потрогать их, понюхать, но не срывайте такую красоту, а потом свои впечатления мы отразим в рисунках. (Дети любуются цветами, некоторые трогают, рассматривают, нюхают)
Воспитатель: Какое сейчас время года? Назовите летние месяцы Какой сейчас месяц?
А вот теперь назовите цветы, которые цветут в июле месяце. А подсказка для
вас на наших клумбах. (роза, ромашка, бархатцы, )
Воспитатель: Скажите, а почему так красиво цветут цветы на наших клумбах? А вот в лесу цветы не такие крупные.
Дети: за цветами на клумбах ухаживают, а в лесу – нет.
Воспитатель: Да, правильно, чтобы цветы были крупные, четко можно было увидеть их на клумбе за ними надо ухаживать. Вспомним как мы это делали. Дети: Копали землю, сеяли семена или сажали рассаду, поливали, когда земля была сухой, рыхлили почву, пропалывали от сорняков.
Воспитатель: Стоят на клумба сестрички: | |
Золотой у них глазок, | |
Белые реснички | |
О каком это цветке я загадала вам загадку? | |
Дети: Ромашка. | |
Воспитатель: Есть у нас на клумбе ромашка? | |
Дети обращают внимание на ромашку. | ромашки |
Воспитатель: На что похож этот цветок? | цветок? |
Дети: На солнышко с лучиками. |
Воспитатель: Да ромашку всегда сравнивают с ясным солнышком. В нашей стране ромашка является символом чистоты и доброты. Видов ромашек в природе много, но самые известные – ромашка непахучая (показывает) и ромашка аптечная (показывает). Цветы ромашек имеют удивительно целебные свойства. Отвары и настои из нее используют в медицине.Раньше этот цветок называли «романов цвет», со временем люди стали ласково называть «ромашкой». Но по-научному этот цветок называется «нивяник». (Дети повторяют название) Воспитатель: Давайте рассмотрим это маленькое солнышко и расскажем о его строении. Дети: Высокий прямой стебель, покрытый зелеными длинными листьями. В земле цветок держится при помощи корней. Сам цветок состоит из множества белых лепестков и желтой серединкой. Понюхав цветок, дети говорят, что садовая ромашка или нивяник не пахнет. Воспитатель: Садовая ромашка непахучее растение, но насекомых она привлекает своим цветом. Перелетая с одного цветка на другой мухи, пчёлы, бабочки и другие насекомые переносят пыльцу. Ромашка лекарственная имеет целебные свойства и ее тоже применяют в медицине. Заболело горло – поможет отвар поранил колено – промой рану этим же отваром. Хорошо укрепляет наш организм если мы пользуемся лекарствами и витаминами с данным растением. Воспитатель: Ромашка – родной сердцу цветок, добрый, нежный, сердечный, который украшает нашу жизнь, дарит радость и здоровье человеку. Маленькое солнце на моей ладошке – Белая ромашка на зеленой ножке, С белым ободочком желтые сердечки. Сколько на лугу их, сколько их у речки… Воспитатель:Давайте еще раз полюбуемся красивым убранством наших клумб, изобилием цветов. А я вам предлагаю украсить и асфальтированные дорожки цветами. Нарисуйте на асфальте те цветы, которые особенно вам нравятся и тогда наш детский сад будет утопать весь в цветах. Воспитатель раздаёт детям даются цветные мелки. Дети рисуют цветы на асфальте.
Экскурсия на луг
Программные задачи:
- Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения, насекомые.
- Систематизировать знания детей о луге
- Уточнить представления о насекомых, населяющих луг
- Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы
- Вызывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту Предварительная работа:
Рассматривание маршрутного плана; игры «Лото», «Кто живёт на лугу»; рассматривание предметных картинок; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о лете, растениях, насекомых.
Ход занятия.
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.
Дети, о каком времени года это стихотворение? (о лете) Вот мы с вами пришли полюбоваться красотой летнего луга.
Каким, посмотрите, стал луг летом? (зелёным, цветущим, благоухающим,
ароматным, пёстрым, душистым, солнечным и т. д.)
Обратите внимание, что растёт на лугу? (цветы, трава)
Какие цветы? (ромашки, васильки, колокольчики, лютики и т.д.)
Отгадайте загадки о цветах, которые растут на лугу.
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок,
Остался стебелёк. (одуванчик)
Стоит в саду кудряшкаБелая рубашка
Сердечко золотое
Что это такое? (ромашка)
Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики)
Давайте поблагодарим наш луг за красоту!
А на что похож луг? (ковёр, скатерть) Какого цвета луг?
Давайте найдём ромашку на лугу и поздороваемся с ней! Дети, на что похожи листья ромашки? (на лодочку) С чем сравнить её лепестки? (с белой рубашкой) Игра «Лес, луг, огород».
Дети встают в круг, руки опущены. Водящий бегает змейкой и после слов:
«Лес, луг, огород, ты скажи что там растёт?» останавливается напротив ребёнка.
Водящий называет любое растение, а ребёнок должен ответить, где оно растёт. Если он отвечает правильно, то становиться водящим.
Выбрав место для отдыха, воспитатель предлагает детям тихо посидеть и послушать, чтобы потом каждый мог описать то, что он слышал. Если будут слышны птичьи голоса, то учить их различать. Расспросить, кто что знает об этих птицах.
Воспитатель: Ой, смотрите, здесь какая-то дорога, а по ней ползут муравьи. Смотрите, что они тащат? (иголки, сухие травинки) Давайте пойдём около этой дорожки и посмотрим на их дом. Вы знаете, какой дом у муравьёв? Много ли их в нём живёт? Какие ещё насекомые живут на лугу? Отгадайте загадки.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (бабочка) Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (пчела)
Самого не видно,
А песню слышно. (комар)
Модница крылатая
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)
Кто на нами вверх ногами. (муха)
Воспитатель: Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых.
- Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых
- Надо быть осторожными и внимательными на природе
- Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить
- Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите на другое место
- Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.
Вместе с воспитателем проводим наблюдение за насекомыми, их внешним видом, повадками.
Игра «На пенёчке я сижу»
Дети идут по кругу, водящий сидит в центре и говорит:
На пенёчке я сижу, На лужочек я гляжу Там цветочки разные:
Жёлтые да красные,
Белые да синие,
Очень все красивые,
Я цветы не буду рвать…
Дети: Будешь с нами ты играть?
Ведущий: Да
Дети разбегаются, ведущий их салит.
Воспитатель: Мы все любим отдыхать на природе, но там встречается много опасностей (гроза, ливень, ураган) Дети, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (летом) По каким признакам в природе можно догадаться , что приближается гроза? Что бывает раньше – Гром или молния? Гроза опасна сильными разрывами молний. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.
Если гроза застала вас в поле, на лугу лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, металлические предметы из рук выкинуть. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.
Превращения.
Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два – вот и фея теперь я. А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых».
Дети- насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару, пчеле, мухе, шмелю.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
Мы отдохнули на полянке и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, воспитатель хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.
Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять. «
.
Летняя экскурсия «Разнотравье, разнотравье»
Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественнонаучных представлений (времена года. Лето. Травянистые растения летом).
Оборудование: коврики, панамки, рюкзачки по числу детей, мобильные мольберты, акварельные мелки, папка для гербария.
Предварительная работа
Рассматривание изображений травянистых растений на открытках или просмотр слайдов «Растения луга». Разучивание стихотворения «Разнотравье», подвижной игры «Мы венок плели». Проведение беседы «Травянистые растения». Толкование русских народных пословиц и поговорок, в которых упоминаются растения. Ознакомление детей с народными приметами, в которых упоминаются растения.
Ход экскурсии
Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на травянистые растения, которые им встречаются.
На месте педагог предлагает детям расстелить коврики и разместиться на тенистой лужайке.
Педагог. По дороге мы с вами увидели много разных травянистых растений, разных трав. Разные травы окружают нас сейчас. Их называют красивым русским словом «разнотравье». Слышите, из каких слов образовано слово «разнотравье»?
Дети. Из слов «разные» и «травы».
Педагог. Правильно. Вспомните стихотворение о разнотравье, которое мы выучили.
Один из детей рассказывает стихотворение.
Разнотравье
Разнотравье, разнотравье, На полянах лето правит.
Травы свежи и не смяты.
У ручья раздолье мяты,
Дальше мятлик колосится, Рядом свежая душица.
На пригорке, погляди-ка,
В красных звездочках гвоздика,
Лопуха большие листья,
У тропы — тысячелистник,
А у леса на опушке —
В серебре медвежьи ушки. Дальше прямо у березки
Пролила кукушка слезки.
Разнотравье, разнотравье...
На полянах лето правит.
Педагог. Названия каких травянистых растений прозвучали в этом стихотворении? Перечислите их.
Дети. Мята, мятлик, душица, полевая гвоздика, лопух, тысячелистник, медвежьи ушки, кукушкины слезки.
Педагог. Молодцы! Вы запомнили названия всех травянистых растений. Мы рассматривали с вами их изображения на открытках. Попробуйте найти некоторые из этих растений на поляне.
Дети расходятся по поляне и ищут знакомые растения, а потом все вместе рассматривают их и объясняют, по каким признакам нашли их. Целесообразно показать детям одно-два еще не знакомых им растения, например тимофеевку подорожник, которые часто можно встретить в поселке. Можно предложить детям понюхать, как по-разному пахнут растения. Пусть аккуратно срывают, растирают пальцами и нюхают листья растений, а потом рассказывают о своих впечатлениях.
Педагог. Разойдитесь по поляне и постарайтесь найти знакомые растения.
Дети расходятся по поляне, ищут растения. Все вместе рассматривают их еще раз. Педагог достает папку для гербария.
Педагог. А теперь давайте аккуратно соберем листики и цветки разных растений, засушим их, а потом сделаем коллаж «На лужайке летом».
Дети собирают травянистые растения, педагог укладывает их в папку, а потом организует заключительную беседу.
Педагог. Сегодня мы говорили о разных травах, о разнотравье. Вспомните пословицы, поговорки, народные приметы, в которых упоминаются травы и цветы.
Дети перечисляют известные им пословицы, поговорки, народные приметы.
Много воды — много травы.
Без росы трава не растет.
Если утром трава сухая — к ночи жди дождя.
Июль — макушка лета, середина цвета.
Хвались сеном, а не травой.
Без корня и полынь не растет.
Без матушки родной и цветки не цветно цветут.
Если летом много щавеля, зима будет теплой.
Педагог предлагает детям объяснить, как они понимают перечисленные ими пословицы и поговорки. Дети выполняют задание.
1-й ребенок. Без корня и полынь не растет. Это значит, что у человека должны быть корни — семья, родные люди.
2-й ребенок. Без матушки и цветы не цветно цветут. Это значит, что без мамы все плохо.
Экскурсия «Работяги-муравьи»
Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественнонаучных представлений (времена года. Лето. Насекомые летом).
Оборудование: коврики, панамки, лупа, рюкзачки, мобильные мольберты, бумага для рисования, акварельные мелки.
Предварительная работа
Просмотр слайдов или открыток по теме. Разучивание загадки о муравьях, стихотворения «Добрый великан», подвижной игры «Работяги-муравьи». Проведение беседы «Жизнь в муравейнике».
Ход экскурсии
Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. На месте педагог подводит детей к муравейнику.
Педагог. Сегодня наша экскурсия посвящена муравьям. Вы помните, как называется их дом?
Дети. Их дом — муравейник.
Педагог. Не подходите близко к муравейнику! Муравьи защищают свой дом: они могут заползти к вам на обувь, потом на открытую кожу и причинить вам боль. Встаньте в отдалении и рассмотрите муравейник. Что он вам напоминает?
Дети. Муравейник похож на пирамиду или большую кучу песка. Еще он напоминает большой дом, в котором живут много-много маленьких жителей. В этом доме много входов и выходов. Жители дома снуют туда-сюда, занимаются своими делами, тащат в дом травинки, веточки, хвоинки.
Педагог. Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать: На опушке под сосной Что за терем расписной?
Много в доме том ворот, Входит в них честной народ, Тащит в терем палки, ветки. Там хранятся в яйцах детки.
А народец очень дружный.
Кто же он — сказать вам нужно.
Дети. Этот народец — муравьи, а терем — это муравейник.
Педагог. Муравейник, муравьи — слова одной семейки. Попробуйте подобрать еще слова из этой семейки.
Дети. Муравьиный, муравьишка, муравьиха, муравьята, муравьище, муравьед.
Педагог. Отлично! Я даже не ожидала, что вы подберете так много слов. Молодцы! Теперь давайте рассмотрим одного из муравьев, который отошел подальше от муравейника.
Педагог достает лупу. Дети рассматривают муравья с помощью лупы.
Педагог. Опишите муравья. Расскажите все, что знаете о муравье.
Примерный рассказ детей
Муравей — небольшое насекомое. У него есть голова, туловище, которое состоит из двух частей, шесть ног. На голове есть длинные усики, большие глаза.
Муравей живет в лесу в муравейнике. Муравейник — это верхняя часть муравьиного гнезда. То, что мы называем муравьиными яйцами, на самом деле — куколки муравьев, заключенные в коконы. Самец и самка-царица имеют крылья.
Муравьи — полезные насекомые, потому что они уничтожают вредных насекомых, например тлю.
Педагог оценивает рассказ и предлагает детям поиграть.
Игра «Берегитесь, муравьи!»
От зари и до зари
Все в работе муравьи.
(Дети идут по кругу, изображая, что несут на плече груз. В центре стоит водящий.)
Строят, строят общий дом,
(Меняют направление движения.)
Ветки тащат всемером,
Дружно трудятся ребята,
(Встают лицом в круг, смыкают поднятые руки над центром круга.) Муравейник — вот их хата. Только вдруг беда стучится Прилетела злая птица.
(Передвигаются по кругу, совершая поскоки.) — Разбегайтесь! Не зевать! (Эти слова произносит педагог.) Птица вас идет клевать!
(На слово «клевать» дети разбегаются по площадке. Водящий-«птица» пытается их пятнать. Они убегают в «муравейник» — за линию в дальнем конце площадки.)
Когда дети наиграются, педагог предлагает им отойти подальше от муравейника, расстелить коврики, достать принадлежности для рисования и нарисовать по памяти муравья. Дети выполняют задание. Педагог предлагает им рассмотреть рисунки и выбрать лучший. Все вместе аплодируют победителю, а потом убирают принадлежности для рисования в рюкзачки.
Педагог. А теперь скажите, можно ли разрушать муравейники, бросать в них камнями, бить по ним палкой?
Дети. Этого делать нельзя. Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают вредных насекомых. Не зря в парках и лесах муравейники окружают заборчиками, чтобы их случайно никто не разрушил.
Педагог. Вспомните и расскажите все вместе стихотворение о том, как нужно относиться к насекомым.
1-й ребенок.
По лужайке я шагаю, Наблюдаю, примечаю.
Я гуляю в мире лета, Вижу все его секреты.
2-й ребенок.
Вот большое коромысло Над речушкою зависло.
Стрекозу так называют.
Это каждый школьник знает.
3-й ребенок.
Фигуристка-водомерка
По воде, как по фанерке, Пробежала, проскочила, Даже ног не замочила.
4-й ребенок.
Майский жук, как рыцарь в латах, Очень страшный и усатый. Жук над веткою жужжит, От жужжанья весь дрожит.
5-й ребенок.
Все букашки копошатся, Все букашки суетятся. Я могу их раздавить, Раздавить, переловить.
6-й ребенок.
Ведь для них я — великан, Великан из дальних стран. Но!
Великаны — кто не знает — Очень добрыми бывают!
Педагог. Обидел ли насекомых герой стихотворения? Дети. Нет, не обидел. Он же добрый великан.
Педагог. Я надеюсь, что вы тоже будете добрыми великанами и никогда не будете обижать насекомых. А сейчас наша экскурсия окончена. Скоро закончится и лето, и вы пойдете в школу. Думаю, вам пригодится все, что вы узнали во время наших экскурсий.
Педагог и дети возвращаются в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки летних экскурсий для детей 3-4 лет
Программные задачи:Обратить внимание детей на цветы, растущие на клумбах, насекомых и представителей животного мира, которых можно встретить на участке для прогулок, заложить основу для последующих на...
Методическая разработка летней экскурсии для детей 3-4 лет по теме « Что растёт на нашем участке?». Составлена воспитателем Карсаковой М.Г.(2016)г.
Цель:· познакомить детей с растениями участка: деревьями, кустами, травой; ·...
Сценарий летней экскурсии для детей старшей дошкольной группы.
Данный сценарий представляет собой квест. На каждой станции ребята должны выполнить задание, связанные с летними изменениями в природе. Задания представлены в форме дидактических игр.Так дети знакомят...
Летняя экскурсия «Лето красное пришло...» для детей подготовительной к школе группы
Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета)....
Летний досуг в подготовительной группе на тему: Лето. Признаки лета. Летняя экскурсия «Лето красное пришло...» для детей подготовительной к школе группы.
Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета).Оборудование: коврики, панамки, схема плетения венка.Предварительная...
Летняя экскурсия по детскому саду
В гостях у малышей...
Досуг для детей "Летняя экскурсия по экологической тропе"
Цель: Ознакомление с природой и природными явлениями летом....