Картотека опытов по экологии
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Картотека опытов
«Вода при замерзании расширяется»
Задачи:
Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
Ход:
Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?
Вывод:
В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.
«На свету и в темноте»
Задачи:
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материалы. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.
Итоги. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).
«Кому лучше?»
Задачи:
Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Материалы. Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.
Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.
Итоги. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.
«Вода нужна всем».
Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии прорастании растений.
Опыты с животными.
Выявление действия чувств животных.
«Обоняние»
Цель. Развитие познавательно-исследовательской деятельности по определению обоняния у кошки.
Содержание. Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами.
«Слух»
Цель. Выяснение, хорошо ли слышит кошка.
Содержание. Предложить детям шепотом позвать кошку, поскрести ногтем по поверхности стола.
«Любимый корм»
Цель. Выяснение, какой корм любит животное.
Содержание. Разложить перед животным различные виды корма.
«Как кошка язычком чистит себе шёрстку»
Цель. Выяснение, как моется кошка.
Содержание. Потрите грифель карандаша о палец, пока на пальце появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите палец и пилку. Потрите о ватный тампон. Осмотрите пилку и тампон. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет.
Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений
«С водой и без воды»
Цель. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.
Содержание. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить семена – сухие и проращенные. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой.
«На свету и в темноте»
Цель. Подвести детей к выводу о необходимости света для растений.
Содержание. Два одинаковых растения поместить одно в тёмное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.
«В тепле и в холоде»
Цель. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.
Содержание. Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в тёплое место, другое – в холодное.
«Вода – это хорошо или плохо?»
Цель. Формирование представлений о разной потребности растений во влаге.
Содержание. Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узам Барскую фиалку.
«Растения теряют воду через испарение»
Цель. Формирование понятий о способе потери воды растениями.
Содержание. Поместить пакетик на лист и надёжно прикрепить его стеблю растения в горшке клейкой лентой. Поставить растение на 2-3 часа на солнце.
«Фабрика питания»
Цель. Формирование знаний о том, что растение может само себя обеспечить питанием.
Содержание. Поместить маленький горшочек с растением целиком в банку, и плотно закрыть крышкой. Поставить банку в светлое место.
«Выращивание растений из морковных верхушек»
Цель. Формирование знаний о том, что морковь можно вырастить из морковных верхушек.
Содержание. Посадить верхушки в песок срезами вниз.
«Лабиринт»
Цель. Формирование знаний о том, как растение ищет свет.
Содержание. Поместить проращённые клубни картофеля в коробку-лабиринт с отверстием для света.
«Что потом?»
Цель Формирование знаний о влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений.
Содержание. На части грядки не пропалывать и не прореживать растения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов по экологии
Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта Содержание опыта Показать, что в почве есть воздух. Напомнить о том, что в Подземном царстве — по...
Картотека опытов по экологии
Картотека опытов по экологии...
Картотека опытов по экологии
Опыты с почвой и ветром, опыты с водой, опыты с магнитом и солнечным светом...
Картотека опытов по экологии
Опыты по экологии...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ПО ЭКОЛОГИИ
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ПО ЭКОЛОГИИ...
Картотека опытов по экологии
Построение занятий с использованием технологии исследовательского обучения дошкольников (А.И. Савенков), ТРИЗ-технологии (Г.С. Альтшуллер), технологии проблемного диалога (Е.Л. Мельникова), техно...
Картотека опытов по экологии в средней группе.
Содержание: Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта: Показать, что в почве есть воздух. ...