Картотека игр "Первый дар Фрёбеля"
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Играя с мячиками, дети знакомятся с сенсорными эталонами, пространственными представлениями, с утверждением и отрицанием, развивают речь, мелкую моторику, познают окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр «Первый дар Фрёбеля»
(шерстяные мячики)
для детей раннего возраста
Составила:
воспитатель
Чернобылец Н.А.
Первый дар Фрёбеля – небольшие, мягкие мячики на ниточке, связанные из шерсти и окрашены в цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Играя с мячиками, дети знакомятся с сенсорными эталонами, пространственными представлениями, с утверждением и отрицанием, развивают речь, мелкую моторику, познают окружающий мир.
Развивающий набор «Дары Фрёбеля» можно применять на индивидуальных, групповых, и фронтальных занятиях, а также в режимных моментах.
Упражнение «Сжимание мяча»
Задачи:
- познакомить детей с шерстяными мячами и возможными действиями с ними;
- развивать мелкую моторику, внимание, речь;
- воспитывать интерес к игре.
Воспитатель предлагает ребенку взять в руки мяч и сжать его. Проговаривая: «Сожми мячик, смотри, он сжался, стал маленьким; разожми руку – мячик снова стал большим и круглым». Вывод: мяч круглый, мягкий, его можно сжать, после манипуляций принимает исходную форму.
Упражнение «Подбрасывание, метание, ловля мяча»
Задачи:
- познакомить детей с мячами и их свойствами;
- развивать мелкую моторику, мышление, воображение, речь;
- воспитывать интерес к играм с мячами.
Ребенку предлагается взять мячик и бросить его вдаль. Можно предложить сбить игрушку, перекидывать мячик друг другу. Далее предложить ребенку подкинуть мяч вверх и поймать его. Вывод: с мячом можно играть, его можно подкидывать, ловить, бросать вдаль.
Упражнение «Катание мяча»
Задачи:
- познакомить детей с мячами и их свойствами;
- развивать речь, воображение, мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательное взаимоотношение к сверстникам во время игры.
Ребенку предлагается взять мяч и покатать его. Вывод: мяч катится.
Игры-манипуляции
Задачи:
- познакомить детей с некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, летательные движения, плавательные движения (используется мячик на веревочке);
- развивать мелкую моторику, речь, воображение, мышление;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Игра «Покачай мячик»
Мячик в руки мы возьмём.
И туда-сюда качнём.
«Кач-кач», «Кач-кач».
(раскачивание мяча из стороны в сторону)
Игра «Балованный мячик»
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
(раскручивание мячика, держа за ниточку).
Игра «Бегом-бегом»
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
(вращение мяча по кругу)
Игра «Прыг-скок»
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
(подтягивание мяча за веревочку вверх-вниз).
Игра «Мячик спрятался»
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
(спрячь и достань мячик из коробочки).
Игра «Пила»
Я пила, пила, пила,
Всё пилю, пилю, пилю,
Перепиливаю!
(Вперёд-назад, вперёд-назад).
Игра «Лиса»
Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…
(вращать мячиком).
Игра «Рыбка»
Воспитатель берет мячик за веревочку, кладет на вертикальную поверхность и тащит: сначала по прямой, потом зигзагообразно, приговаривая:
«Рыбка плавает в пруду.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Рыбка плавает всегда.
Да-да-да, да-да-да!»
Дети могут играть одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.
Игра «Часики»
Воспитатель берет мячик за веревочку, опускает вниз и начинает раскачивать в воздухе из стороны в сторону, приговаривая: «Часики идут: тик-так, тик-так»
Далее повторить игру предлагается детям.
Игра «Найди цветной мячик».
Задачи:
- познакомить с основными цветами, формировать сенсорные эталоны – цвет;
- развивать речь, мелкую моторику, сенсорные способности;
- воспитывать интерес к игре со сверстниками.
Играть можно индивидуально и с подгруппой детей.
Варианты игры:
1. Воспитатель показывает ребенку (детям) мяч и предлагает найти мяч такого же цвета (найти дружочка, братика);
2. Воспитатель называет цвет и предлагает показать ребенку (детям) мяч такого же цвета.
Игра «Какого мяча нет?»
Задачи:
- формировать сенсорные эталоны – цвет, знакомить с основными цветами;
- развивать мелкую моторику, сенсорные способности, внимание;
- воспитывать интерес к игре.
Игру можно проводить индивидуально и с подгруппой детей.
Воспитатель выкладывает 4 мяча основного цвета (желтый, красный, зеленый, синий) и называет цвета, затем предлагает детям закрыть глаза и убирает один мяч, затем предлагает принести или показать в ряду оставшихся мячей, мяча какого цвета не стало.
Игра «Путешествие цветных мячиков»
Задачи:
- формировать сенсорные эталоны – цвет, познакомить с основными цветами;
- развивать двигательную активность, внимание, воображение, речь;
- воспитывать дружелюбие, интерес к игре.
Игру можно проводить индивидуально и с подгруппой детей.
Варианты игры:
1. Воспитатель берет мячик и говорит детям, что он очень любит путешествовать (гулять) и находить себе «дружочков» такого же цвета. Предлагает погулять вместе с ними, взяв один из мячиков.
2. Воспитатель предлагает детям выбрать себе мячик любого цвета и самостоятельно погулять с ним по группе и найти мячику «дружочков» (игрушки такого же цвета).
Игра «Мячик спит»
Задачи:
- познакомить детей с основными свойствами шара;
- расширять пассивный словарь детей словом «шар» (состояние покоя на горизонтальной поверхности), развивать мелкую моторику, внимание;
- воспитывать интерес к игре.
Воспитатель кладет мячик на стол и говорит: «Мячик не двигается, он лежит спокойно. Мячик спит. Стол прямой и если мячик не трогать, то он будет лежать неподвижно».
Игра «Мячик катится по дорожке»
Задачи:
- познакомить детей с основными свойствами шара;
- пополнить пассивный словарь детей словом «шар» (движения по поверхности), развивать память, воображение, мышление;
- воспитывать интерес к играм с шарами.
Воспитатель кладет шар на стол и толкает его. Обращает внимание на то, что мячик катится. Предлагает детям толкнуть мяч и посмотреть, как он будет катиться. Далее, можно сделать прямую дорожку из кубиков и т. п. и прокатит мячик по ней.
Игра «Мячик катится по тропинке»
Задачи:
- познакомить детей с основными свойствами шара. Пополнение пассивного словаря детей словом «шар» (движение по кривой поверхности);
- развивать воображение, внимание, мелкую моторику;
- воспитывать интерес к игре со сверстниками.
Воспитатель вместе с детьми строит из конструктора, палочек, трубочек, шнурков и т д. кривую дорожку. Кладет мячик на дорожку и толкает его. Мяч катится по кривой дорожке. Вывод: мячик может катиться не только по прямой дорожке, но и по кривой.
Игра «Волшебный мешочек»
Задачи:
- познакомить с шерстяными мячиками, учить детей на ощупь определять текстуру (мягкий-твердый);
- развивать мелкую моторику, речь, внимание;
- воспитывать дружелюбие.
Воспитатель предлагает детям достать из волшебного мешочка шерстяные мячики, потрогать их, покачать их за веревочку из стороны в сторону «влево-вправо», затем «вверх-вниз», повращать.
Игра «Сними урожай»
Задачи:
- учить надевать мячики с веревочкой на пальчики и снимать их;
- развивать мелкую моторику, воображение, речь;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям.
Воспитатель надевает на пальчики мячики с веревочкой, и говорит детям, что рука это дерево, а и пальчики веточки нужно с дерева снять урожай с яблоками. Затем просит детей также повторить, при необходимости помогает.
Игра «Светофор»
Задачи:
- учить детей назвать и различать цвет светофора, выкладывать сигналы светофора из шариков соответствующего цвета;
- развивать внимание, память, мышление, речевые навыки общения, чувство цвета;
- воспитывать интерес к правилам дорожного движения.
Воспитатель предлагает поиграть в светофор, из коробочки дети достают шерстяные мячи и по образцу выкладывают по цвету светофора.
Игра «Разноцветные шарики»
Задачи:
- учить детей различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый);
- формировать умение соотносить цвета шариков с цветом шнурка; развивать внимание, мышление, чувство цвета, память, навык речевого общения;
- воспитывать чувство радости.
Воспитатель предлагает детям взять шарики из коробочки одной рукой и соотнести цвет шарика с цветом шнурка.
Игра «Разноцветная гусеница»
Задачи:
- учить выкладывать шарики друг за другом, обращать внимание на цвет, различать основные цвета;
- развивать сенсомоторные навыки, внимание, память, усидчивость;
- воспитывать дружелюбное взаимоотношение к сверстникам.
Воспитатель предлагает детям из шерстяных мячиков выложить разноцветную гусеницу.
Игра «Найди друга»
Задачи:
- учить детей подбирать мяч по цвету и форме;
- развивать внимание, память, мышление, навык речевого общения, мелкую моторику руки;
- воспитывать эмоциональность, интерес к игре.
Воспитатель предлагает взять один шерстяной мячик и найти ему друга по цвету и форме.
Игра «Цветные дорожки»
- учить детей выкладывать дорожки из шерстяных мячиков различной длины и ширины;
- развивать внимание, память, мышление, навыки речевого общения;
- воспитывать интерес к игре.
Воспитатель предлагает из шерстяных мячиков сделать дорожки разной длины и ширины.
Игра «Один-много»
Задачи:
- учить детей различать понятия «один и много», выкладывать две группы мячиков, различных по количеству;
- развивать глазомер, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
- воспитывать интерес к игре.
Воспитатель предлагает детям взять мячики из коробочки и выложить их на стол, деля их на 2 группы по количеству, в одной группе 1 мячик, в другой много.
Игра «Найди домик»
Задачи:
- учить детей находить по цвету мячика домик, различать основные цвета;
- развивать внимание, речь, мелкую моторику;
- воспитывать интерес к игре.
Воспитатель предлагает детям взять мячик и найти ему домик такого же цвета (домики можно положить из колец пирамидки).
Игра «Прокати мяч с горы»
Задачи:
- познакомить со свойствами мячика, катить мячики по наклонной поверхности, с горы, познакомить с геометрическими фигурами - круг, квадрат;
- развивать мышление, речь, мелкую моторику, познавательный интерес;
- воспитывать дружелюбное взаимодействие со сверстниками.
Воспитатель вместе с детьми строит небольшую горку из конструктора, ставит мячик наверх горки и отпускает. Обращает внимание на то, что мяч катится с горки вниз. Предлагает детям повторить то же самое. Затем предлагает взять кубик и попробовать его скатить с горы, акцентируя внимание на форму, что он квадратный и не катится. Вывод: мячик катится с горки вниз. Предлагает положить мячик под горку. Обращает внимание на то, что мяч самостоятельно по горке вверх не катится.
Игра «Ловишки»
Цель: развитие двигательной активности
Мяч на веревочку прицепляется сзади каждому ребенку, а цель догоняющего, поймать и отобрать шарик.
Игра «Попади в цель»
Цель: развитие координации движений, глазомера
Воспитатель раскладывает обручи, детям раздаёт мячи, задача детей попасть в обруч мячом.
Игра «Скачут мячики»
Задачи:
- познакомить детей с некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, плавательные движения, летательные движения, движения вверх-вниз;
- развивать мелкую моторику, речь, внимание;
- воспитывать интерес к играм с мячами.
Воспитатель берет мячик и бросает его на любую горизонтальную поверхность. Мячик отскакивает. Можно действия сопровождать словами: «Мячик скачет: прыг-скок»
Далее повторить игру предлагается детям.
«Голуби»
Задачи:
- познакомить детей с некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, плавательные движения, летательные движения, летательные движения (используется мячик на веревочке);
- развивать воображение, мышление, речь, мелкую моторику;
- воспитывать интерес к игре.
Воспитатель берет мячик за веревочку, и подбрасывает вверх. Веревочку не отпускает. Мячик летит.
Дети могут играть одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»...

Картотека игр с использованием набора "Дары Фрёбеля".
Игры с использоанием набора "Дары Фрёбеля" занимательны, развивающие, способствуют формированию коммуникативных качеств детей....
Картотека игр "Дары Фрёбеля"
Картотека игр "Дары Фрёбеля"...

Картотека игр "Дары фрёбеля"
Набор дидактических игр для детей 3-4 лет с использованием игрового набора "Дары Фрёбеля"...

Картотека игр «Дары Фрёбеля»
Картотека игр «Дары Фрёбеля»Дидактическая игра « Точки»Возраст: с 3 летЦель : Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для укрепления и развития руки ребёнка, координаци...