Образовательный проект "Эх, валенки!"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проведение познавательного проекта в страшей группе по ознакомлению детей с историей возникновения валенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eh_valenki.docx | 299.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №106 общеобразовательного вида»
г. Сыктывкар
Проект «Эх, валенки!»
по приобщению
детей среднего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.
Фестиваль педагогического мастерства по проектной и исследовательской деятельности
Составители: Сергиенко Анна Леонидовна,
Морозова Марина Валентиновна
Сыктывкар, 2023
Проект «Эх, валенки!» по приобщению
детей среднего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.
“Нет ничего более интересного, чем русские валенки.
Сохранять их - значит сохранять русскую культуру»
Актуальность проекта.
В современном мире все меньше людей задаются вопросом: откуда пришли к нам вещи, которые окружают нас в быту. Наша жизнь удобна и комфортна. А что сделало ее такой? Кто и как придумал вещи и обувь, которую мы носим каждый день, не задумываясь об их значимости?
Творить, проявлять любознательность – это главная задача данного проекта. Не надо ставить сложных задач, чтобы побуждать ребенка проявлять интерес к истории, творчеству. Каждая вещь, которую мы держим в руках – история человечества.
В рамках единой общесадовской темы «Народные традиции» был осуществлен наш проект «Русские валенки», который позволил нам наработать интегрированные формы взаимодействия с педагогами, детьми и родителями по приобщению детей среднего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.
Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны.
Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера, часть русской истории и культуры. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми.
Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь, свадьбы играли. Валенки в старину были очень ценным подарком, и их носили только зажиточные крестьяне. Если в семье были хотя бы одни валенки, то она считалась богатой. Они передавались по наследству из поколения в поколение.
Данный проект поможет детям узнать о традициях русского народа; познакомиться с русскими народными промыслами; историей русских валенок; песенным и танцевальным творчеством. Реализация проекта направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности.
Цель проекта: Приобщать детей к ценностям семейных и национальных
традиций русского народа, формировать у детей знания о народной культуре.
Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их
новому поколению.
Задачи проекта:
- развивать интерес детей к народному быту;
- познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок и процессом их изготовления;
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательно - творческой деятельности.
- Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание получать новые знания
- Воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа.
Срок реализации проекта: 1 неделя.
Название и форма итогового мероприятия: Совместная выставка Детско-родительского творчества «Валенки, валенки – не подшиты стареньки».
Ожидаемые результаты:
У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.
Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Виды деятельности:
Игровая; познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, конструирование, музыкальная, двигательная
Содержание деятельности детей и взрослых
в процессе реализации проекта
1 этап - Подготовительный.
Постановка проблемы, мотивация, целеполагание.
С чего начался проект? Началом реализации любого проекта становится образовательная ситуация, в основе которой всегда лежит проблема. В данном случае тема разговора была выбрана самими детьми. При рассматривании иллюстрированного альбома «Одежда коми народа» Катя заметила и задала вопрос об интересной обуви, не похожую на сапожки. Детям стало очень интересно о назначении и использовании этой обуви (их названия, материал из чего они изготовлены) и как они видоизменились со временем. Дети задавали такие вопросы: «Почему обувь черная? А не цветная? «Из чего сделана такая обувь?», «Как ее раньше шили и сейчас?», «Почему раньше обувь была такая?»
Дальше, что требовалось от нас – это поддержать инициативу детей, поддержать их любознательность и активность. Мы заинтересовались, и обсуждение началось с вопросов:
- Есть ли у вас дома такая обувь, как в альбоме?
- Видели ли вы где-нибудь такую обувь?
- Как вы думаете, как и откуда появились эта обувь?
- Что мы можем сделать, чтобы такая интересная обувь появились у нас в группе?
- Кто нам может в этом помочь?
- Что мы можем узнать о процессе изготовления?
- Что мы должны сделать, прежде чем приступить к изготовлению, изучению?
Так, в процессе обсуждения темы дети пришли к выводу, что такую обувь они встречали в магазинах, дома, у многих ребят она есть дома и они ее носят, но она более современная. Для этого необходимо собрать информацию про старинную обувь, организовать выставку. Помочь им в этом могут взрослые – родители, воспитатели.
Процесс постановки проблемы, мотивации, цели плавно перешел в планирование предстоящей с детьми деятельности. В общий план необходимо было вписать детей и определить перечень предстоящих дел.
2 этап - Планирование детской деятельности.
В процессе планирования работы необходимо было натолкнуть детей, помочь им с составлением алгоритма работы. Для этого привлеклись специалисты и работа самого воспитателя, в течение недели дети были привлечены к различным формам совместной деятельности.
Таблица 1. Формы совместной деятельности
с детьми на этапе планирования.
Детская деятельность | Формы организации | Взаимодействие с родителями |
Коммуникативная | - Речевая ситуация – внесены иллюстрированные альбомы, дети их рассматривают, фиксирование вопросов, проблемных ситуаций. -Речевые упражнения «Угадай из чего сделано?», «Что это?», «Для чего это необходимо?» (назначение) | Внесение иллюстрированных альбомов «Интерьер русской и коми избы», «Предметы быта и одежда коми народа» Информационно- рекламное сообщение родителям о предстоящем проекте |
Игровая | - Сюжетно-ролевая игра «На праздник в гости» с внесением предметов одежды и обуви. -игра – имитация «Как правильно использовать?» | Рекомендации для родителей «Сюжетные игры детей дома!», «Играем и фантазируем» |
Познавательно-исследовательская | - Рассматривание иллюстраций, альбомов о старинных и современных видах обуви. - НПИ «Что сначала, что потом», «Загадочные пазлы», «Найди пару», «Что было раньше, что сейчас» | Выставка альбомов |
Продуктивная | - раскраски «Расписные валенки», «Обувь», «Одежда». -Игры «Найди лишнее», «Что сначала, что потом», «Коми орнаменты» | Участие в выставке, создание видеороликов. |
Трудовая | - Ручной труд «Валенки – теплая обувка» (выбор детей пластилин или соленое тесто) | Выставка детского творчества |
Здоровье | - Подвижные зимние забавы с валенками (сюжетные и спортивные игры. | Рекомендации для родителей «А в какие игры играют ваши дети?» |
Детские вопросы:
- Как такую обувь можно сделать самому?
- Из чего они сделаны?
- Использовали ли такую обувь в других странах?
- Кто делал валенки - мужчины или женщины?
- Делают или нет сейчас валенки и где?
- Могут ли наши мамы и папы их сделать?
Проектная деятельность предполагает обязательный итог всего процесса в форме какой-либо презентации продукта. У детей не сформирована потребность презентовать свой или сделанный кем-то продукт труда. Поэтому на этапе планирования важно было навести детей на то, что они сами могут выбрать доступную для них форму презентации. В этом большую и ценную помощь оказала такая форма работы с детьми, как просмотр мультимедийной презентации «История валенка», «Как создаются валенки?»
Идеи детей по выбору способа презентации творческого продукта:
- Показать валенки на творческой выставке
- Сделать альбом об истории валенка с фотографиями
- Придумать загадку, сказку о валенке
- Изготовить с родителями свой валенок подручных материалов
Основу плана, выдвинутую детьми и родителями, в дальнейшем выработали маршрут реализации проекта.
3 этап – Основной.
Творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей было разнообразным по форме: мультимедийные презентации, совместные выставки, специально-организованные занятия по знакомству с историей происхождения валенка и изготовление их из шерсти и войлока.
Таблица 2. Формы совместной деятельности
с детьми на основном этапе реализации проекта.
Детская деятельность | Формы организации | Взаимодействие со специалистами | Взаимодействие с родителями |
Коммуникативная | - Познавательно-речевые игры «Узнай по описанию», «Угадай, о чем говорю» - Дидактическая игра «Найди лишнее», лото «Что сначала, что потом», «Из чего мы сделаны», Найду пару», «Что было раньше, что потом!» Цель: развивать речевые умения в составлении описательных рассказов, опираясь на схему – алгоритм. - Речевая игра «Подбери правильно» Цель: развивать коммуникативные умения в назывании предметов быта старины. | Воспитатели группы. | Родители с детьми готовят индивидуальные выступления – презентации (по направлениям проекта: участие в выставке, создание альбомов. |
Игровая | - Театрализованные игры «В избушку в гости» Инсценировка сказки «Теплые валенки» - Подвижные игры коми народа: «Кто ты», «Игра в царя», «Стой олень», «Медведюшка»; хороводная игра «Воробей» - Сюжетно – ролевая игра «Коми изба» (экскурсовод - ребенок). -Дидактические игры: Игры – забавы на прогулке «Веселые валенки» Модное дефиле в валенках . | Воспитатели группы | Рекомендации родителям «Игры своими руками» (изготовление игр своими руками) |
Познавательно – исследовательская | - Рассматривание коми избы (муляж) Особенности строения, назначение помещений внутри избы. - Чтение схем последовательного рассказывания, составления описательных рассказов об истории валенка - Разгадывание загадок, разучивание стихотворений, чтение мини-рассказов об обуви и их изготовлении. - Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций о валенках в разных странах. - Просмотр видеороликов об изготовлении валенок: выбивание, валяние, скрутка и т.д. - Встречи – минутки «Я вам расскажу о создании альбома» Совместная работа родителей и детей. - Рассматривание выставки «Валенки, валенки – не подшиты стареньки» Рассматривание альбома «Как рождаются валенки» -Беседа «Лечебные свойства шерсти» для здоровья человека. | Воспитатели группы Воспитатели Группы Воспитатели Группы Родители | Привлечение родителей: поиск информации о старинных предметах быта: из глины, дерева и бересты. Оформление фотоальбомов, создание мультимедийных презентаций, альбомов художественного слова о предметах быта старины. Привлечение родителей к организации выставки о валенках. |
Музыка | - Музицирование на музыкальных инструментах (шур-шар, сярган – трещетка, берестяной рожок, зиль – зель), сравнивание звучания, особенности изготовления. - Слушание отрывков музыкальных произведений В. Толкуновой «Валенки» - Прослушивание аудио записи русской народной песни «Валенки» в исп. Л. Руслановой. Танец «Валенки» -Шуточная музыкальная игра «Валенок» - Подвижные музыкальные игры: «Догони валенок», «Золотые ворота»- Просмотр мультимедийных презентаций «Народные танцы», «Хороводные игры зимой» - Игры – импровизации на народных инструментах. | Воспитатель и музыкальный руководитель Музыкальный руководитель | Папка - передвижка «Музыкально-ритмические упражнения» |
Продуктивная | - Мультимедийные презентации для детей составленные родителями группы « Как создаются валенки?», «История валенка» и т.д. - Шаблоны валенка: рисование узоров, орнамента. -Аппликация «Расписной валенок» Цель: Закреплять умение создавать изображения – разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, создавать их этих фигур изображения русский и коми орнамент. | Воспитатели и родители | Фотоотчеты для родителей Выставки для родителей продуктов деятельности. |
Трудовая | - Лепка из глины, пластилина и соленого теста на выбор ребенка «Валенки, да валенки» Учить детей раскатывать пластилина длинные жгутики и с помощью их выкладывать орнамент. Учить ценить красоту. Побуждать желание создавать красоту своими руками. | Воспитатели группы | Выставка работ детей «Валенки, да валенки» |
Восприятие художественной литературы | - Чтение произведения о русских валенках Михаил Пришвин “Дедушкин валенок» - Сергей Гришунин“ Дедушкины валенки” -Заучивание стихов о валенках: Инесса Агеева, ксения Агеева, Ел. Тихомирова «Валенки» -Знакомство с загадками, потешками, частушками про валенки.
| Родители группы | Альбомы со стихотворениями, загадками, пословицами и иллюстрациями истории валенка. |
4 этап – Заключительный.
Заключительным этапом нашего проекта стала презентация выставки, оформленной детьми и родителями «Валенки, валенки - не подшиты, стареньки» (предметы быта, фотоальбомы, картотека мультимедийных презентаций).
Список литературы:
1. Анчикова Т. П., Виноградова М. Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с. 70-75.
2. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"
Презентация праздника о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...
Сценарий физкультурно-музыкального развлечения "Валенки да валенки - хороши да стареньки"
Данный сценарий предназначен для детей старшей о подготовительной групп....
Сценарий развлечения "Валенки, валенки - красивые, да ладненькие!"
Закреплять знания детей о валенках - как о старинной, теплой и полезной обуви на Руси....
Презентация "Валенки, валенки- красивые, да ладненькие!"
Ознакомление с народным промыслом - валянием валенков....
Конспект праздника совместно с родителями "Ах валенки, да валенки..."
От праздника получили огромный "мешок" эмоций, впечатлений, знаний, умений и похвал!...
Конспект образовательной деятельности "Валенки для заиньки" для детей группы ЗПР младшего возраста.
Для детей группы ЗПР младшего возраста очень важно проведение образовательной деятельности в игровой форме, чтобы у них появился интерес , пробудилось желание что-то сделать своими руками. ...
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РИСОВАНИЕ « ЭХХХ ВАЛЕНКИ, ВАЛЕНКИ!»
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РИСОВАНИЕ « ЭХХХ ВАЛЕНКИ, ВАЛЕНКИ!» в нетрадиционной технике оттиск печатками из картофеля....