Образовательный проект "Эх, валенки!"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Анна Леонидовна Сергиенко

Проведение познавательного проекта в страшей группе по ознакомлению детей с историей возникновения валенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eh_valenki.docx299.23 КБ

Предварительный просмотр:

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1614256865_19-p-ramki-cherno-belie-bez-fona-19.png

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №106 общеобразовательного вида»

г. Сыктывкар

Проект «Эх, валенки!»

 по приобщению

детей среднего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.

Фестиваль педагогического мастерства по проектной и исследовательской деятельности

https://cdn.culture.ru/images/c1772f78-ae15-5123-ba7c-00aed053bdc5

                                  Составители: Сергиенко Анна Леонидовна,

                                                              Морозова Марина Валентиновна

Сыктывкар, 2023

Проект «Эх, валенки!» по приобщению

детей среднего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.

                      “Нет ничего более интересного, чем русские валенки.

                                    Сохранять их - значит сохранять русскую культуру»

Актуальность проекта.

В современном мире все меньше людей задаются вопросом: откуда пришли к нам вещи, которые окружают нас в быту. Наша жизнь удобна и комфортна. А что сделало ее такой? Кто и как придумал вещи и обувь, которую мы носим  каждый день, не задумываясь об их значимости?

Творить, проявлять любознательность – это главная задача данного проекта. Не надо ставить сложных задач, чтобы побуждать ребенка проявлять интерес к истории, творчеству. Каждая вещь, которую мы держим в руках – история человечества.

В рамках единой общесадовской  темы «Народные традиции» был осуществлен наш проект «Русские валенки», который позволил нам наработать интегрированные формы взаимодействия с педагогами, детьми и родителями по приобщению детей среднего дошкольного возраста к предметам рукотворного мира.

     Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны.

Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера, часть русской истории и культуры. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми.

     Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь, свадьбы играли. Валенки в старину были очень ценным подарком, и их носили только зажиточные крестьяне. Если в семье были хотя бы одни валенки, то она считалась богатой. Они передавались по наследству из поколения в поколение.

      Данный проект поможет детям узнать о традициях русского народа; познакомиться с русскими народными промыслами; историей русских валенок; песенным и танцевальным творчеством. Реализация проекта направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности.

Цель проекта: Приобщать детей к ценностям семейных и национальных

традиций русского народа, формировать у детей знания о народной культуре.

Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их

новому поколению.

Задачи проекта:  

  • развивать интерес детей к народному быту;
  • познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок и процессом их изготовления;
  • поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательно - творческой деятельности.
  • Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание             получать новые знания
  •  Воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа.

Срок реализации проекта: 1 неделя.

Название и форма итогового мероприятия:  Совместная выставка  Детско-родительского творчества «Валенки, валенки – не подшиты стареньки».

Ожидаемые результаты:

У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.

У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.

Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Виды деятельности:

Игровая; познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, конструирование, музыкальная, двигательная

Содержание деятельности детей и взрослых

в процессе реализации проекта

1 этап - Подготовительный.

Постановка проблемы, мотивация, целеполагание.

С чего начался проект? Началом реализации любого проекта становится образовательная ситуация, в основе которой всегда лежит проблема. В данном случае тема разговора была выбрана самими детьми. При рассматривании иллюстрированного альбома «Одежда коми народа» Катя заметила и задала вопрос об интересной обуви, не похожую на сапожки. Детям стало очень интересно о назначении и использовании этой обуви (их названия,  материал из чего они изготовлены) и как они видоизменились со временем. Дети задавали такие вопросы: «Почему обувь черная? А не цветная? «Из чего сделана такая обувь?», «Как ее раньше шили  и сейчас?», «Почему раньше обувь была такая?»

Дальше, что требовалось от нас – это поддержать инициативу детей, поддержать их любознательность и активность. Мы заинтересовались, и обсуждение началось с вопросов:

- Есть ли у вас дома такая обувь, как в альбоме?

- Видели ли вы где-нибудь такую обувь?

- Как вы думаете, как и откуда появились эта обувь?

- Что мы можем сделать, чтобы такая интересная обувь появились у нас в группе?

- Кто нам может в этом помочь?

- Что мы можем узнать о процессе изготовления?

- Что мы должны сделать, прежде чем приступить к изготовлению, изучению?

Так, в процессе обсуждения темы дети пришли к выводу, что такую обувь они  встречали в магазинах, дома, у многих ребят она есть дома и они ее носят, но она более современная. Для этого необходимо собрать информацию про старинную обувь, организовать выставку. Помочь им в этом могут взрослые – родители, воспитатели.

Процесс постановки проблемы, мотивации, цели плавно перешел в планирование предстоящей с детьми деятельности. В общий план необходимо было вписать детей и определить перечень предстоящих дел.

2 этап - Планирование детской деятельности.

В процессе планирования работы необходимо было натолкнуть детей, помочь им с составлением алгоритма работы. Для этого привлеклись специалисты и работа самого воспитателя, в течение недели дети были привлечены к различным формам совместной деятельности.

Таблица 1. Формы совместной деятельности

с детьми на этапе планирования.

Детская деятельность

Формы организации

Взаимодействие с родителями

Коммуникативная

- Речевая ситуация – внесены иллюстрированные альбомы, дети их рассматривают, фиксирование вопросов, проблемных ситуаций.

-Речевые упражнения  «Угадай из чего сделано?», «Что это?», «Для чего это необходимо?» (назначение)

Внесение иллюстрированных альбомов «Интерьер русской и коми избы», «Предметы быта и одежда коми народа»

Информационно- рекламное сообщение родителям о предстоящем проекте

Игровая

- Сюжетно-ролевая игра «На праздник в гости» с внесением предметов одежды и обуви.

-игра – имитация «Как правильно использовать?»

Рекомендации для родителей «Сюжетные игры детей дома!», «Играем и фантазируем»

Познавательно-исследовательская

- Рассматривание иллюстраций, альбомов о старинных и современных видах обуви.

- НПИ «Что сначала, что потом», «Загадочные пазлы», «Найди пару», «Что было раньше, что сейчас»

Выставка альбомов

Продуктивная

- раскраски «Расписные валенки», «Обувь», «Одежда».

-Игры «Найди лишнее», «Что сначала, что потом», «Коми орнаменты»

Участие в выставке, создание видеороликов.

Трудовая

- Ручной труд «Валенки – теплая обувка» (выбор детей пластилин или соленое тесто)

Выставка детского творчества

Здоровье

- Подвижные зимние забавы с валенками (сюжетные и спортивные игры.

Рекомендации для родителей «А в  какие игры играют ваши дети?»

Детские вопросы:

- Как такую обувь можно сделать самому?

- Из чего они сделаны?

- Использовали ли такую обувь в других странах?

- Кто делал валенки - мужчины или женщины?

- Делают или нет сейчас валенки и где?

- Могут ли наши мамы и папы их сделать?

Проектная деятельность предполагает обязательный итог всего процесса в форме какой-либо презентации продукта. У детей не сформирована потребность презентовать свой или сделанный кем-то продукт труда. Поэтому на этапе планирования важно было навести детей на то, что они сами могут выбрать доступную для них форму презентации. В этом большую и ценную помощь оказала такая форма работы с детьми, как просмотр мультимедийной презентации «История валенка», «Как создаются валенки?»

Идеи детей по выбору способа презентации творческого продукта:

- Показать валенки на творческой выставке

- Сделать альбом об истории валенка с фотографиями

- Придумать загадку, сказку о валенке

- Изготовить с родителями свой валенок подручных материалов

Основу плана, выдвинутую детьми и родителями,  в дальнейшем выработали маршрут реализации проекта.

3 этап – Основной.

Творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей было разнообразным по форме: мультимедийные презентации, совместные выставки, специально-организованные занятия по знакомству с историей происхождения валенка и  изготовление их из шерсти и войлока.

Таблица 2. Формы совместной деятельности

с детьми на основном этапе реализации проекта.

Детская деятельность

Формы организации

Взаимодействие со специалистами

Взаимодействие с родителями

Коммуникативная

- Познавательно-речевые игры «Узнай по описанию», «Угадай, о чем говорю»

- Дидактическая игра  «Найди лишнее»,   лото «Что сначала, что потом», «Из чего мы сделаны», Найду пару», «Что было раньше, что потом!» Цель: развивать речевые умения в составлении описательных рассказов, опираясь на схему – алгоритм.

- Речевая игра «Подбери правильно» Цель: развивать коммуникативные умения в назывании предметов быта старины.

Воспитатели группы.

Родители с детьми готовят индивидуальные выступления – презентации (по направлениям проекта: участие в выставке, создание альбомов.

Игровая

- Театрализованные игры «В избушку в гости» 

Инсценировка сказки «Теплые валенки»

- Подвижные игры коми народа:  «Кто ты», «Игра в царя», «Стой олень», «Медведюшка»; хороводная игра «Воробей»

- Сюжетно – ролевая игра «Коми изба» (экскурсовод -  ребенок).

-Дидактические игры:

Игры – забавы на прогулке «Веселые валенки»

Модное дефиле в валенках .

Воспитатели группы

Рекомендации родителям «Игры своими руками» (изготовление игр своими руками)

Познавательно – исследовательская

- Рассматривание коми избы (муляж) Особенности строения, назначение помещений внутри избы.

- Чтение схем последовательного рассказывания, составления описательных рассказов об истории валенка

- Разгадывание загадок, разучивание стихотворений, чтение мини-рассказов об обуви  и их изготовлении.

- Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций о валенках в разных странах.

- Просмотр видеороликов об изготовлении валенок: выбивание, валяние, скрутка и т.д.

- Встречи – минутки «Я вам расскажу о создании альбома» Совместная работа родителей и детей.

- Рассматривание выставки «Валенки, валенки – не подшиты стареньки»

 Рассматривание альбома

«Как рождаются валенки»

-Беседа «Лечебные свойства шерсти» для здоровья человека.

Воспитатели группы

Воспитатели Группы

Воспитатели Группы

Родители

Привлечение родителей: поиск информации о старинных предметах быта: из глины, дерева и бересты. Оформление фотоальбомов, создание мультимедийных презентаций, альбомов художественного слова о предметах быта старины.

Привлечение родителей к организации выставки о валенках.

Музыка

- Музицирование на музыкальных инструментах (шур-шар, сярган – трещетка, берестяной рожок, зиль – зель), сравнивание звучания, особенности изготовления.

- Слушание отрывков музыкальных произведений В. Толкуновой «Валенки»

- Прослушивание аудио записи русской народной песни «Валенки» в исп. Л. Руслановой.

Танец «Валенки»

-Шуточная музыкальная игра «Валенок»

Подвижные музыкальные игры: «Догони валенок», «Золотые ворота»- Просмотр мультимедийных презентаций «Народные танцы», «Хороводные игры зимой»

- Игры – импровизации на народных инструментах.

Воспитатель и музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

Папка - передвижка «Музыкально-ритмические упражнения»

Продуктивная

- Мультимедийные презентации для детей составленные родителями группы « Как создаются валенки?», «История валенка» и т.д.

- Шаблоны валенка: рисование узоров, орнамента.

-Аппликация «Расписной валенок» Цель: Закреплять  умение создавать изображения – разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, создавать их этих фигур изображения русский и  коми орнамент.

Воспитатели и родители

Фотоотчеты для родителей

Выставки для родителей продуктов деятельности.

Трудовая

- Лепка  из глины, пластилина и соленого теста на выбор ребенка «Валенки, да валенки» Учить детей раскатывать пластилина длинные жгутики и с помощью их выкладывать орнамент. Учить ценить красоту. Побуждать желание создавать красоту своими руками.

Воспитатели группы

Выставка работ детей «Валенки, да валенки»

Восприятие художественной литературы

- Чтение произведения о русских валенках Михаил Пришвин “Дедушкин валенок»

- Сергей Гришунин“ Дедушкины валенки”

-Заучивание  стихов о валенках:

Инесса Агеева, ксения Агеева, Ел. Тихомирова «Валенки»

-Знакомство с загадками,  

потешками, частушками про валенки.

 

Родители группы

Альбомы со стихотворениями, загадками, пословицами  и иллюстрациями истории валенка.

4 этап – Заключительный.

Заключительным этапом нашего проекта стала презентация выставки, оформленной детьми и родителями «Валенки, валенки - не подшиты, стареньки» (предметы быта, фотоальбомы, картотека мультимедийных презентаций).

Список литературы:

1. Анчикова Т. П., Виноградова М. Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с. 70-75.

2. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"

Презентация праздника  о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование  представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...

Сценарий физкультурно-музыкального развлечения "Валенки да валенки - хороши да стареньки"

Данный сценарий предназначен для детей старшей о подготовительной групп....

Сценарий развлечения "Валенки, валенки - красивые, да ладненькие!"

Закреплять знания детей о валенках - как о старинной, теплой и полезной обуви на Руси....

Презентация "Валенки, валенки- красивые, да ладненькие!"

Ознакомление с народным промыслом - валянием валенков....

Конспект праздника совместно с родителями "Ах валенки, да валенки..."

От праздника получили огромный "мешок" эмоций, впечатлений,  знаний, умений и похвал!...

Конспект образовательной деятельности "Валенки для заиньки" для детей группы ЗПР младшего возраста.

Для детей  группы ЗПР младшего возраста очень важно проведение образовательной деятельности в игровой форме, чтобы у них появился интерес , пробудилось желание что-то сделать своими руками. ...

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РИСОВАНИЕ « ЭХХХ ВАЛЕНКИ, ВАЛЕНКИ!»

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РИСОВАНИЕ « ЭХХХ ВАЛЕНКИ, ВАЛЕНКИ!» в нетрадиционной технике оттиск печатками из картофеля....