Знакомство дошкольников с народной культурой и промыслами России, используя-ТРИЗ технологии. Чтение сказки о хлебе.
план-конспект занятия по окружающему миру
Познакомить детей с народными промыслами и профессиями мастеров, одеждой. Расширять знания о традициях русского народа. Учить беречь хлеб и уважать труд людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НОД с использованием технологии ТРИЗ «Хлеб - всему голова»
Цель: Развитие познавательного интереса, связной речи детей посредством ознакомления с процессом изготовления хлеба.
Задачи: Образовательная
-Закреплять представления детей о процессе выращивания и изготовления хлеба, грамматически правильно отвечать на вопросы.
Развивающая
-Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Воспитательная
-Воспитывать любовь и уважение к труду людей;
-Умение бережно относиться к хлебу, как к результату деятельности людей разных профессий.
Форма проведения: игровая, коммуникативная.
Область интеграции: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование: каравай хлеба, корзинка, СО, иллюстрации «Откуда хлеб пришел?», листы бумаги, гуашь, кисти, сюжетные картинки «Выращивание хлеба»; «Выпекание хлеба», чудо-дерево, картинки с изображением хлеба --булочных изделий.
Предварительная работа: заучивание с детьми стихов, пословиц и чистоговорок о хлебе. Чтение произведения И. Важенцевой «Сказка о хлебе». Рассматривание сюжетных картин: «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Хлебное поле», «Пекари», художественное творчество.
Ход занятия:
Под музыку дети входят в группу, встают полукругом и здороваются с гостями.
1
( Раздается стук в дверь, входит бабушка - Варварушка с корзиной прикрытой рушником).
Бабушка: Здравствуйте детки! Я бабушка известного вам «Колобка», он просил передать вам эту корзинку с сюрпризом. А , что там за сюрприз вы должны отгадать сами.
Вос-ль: Корзинка с сюрпризом - это хорошо! Мы с ребятами любим сюрпризы. Как же нам узнать, что там в корзинке?
Бабушка: А давайте мы с вами поиграем и с помощью игры угадаем, что же это за сюрприз. Задавайте мне ваши волшебные вопросы, а я буду отвечать «Да» или «Нет».
Проводится игра ТРИЗ «Да-нет»
(дети задают вопросы , характеризующие свойства и назначения предмета. Взрослый отвечает «Да» или «Нет». Мягкий, круглый, квадратный, съедобный, вкусный, твердый, красивый, белый, черный, из муки, из зерна и т.д.)
Вос-ль: Посмотрите, какой замечательный каравай прислал нам колобок! Спасибо ему большое!
Бабушка: Молодцы! Узнали, какой сюрприз прислал вам мой колобок. Пора мне обратно домой в сказку возвращаться. Наверное уже свежие булочки на хлебном дереве поспели и крендельки с баранками пора собирать.
Вос-ль: Подождите бабушка – Варварушка, что ж это у вас за такое дерево растет? Ребята, а вы о таком дереве знаете?
Дети: Нет!
Бабушка: У нас в сказках и не такое бывает. Мой колобок рассказывал, что есть печеньковые деревья, плюшечные, пряниковые, баранковые. Когда они созревают их с деревьев снимают и по хлебным магазинам развозят.
Вос-ль: Может это у вас, в сказках, хлеб на деревьях растет, а у нас по-другому.
Бабушка: По-другому-это как?
2
Вос-ль: А вы бабушка погостите еще у нас, мы с детьми вам все покажем и расскажем с помощью «Волшебного экрана».
Основная часть
(дети садятся на стулья перед «Волшебным экраном).
Вос-ль: 1. Золотист он и усат в ста карманах 100 ребят?
Правильно - это колос!
(педагог просит ребенка подойти к столу выбрать картинку с изображением «колоса» и поставить в центр экрана).
2. Чем колос был раньше? ( следующий ребенок ставит картинку с изображением зерна).
3. Зерно-это плод этих растений. Какой продукт питания получается из зерна? (ставится картинка с изображением хлеба).
4. Из каких частей состоит колос? (следующая картинка: стебель, корень, листья, колос).
5. Назовите злаки, которые вы знаете? (картинка с изображением: пшеницы, овса, рожь, просо, ячмень, кукуруза).
6. Что получается когда зерна переработают? (картинка с изображением разных видов муки).
7. Игра «Четвертый лишний»
(педагог обращает внимание детей на картинки, прикрепленные к мольберту и предлагает назвать лишнюю).
8. Из чего состоит зерно? (картинка строение зерна).
9.Что нужно, что бы испечь хлеб? Картинка с изображением муки, яиц, масла, воды, соли, сахара).
3
Вос-ль: Хлеб-самый главный на каждом столе. Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Цепочка». Я дам вам хлебушек (маленький батончик), а вы будете называть по одному признаку и передавать его друг другу (мягкий, пышный, сдобный, душистый, пахучий, ароматный, свежий, румяный, аппетитный, белый и т.д.).
Молодцы! Все справились с заданием! А теперь предлагаю встать в рассыпную на физминутку:
Посадили мы зерно,
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает.
Подрастает зернышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает.
К земле низко прижимает,
Вот как весело играет.
Потянулся наш росток
Превратился в колосок.
Бабушка: Как вы вкусно рассказывали о хлебе. А из чего же пекут хлеб?
Вос-ль: Давайте подойдем к мольберту и используя иллюстрации расскажем бабушке – Варварушке, как же печется хлеб.
(Замешивают тесто, дают ему постоять, чтоб оно поднялось, раскладывают тесто по формам, ставят в печь и выпекают).
-Как называется человек, который выпекает хлеб? (пекарь)
4
-А сейчас давайте с помощью еще одной игры, расскажем, откуда берется хлеб.
(Дети под музыку бегают с картинками в руках. По окончании музыки выстраиваются в последовательности изготовления хлеба).
Бабушка: Вот и хлеб готов! А куда же его везут, когда он готов?
Дети: В магазины.
Бабушка: А как эти магазины называются?
Дети: Булочные.
Бабушка: А пословицы о хлебе вы знаете?
1. Без хлеба, без соли худая беседа.
2.Хлеб - всему голова.
3.Хлеб – да вода – мужицкая еда.
4.Хлеба нет - корочка в честь.
5.Худ обед, когда хлеба нет.
6.Хлеб батюшка-вода матушка.
7.Покуда - есть хлеб да вода, все не беда.
Вос-ль: А еще наши дети чистоговорки знают.
1. Жок-жок-жок-это пирожок.
Шки-шки-шки-мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки-мы любим пирожки.
Жок-жок-жок-кушай Женя пирожок.
5
2.Ач-ач-ач-вот калач.
Чи-чи-чи-пекутся в печке калачи.
Чи-чи-чи-мы любим калачи.
Чи-чи-чи-на праздник будут калачи.
Вос-ль: Спасибо! А теперь предлагаю вам пройти и сесть за столы, чтоб нарисовать колосок (звучит музыка, дети рисуют).
(По окончаии рисования, дети выходят из-за столов с рисунками в руках и встают полукругом, лицом к гостям. Чтение стихов о хлебе).
1реб: Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
2реб: Склонила тяжелую голову рожь.
«Спасибо всем солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым».
3реб: Погляди, в мешках хранится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
4реб: Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пироги.
-Давайте все наши нарисованные колоски подарим на память бабушке – Варварушке.
6
Бабушка: Спасибо ребята за подарки и интересный рассказ о хлебе.
Хлеб, выращенный руками людей гораздо вкуснее, потому что он сделан с любовью. Я обязательно расскажу всем жителям сказок, откуда берется хлеб. А вам в подарок, хочу подарить вот такое сказочное чудо-дерево. (дарит дерево). Мне пора в путь-дорогу. До свидания!
(бабушка- Варварушка уходит)
Вос-ль: Дети, посмотрите, сколько, много, картинок у нас появилось с изображением разных хлеба - булочных изделий. Давайте пригласим наших гостей вместе с нами украсить чудо-дерево.
(дети и гости украшают дерево)
-Какое замечательное дерево у нас получилось!
Вот и наше занятие подошло к концу, и я предлагаю еще раз всем вместе сказать эти замечательные слова: «Хлеб - всему голова!»
7
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
Учреждение города Москвы
Школа №1467
Сказка
«Как солнце, ветер и дождь помогали хлеб людям растить».
Воспитатель: Важенцева Ирина Вячеславовна
Ирина Важенцева
Сказка
«Как солнце, ветер и дождь помогали хлеб людям растить»
Давным-давно на Руси, растили и пекли хозяйки хлеб сами, своими руками. А было это так...
Рано поутру просыпались люди в деревнях: умывались, одевались, завтракали, да в поле работать выходили. Сначала выходили мужики, брали лошадь или вола, запрягали плуг и пахали землю, переворачивали ее снизу вверх. Отец шел за плугом, а старший сын вел лошадь или вола.
Затем плуг меняли на борону и выравнивали землю, разбивали большие комья земли, чтоб земля не сохла, и было меньше сорняков.
Когда земля была готова к севу, брали большие плетеные корзины, насыпали в них зерно , надевали через плече и шли засевать поля, разбрасывая зерно горстью.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Прошла неделя, вторая, третья, и стали на полях ростки из зерен появляться.
Однажды утром взошло золотое солнышко и стало расправлять свои лучи ото сна, согревая землю и ростки. Ростки обрадовались появлению солнышка, и стали тянуться к его теплым лучам. В это время мимо пролетал ветер-ветерок.
-Здравствуй солнышко, золотые лучики! Прокричал ветер.
- Здравствуй, ветер-ветерок! Далеко летишь? Спросило солнце.
-Да, так летаю, леса, и поля шуметь заставляю, прохладой обдуваю, расти помогаю.
-А , я колосья теплыми лучами согреваю, и тоже расти им помогаю.
Вдруг появилась большая серая туча, и закрыло солнце, и пошел теплый дождь.
-Привет друзья! Закричал дождь.
-Я тоже землю влагой питаю, колосьям расти помогаю.
Решил тут ветер с дождем в салки поиграть, как начал убегать, да тучи на небе разгонять, так не одной не догнал, только все разогнал. Появилось опять на небе
солнышко, и осветило и согрело поля, и потянулись еще сильнее вверх колоски, и стали золотыми, да наливными.
-Эй, жнецы-удальцы, хлеб поспел, выходите жать, да колосья в снопы вязать. Закричало солнышко.
И закипела в полях работа с раннего утра и до позднего вечера. Собрали с полей урожай богатый, вот и закончилась жатва, да только это не конец.
Собрали снопы, да повезли молотить, что бы зерна отделить. А молотили колосья цепами, брали две палки, короткую и длинную, и соединяли их цепью. За длинный конец палки руками держались, а коротким об землю ударяли и зерна выбивали. Работа такая тяжелой была, да друг ветер помогал, прохладой обдувал.
Потом зерно на элеватор везли, где его сушили и хранили. На элеваторе ветер с солнышком опять помогали, теплом солнечным сушили, ветром прохладным обдували. Люди часть зерен в мешки отсыпали, да на мельницу отвозили, а ветер – ветерок, опять тут как тут, старается, задувает, крылья мельницы крутиться заставляет, зерна в муку молоть помогает.
Вот и получилась мука и пшеничная и ржаная и ячменная.
-Спасибо тебе ветер за помощь! Прокричал мельник и помахал ввысь рукой.
Хозяйки муку с мельницы домой забирали, да тесто месить начинали, хлеб в печках выпекали , родных и соседей угощали.
С большими городами мукой делились, в пекарнях пекари трудились, караваи да калачи пекли в печи. На ярмарках, да в лавках продавали, и народ разным вкусом удивляли.
Солнцу, ветру и дождю спасибо говорить не забывали, и всегда на помощь звали.
Хлеб - всему голова, запомните люди эти слова.
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Школа №1467 СП№1
Конспект
Интегрированного занятия по самообразованию
В подготовительной группе №8
«Город мастеров»
Воспитатель: Важенцева И.В.
Москва
2015-2016уч.г.
Программное содержание: Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров и стремление научиться создавать предметы, радующие окружающих; закреплять умение различать изделия народных промыслов, называть материалы, из которых сделаны. Прививать интерес и любовь к своей Родине и ее мастерам.
Развивать у детей память, внимание и речь; закрепить понятия: глазурь, подглазурь. Активизировать связную речь и словарный запас в описании народных промыслов. Продолжать прививать любовь к стихотворному творчеству в разучивании песенок, потешек, частушек.
Закреплять умение украшать изделия народных промыслов используя в работе восковые мелки; развивать внимание, аккуратность, творческие способности и мелкую моторику.
Материалы: декорации для зала (мастерская); каравай, рушники, народные костюмы, предметы народных промыслов: дымка, гжель, семеновские изделия, полхов - майдан; заготовки для росписи посуды, восковые мелки, влажные салфетки, русские народные танцевальные мелодии.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми народных промыслов, описание материалов из которых изготовлены, какая цветовая гамма соответствует промыслу; откуда берет свое начало. Просматривание с детьми презентаций: «История матрешки», «Дымковские игрушки», «Гжель». Разучивание с детьми песенок, частушек связанных с народными промыслами. Роспись с детьми заготовок народных игрушек и посуды, используя разный материал (гуашь, восковые мелки, акварель, цветные карандаши); разучивание русских народных танцевальных движений, слушание русских народных песен и плясовых.
Ход занятия:
Под р.н.м. дети и воспитатель с караваем в руках входят в зал и встают в полукруг.
Вед: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: 1.Веселья вам да радости желаем!
2.Давно мы вас ждем-поджидаем,
3.Мастерские без вас не открываем.
4.У нас для каждого найдется местечко и доброе словечко.
5.И товары разные, на любой вкус прекрасные!
Вед: Дорогих гостей встречаем, круглым, пышным караваем!
Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, кланяясь, отведать просим.
(Ведущий и дети кланяются и отдают гостям каравай).
Вед: Ребята, сегодня утром придя в детский сад, охранник передал для нас сказочное письмо, давайте прочтем, кто же его нам прислал.
Дети: давайте посмотрим.
Воспитатель с детьми открывают
конверт и находят в нем расписной лист.
Воспитатель читает:
«Дети, я сказочница-хранительница
русских народных промыслов, очень
торопилась к вам в гости с сюрпризом,
но злой сказочный волшебник заколдовал
все тропинки на моем пути. Помогите
найти волшебные ключи, тогда я смогу
найти к вам дорогу. А найти ключи можно только в городе мастеров.
А помогут вам ваши знания о русских народных промыслах. Спешите!»
Зазывала реб.: Постойте, постойте!
А как же я? Куда же вы без меня?!
Дети: А ты кто?
Зазывала реб.: Я, зазывала знатный, гостей, да добрых людей зазываю,
О товарах разных узнать помогаю!
Вед: Ну, раз ты такой зазывала удалый, пойдем с нами в город мастеров!
Зазывала реб.: В город мастеров пойдем, ответы и ключи найдем!
Сами мастерами станем, ждать себя мы не заставим!
Айда погуляем, про чудо товары и промыслы узнаем!
(под р.н.м. дети проходят по залу змейкой и встают к столам с товарами)
Вед: Солнце яркое встает, просыпается народ, в город мастеров идет!
А там изделия разные: самовары расписные, ложки-плошки все резные,
Игрушки разные – глаза разбегаются, выбирай кому, что нравится!
Песня «Мастерская»
Зазывала: Подходи честной народ, город - мастеров зовет!
(подходят к дымковским мастерам)
Зазывала: Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?
1реб: Мы прибыли из старинного русского города Вятка и привезли вам в подарок дымковские глиняные игрушки.
Вед: Почему они называются дымковскими, мы узнаем от барышни.
Девочка-барышня: Я дымковская барышня, называюсь так потому, что родилась из глины в слободе Дымково неподалеку от города Хлыново. Так раньше Вятка называлась. Игрушки наши были самые яркие, их привозили продавать на ярмарки с озорным названием свистунья.
Вед: Почему свистунья?
1реб: Старики рассказывают такую легенду.
Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги.
Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость.
Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке.
Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист.
2реб: Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник,
От свиста, которого шатались деревья и разрушались терема.
Враги решили, что их окружает великое войско и в страхе бежали.
1реб: С тех пор не один праздник не обходится без ярких игрушек-свистулек.
(дети гости берут игрушки в руки и читают потешки)
1.Барашек-свисток, левый рог-завиток,
Правый рог-завиток, на груди цветок.
2.Ой люли, ой люли, кони на лужок пошли,
Кони удалые, гордые, лихие!
3.Индя-индя-индючок, ты похож на сундучок,
Сундучок не простой-красный, белый, золотой!
Барышня: А, я девица-краса, тугая, длинная коса,
Щеки алые горят - замечательный наряд!
Вед: Ой, спасибо мастера, отправляться в путь пора!
Как же нам ваши игрушки не перепутать с другими?
Давайте ребята назовем элементы Дымковской росписи и цвета красок используемые мастерами.
Реб гость: Все игрушки не простые - волшебные, расписные.
Белоснежны, как березки, кружочки, точечки, полоски.
Реб. гость: Для росписи берут мастера краски: красную, синюю, желтую, зеленую, про оранжевую не забывают и черной дополняют.
Барышня: Все запомнили молодцы! Вот вам ключ на память (ключ с элементами росписи «Дымково»).
Зазывала: Игрушки очень хороши, роспись просто от души!
Вед: Спасибо, вам мастера! Полюбовались вашими игрушками дымковскими, пойдем дальше.
А пока послушайте загадку: Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.
Дети: Мы идем к матрешкам!
Зазывала: Кто же ее сделал? Откуда же взялась?
Забавная игрушка Матрешкой назвалась?
Вед: Знаю лишь одно друзья, игрушка эта - радость для меня!
Появилась позже глиняной игрушки, и сложились все в одну веселые подружки.
3реб: Матрешке почти сто лет. Привезли ее из Японии. Вернее привезли не ее, а фигурку
Добродушного старика, мудреца Фукурумы, у которого голова вытянулась вверх потому, что он все время думал.
4реб: Фукуруму можно было раскрыть, в нем находилось еще несколько фигурок.
Игрушка была необычной. Она понравилась и взрослым и детям.
3реб: Первая русская матрешка состояла из 8-ми фигурок.
Она изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках.
За девочкой шел мальчик, фигурки чередовались, последняя изображала младенца.
Вед: Расскажите, как рождается ваша игрушка.
4реб: Берется липовая или березовая древесина. Она самая прочная и удобная в работе.
Токарь вытачивает на станке форму из дерева. Потом ее шлифуют, что бы она стала гладкой. А потом мастера наносят рисунок, что бы рисунок ни стирался, его покрывают лаком.
Вед: А все ли матрешки расписаны одинаково?
Гость реб: Нет. Есть разные мастера в разных городах и у каждого свой узор.
Вед: А каких матрешек вы знаете? ( Сергиев-Посад, Семеново, Полхов-Мойдан показывают фигурку).
Вед: Ой, смотрите матрешки, оживают, танец затевают. Скорей присядем, поглядим, гостей танцем удивим. (танец «Матрешка»)
4реб: Спасибо за танец, вот вам ключ на память (отдает ключ).
Вед: Спасибо вам! Пойдем к другим мы мастерам.
(Подходят к мастерам гжели)
Гость Реб: Фарфоровые чашечки, подсвечники, часы, животные и птицы невиданной красы.
5 реб: Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее названье-Гжель.
Зазывала: Гжель, гжель - что за название, что за мастера?
6реб: Древнее название Гжель произошло от слова «жечь».
Деревня славилась огневым промыслом.
Из чудесной глины мастера-гончары делали игрушки и посуду, делают и сейчас.
Почему же вся посуда голубая? И узор невиданный?
Гость Реб: Рисуют мастера голубым цветом красивые цветы, садовые и полевые,
Травку, злаки да птиц.
5реб: Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку легко перенесла.
Вед: А какой краской расписывают, мастера свои изделия можете назвать?
Гость реб: Синей, голубой, иногда фиолетовой. А если вся посуда голубая, рисунок наносят золотом.
5реб: Когда роспись покрывают глазурью, она называется подглазурной, а если рисуют сверху глазури, называют надглазурной.
Вед: Как приятно пить чай из такой чашечки! Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка!
(Девочки в гжельских сарафанах исполняют танец).
Вед: А теперь после посещения такого замечательного «Города Мастеров», предлагаю вам поскорее самим стать мастерами и отправиться в нашу мастерскую.
(Дети с ведущим поднимаются в группу, где приготовлены столы для рисования)
Вот, мы и пришли в мастерскую, занимайте свои рабочие места. Предлагаю вам расписать эти замечательные тарелочки «Гжельской» росписью.
(Под р.н.м. дети расписывают чашки)
Вед: Давайте покажем нашим гостям , что у нас получилось (дети показывают работы). Какие вы молодцы! Вы стали настоящими мастерами! И ключи получили и росписью удивили! Мне кажется, что сейчас должно произойти чудо!
Вед: (под р.н.м. появляется сказочница-хранительница)
Сказочница: Здравствуйте ребятки и вы люд честной. Со всеми заданиями вы справились, спасибо вам. Вы меня освободили и сразу нашла к вам дорогу. Какие у вас замечательные работы получились, вы на славу потрудились.
Зазывала: Ой, вы гости дорогие! У нас работы расписные,
Узоры разные, яркие, примите их в подарки вы.
(Дети дарят подарки и встают полукругом на ковре)
Сказительница: Ты подруженька, подружка, ты не стой и не зевай!
Ах, подруженька, подружка, ты частушки запевай!
Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах на весь мир молва идет.
1. В Гжеле делают посуду - сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы, может быть и среди нас!
2. Я куплю себе свистульку, буду трели выводить.
Мастеров из славной Дымки никогда нам не забыть!
3. Наша русская матрешка не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском весь находится секрет.
Все: Ты играй, моя гармошка, ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой во весь голос прославляй!
Сказительница: Вот и солнышко садиться, пора домой всем возвратиться, но прежде сюрприз долгожданный, для всех желанный. Торопилась к вам, спешила, конфеты вам я смастерила, угостить хочу всех вас за уменье и за пляс. Петушки на палочках лучшая услада (вытаскивает корзинку с петушками)!
Зазывала: Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям!
Вед: Пришло время расставанья.
Все: До свиданья, до свиданья.
( Под р.н. музыку дети выходят из зала).
Предварительный просмотр:
«Знакомство с русским народным бытом».
Цель: Знакомить с элементами русского народного быта, одеждой русского народа. Развивать речь детей, эмоции, эстетические и нравственные чувства при ознакомлении с русской культурой. Воспитывать любовь к Родине, близким, уважение к старшим, традициям народа.
Оборудование: русские народные костюмы на детях и взрослых, лапти, элементы посуды, предметы старины, кухонный инвентарь, игрушки из дерева, иллюстрации с изображением русских костюмов и избы.
Предварительная работа:
Организация в группе мини-музея, раскраска «Народная одежда на Руси» (раскрашивание сарафанов и косовороток), знакомство с русскими народными деревянными игрушками, рассказывание народных сказок.
Ход занятия:
Здравствуйте , добры молодцы и красны девицы! Здравствуйте гости дорогие! Здравствуйте – здравие – здоровье, так здороваясь русские люди желали друг другу здоровья.
Сегодня, я предлагаю отправиться нам в путешествие и познакомиться с русским народом и его бытом. Посмотрите, как изменилась наша группа, сколько интересных предметов в ней появилось. Педагог подводит детей к скамье. Вот это скамья - переносная лавка. Лавку мастерил хозяин дома из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Позже появились стулья и табуреты для работников. Давайте и мы сядем на свои места: девочки с одной стороны, а мальчики с другой.
Русские люди много работали, поэтому все вместе могли собраться только за большим столом. Во время еды за столом не разговаривали. А из чего делали посуду? (посуда на столе была глиняная, или деревянная). Скажите, пожалуйста, а где готовили еду? (в печке) Правильно щи, кашу и картошку готовили в печке. Раз мы с вами заговорили о посуде, хочу показать вам несколько картинок. Посмотрите, что это? Правильно кастрюля. Что можно делать в кастрюле? (ответы детей). А в чем раньше готовили русские люди щи, кашу, картошку? Правильно в чугуне. Чугуны были одинаковые по размеру? Нет. Были большие и маленькие. Чугун с приготовленной едой ставили на стол на треногу и поочереди ложками черпали еду и ели, стараясь не проливать на стол. Чем чугун из печи доставали? (ухватом, что бы ни обжечь руки). Этот предмет утвари был с длинной деревянной ручкой и металлической рогаткой на конце (показ детям ухвата). А это что такое? Правильно чайник. Скажите, а из чего пили чай на Руси раньше? Чай пили из самовара. Из какого материала был самовар? (металлический). Самовар ставили на середину стола на поднос и всем по очереди разливали чай в чашки. Что подавали к чаю? (пряники, сахар, баранки, варенье, блины, мёд, пироги). А что же изображено на этой картинке? (кувшин). Из какого материала сделан кувшин? (стекло) Что можно налить в кувшин? (молоко, компот, сок, квас, воду). А раньше во что наливали молоко, квас, воду? Правильно в кувшин, который назывался крынка. Из чего делали крынки? (глина). А это сундук, в нем хранили одежду, ткани, утварь. Сундуки были большими и маленькими. (Рассматривание сундука). Сундуки были деревянными и кованными и закрывались на замки.
- Важной частью одежды на Руси была рубаха, которую носили и мужчины, и женщины, и дети. ( Показать иллюстрацию, с изображением людей в рубахах). Рубаху, которую носили мужчины, делали длинной и подпоясывали поясами (показать пояса) так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Шили рубаху из белой домотканой ткани, а богатые люди – из дорогостоящей цветной или узорчатой ткани. Излюбленным цветом на Руси был красный, и рубаха красного цвета считалась праздничной и выходной. (Показать детям рубахи). Ворот, рукава и подол рубахи украшали узорами, изображающими растения, геометрические фигуры. Ребята, как вы думаете, для чего? (ответы детей: для красоты).
- И не только для красоты, а и для защиты от болезней, бед, несчастий. Посмотрите, какой формы рукав (обвести рукой, подчёркивая форму круга). А горловина? А подол? Всё представляет собой круг. В старину люди считали, что круг оберегает человека от бед, потому все вышивки, пояса как бы «идут» по кругу. Почему именно круг? Можете поинтересоваться вы. Да потому, что круг на солнце похож. А солнце, ребятки – это великая сила, это жизнь. Давайте представим себе, что будет, если солнышка не станет. И что же? ( Предположения, рассуждения детей.) Мы можем сделать вывод: в природе всё взаимосвязано – не будет солнца, значит, всегда будет темно, как ночью, и будет холодно. А без тепла и света погибнут растения: и деревья, и кустарники, и травы. А если погибнет растительный мир, погибнут и животные, т.к. им нечем будет питаться. Погибнут и птицы: нет насекомых, нет семян – голод. Да они и замёрзнут от холода. Погибнет животный и растительный мир – погибнет и человек. Вот какая сила – солнце! В старину люди считали круг оберегом, значит – оберегает.
Какой была обувь у крестьян? Из чего делали лапти? (Из бересты, из лыка)
Береста – верхний слой коры, содранный с березы. Его разделяли на полоски и плели лапти. (Показ лаптей: из осины лапти светлые, из березы – желтые) Но брали кору не только березовую, но и липовую, и осиновую, и других деревьев. В разных местностях плели разными способами (с бортиком и без).
Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или веревок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани.
Мальчики скажите, что на вас одето (рубашка-косоворотка, пояс, штаны, картуз). А во что одеты девочки? (белые расшитые рубахи с длинными рукавами, сарафаны с узорами, кокошники). Что обували русские люди на ноги? (лапти). Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением костюмов. Что одевали мужчины на голову? (шапку зимой, картуз летом). Чем покрывали голову женщины? (теплый платок в холод, кокошник или косынку когда тепло). Почему девушки и женщины заплетали косы? (распущенные волосы мешали работать, готовить, стирать). Зачем укрывали голову ( от холода, жары, дождя)? В старину жениху до свадьбы не разрешалось видеть головы невесты, поэтому девушки и надевали платки, и кокошники.
Русские люди очень любили петь и танцевать.
- Эй, честной народ выходи танцевать в хоровод! Будут добры молодцы с красными девицами, гулять да пару выбирать. Музыкальная р.н. игра «Пару выбираем».
Как хорошо мы поиграли. А теперь я предлагаю вам сесть за столы и превратиться в русских народных мастеров расписывающих посуду, и украсить подносы цветными узорами. Дети, используя, ватные палочки и гуашь наносят рисунок на картонные заготовки подносов. Воспитатель помогает детям в работе. Давайте нашим гостям покажем, какие красивые подносы у нас получились и подарим их на память.
Западное окружное управление образования
Департамент образования г. Москвы
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Детский сад № 1869
Интегрированное занятие во второй младшей группе №8
«Знакомство детей с русским народным бытом и костюмом»
Воспитатель: Важенцева И.В.
Москва
2012-2013 уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ РОССИИ"
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА...
Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Посещение выставки «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка».
В декабре 2019 года мне посчастливилось быть приглашенной на прекрасную Ярмарку - выставку народных художественнах промыслов России «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка». Я попала в ...
Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России
Рекомендации родителям по лексической теме: "Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России"...
Технология "Сухой пальчиковый бассейн". Упражнение "У матрешкиной сестрицы". Тематическая неделя "Знакомство с народной культурой и традициями".
У матрешкиной сестрицы (ритмичные ударыПо деревне небылицы пальцами по фасоли)Ходит утка в юбке (ладони лежат на фасоле,...
Технология "Сухой пальчиковый бассейн". Дидактическое упражнение "Почини матрешке сарафан". Тематическая неделя "Знакомство с народной культурой и традициями".
Цель игры: -Развитие восприятия и создание условий для закрепления знания детьми цвета, название геометрических фигур.-Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Развитие...
Формирование у дошкольников исторической памяти через знакомство с народными ремёслами и промыслами Кубани
Из опыта работы воспитателя О.В.Клочко...
Презентация "Развитие художественно-творческих способностей детей через знакомство с народными декоративно-прикладными промыслами России"
Презентация "Развитие художественно-творческих способностей детей через знакомство с народными декоративно-прикладными промыслами России"...