Проект "Матрёшка"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Цель проекта: воспитание интереса к русской народной игрушке – Матрёшке.
Задачи:
- формировать представления о русской народной игрушке;
- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;
- воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
- познакомить с содержанием игр с матрёшками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
- развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matryoshka.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Матрёшка» для детей раннего возраста.
Проект разработан в соответствии ФГОС на основе интеграции образовательных областей (Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие).
Актуальность проекта
«Мы уверены в том, что народная игрушка - Матрёшка –является при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики» Е. Флерина
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.
Игрушка – Матрёшка при всей простоте, несет в себе много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их. Современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Так же современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки ее возможности в развитии ребенка раннего возраста.
Исходя из вышесказанного, у нас возникла необходимость ознакомления детей и родителей с такой замечательной русской народной игрушкой, как матрёшка, которая является самой первой игрушкой в раннем детстве.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Сроки реализации: краткосрочный (22.04.2024 -27.04.2024)
Участники проекта: воспитатель, дети раннего возраста, родители.
Цель проекта: воспитание интереса к русской народной игрушке – Матрёшке.
Задачи:
- формировать представления о русской народной игрушке;
- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;
- воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
- познакомить с содержанием игр с матрёшками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
- развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.
Предполагаемый результат:
- заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
- приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;
- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Этапы работы над проектом:
1 этап - Организационно-подготовительный
Подбор методической и художественной литературы по теме «Матрёшка»;
Изучение литературы;
Планирование работы;
Сбор информации из разных источников (художественная литература, познавательная литература, интернет, музыкальные произведения);
Составление конспектов, картотеки игр с матрёшкой, подбор иллюстраций для рассматривания.
2 этап – Практический.
Знакомство с русской народной игрушкой - матрёшкой;
Рассматривание иллюстраций - матрёшек;
Чтение потешек;
Проведение образовательной деятельности на тему «Матрёшка»;
Организация образовательных ситуаций, направленных на знакомство с матрёшкой;
Ознакомление родителей с играми с матрёшкой, с памяткой «Как играть с матрешкой»
пальчиковая игра «Мы матрёшки, вот такие крошки»;
3 этап - Заключительный
Обобщение результатов работы;
Выставка детских творческих работ;
Оформление мини-музея «Чудеса из дерева»
Список использованной литературы:
1. Васильева, Л. Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края / Л. Г. Васильева. – Чебоксары: ЗАО «ЦПС «Типография Брындиных», 2015. – 92с. : 16 ил.
2. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1.5 - 2 года). Практическое пособие. - Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 200с.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
4. Найбауэр А. В. Куракина О. В. Развивающие игровые сеансы в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 1-3 лет. -2е изд., испр. и доп. – М. :Мозаика-Синтез, 2021г. -336с.
Познавательное развитие:
Занятие по окружающему миру на тему: «Матрёшка – деревянная игрушка».
Цель: закрепить знание детей о русской народной игрушке – матрёшке, развивать логику, речь, память, закрепить представления «один – много», «большая – маленькая», воспитывать любовь к русской народной кукле – матрёшке.
Игра-занятие с дидактическим материалом «Матрёшка»
Цель: Побуждать выполнять действия с предметами, ориентируясь на величину. Продолжать знакомить с предметами различной величины и формы.
Материал: Двух-трехместная матрёшка (желательно использовать матрёшки разного стиля написания – загорская, семеновская, полховская, вятская).
Воспитатель приносить коробку с матрёшками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Это матрёшки. Какие они разные, не похожие на друг друга! И в каждой из них сидит сестрица. Одна другой меньше. Возьмите по одной и рассмотрите. Воспитатель раздает матрёшки детям. Организуется самостоятельная деятельность детей. Воспитатель побуждает детей к обмену матрёшками между собой, чтобы все дети смогли познакомиться с разнообразием народной игрушки.
Танец «Цветочек».
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы. Стихотворение Л. Громова «Матрёшка»
Цель: познакомить детей со стихотворением Л. Громовой «Матрёшка», пополнить и активизировать словарь, развивать способность понимать стихотворения.
Занятие по речевому развитию «Народная игрушка – матрёшка».
Цель: знакомить с национальной культурой России, познакомить с народной игрушкой – матрешкой, расширять словарный запас, развивать интерес к народной игрушке.
Игровой сеанс «Матрёшка»
Рассматривание игрушки «Матрёшка»
Материал. Трехместная матрёшка, коробка, подушечки.
Воспитатель. Ребята, попробуйте отгадать, кто к нам сегодня в гости пришёл.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Это матрёшки. (приносит коробку). Матрёшки, наверное, спрятались в коробке? (открывает коробку). Вот матрёшка. Но она не одна. А где же её подружка? Кто знает? (ответы детей.) Её подружки спрятались в ней. Давайте посмотрим! (Достает матрёшек.) Вот они: одна, две, три. Три матрёшки! Эта-самая большая, эта – самая маленькая, а эта- средней величины. Матрёшки хотят спеть для вас песенку, давайте послушаем и потанцуем.
Звучит песня «Матрёшки» (сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слоновой). Воспитатель побуждает детей выполнять соответствующие движения.
Мы веселые матрёшки, (Дети наклоняют голову вправо-влево)
Ладушки, ладошки. (Хлопают в ладошки.)
На ногах у нас сапожки, (Топают ножками.)
Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладошки.)
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Украсим фартучек Матрёшке»
Цель: Учить детей рисовать узор в определеном месте (фартук, нетрадиционным методом «поролоновым тычком, развивать чувство ритма, цвета. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным способом «тычок».
Музыкальная игра на деревянных ложках.
Цель: Развивать чувство ритма и моторику рук.
Дети сидят на стульчиках. Раздать детям деревянные ложки. Показать, как надо стучать ложками. Стучим громко, затем тихо и вовсе переслали стучать. Опять громко, потом тихо и прекратили совсем стучать. И так несколько раз.
Хоровод матрёшек:
Цель: Создать положительный эмоциональный настрой детей. Продолжать знакомить малышей с русским народным творчеством, поддерживать интерес к народной игрушке – Матрёшке. Формировать умение детей двигаться, выполнять танцевальные движения, развивать чувство ритма. Доставить детям удовольствие и радость.
Физическое развитие:
Цель: Вызвать у детей интерес к занятиям физкультурой. Способствовать укреплению здоровья. Вызвать положительные эмоции у детей и интерес к русским обычаям.
Игра – соревнование «Кто больше соберёт матрёшек», Игра – ситуация «Большую матрёшку покатаем на большой машине, а маленькую матрёшку- на маленькой машине», «По дорожке» (к большой матрёшке мы идем по дорожке (массажный коврик, а к маленькой матрёшке идем по дорожке (фланелевый коврик со следочками).
Социально-коммуникативное развитие:
Цель: Сформировать у детей представление о русской народной игрушке. Развить творческие и познавательные способности, воображение, речь, внимание, мелкую моторику рук, умение украшать силуэт матрёшки.
Воспитать привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании, вежливо делать поклон головой, произносить приветствие отчетливо, бодро.
Игра – ситуация «Матрёшки в гостях у ребят» Ребята здороваются с гостями, приглашают попить чаю. Угощают гостей пирогами и ватрушками. Помогают украсить наряд матрёшки цветами. Дидактическая игра «Бусы»- для большой матрёшки дети собирают «бусы» из больших бусин, а для маленькой матрёшки собирают «бусы» из бусин поменьше по размеру.
Совместная деятельность с родителями.
• Консультация для родителей «В какие игры можно играть с матрёшками».
• Папка – передвижка «Игры с матрёшками. Для самых маленьких».
• Помощь в оформлении выставки «Матрёшки - крошки».
3 этап. Заключительный.
В результате проведенной работы было отмечено:
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);
• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;
• на знакомство с разными видами матрёшек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;
• считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети – родители.