НОД "Божья коровка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Первакова Альбина Альбертовна

НОД "Божья коровка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bozhya_korovka.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы

 по теме:  «Божья коровка»

Выполнила: Первакова А.А.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №30»

Цель: Расширение знаний детей о божьих коровках (внешний вид, повадки, размножение), взаимосвязи живого организма со средой обитания;

Программные задачи:

Образовательные:

1.Закреплять знания детей о жизни и значении божьих коровок в природе и жизни человека.

2.Понаблюдать за жизнью божьих коровок в природе, узнать, в чём их польза и вред.

3.Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

Развивающие:

1.Развитие познавательного интереса к миру таких насекомых, как божья коровка, умение отражать это в продуктивной деятельности.

2.Развивать память, внимание, мелкую моторику рук.

3.Активизировать словарь детей.

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к представителям насекомых: божьим коровкам.

2.Воспитывать бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле.

3.Воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение.

Интеграция образовательных областей :  художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Вид деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы и фольклора,  изобразительная, игровая, коммуникативная,  двигательная.

Предварительная работа: Чтение пословиц и поговорок о насекомых; чтение стихотворения О. Ребрикова «Про божью коровку»; рассматривание иллюстраций с насекомыми.

Оборудование:  ИКТ, изображения насекомых, карточки для игры «найди лишнее», воздушный шар божья коровка, картинка божьей коровки в разрезе, магнитная доска, изображение дерева, скорлупа ореха, гуашь красного и черного цвета.

Планируемые результаты НООД (целевые ориентиры образования):

воспитанники:

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

-проявляет ответственность за начатое дело;

-открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

-с развитой крупной и мелкой моторикой; подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими;

- следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства,  чувство веры в себя.

Организация непрерывной образовательной деятельности

I. Вводная часть ( организационно-мотивационный этап ).

Воспитатель:

Наше занятие я хочу начать с улыбки. Вы улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. Улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы добры и приветливы, ласковы и доброжелательны, и я желаю вам хорошего настроения, творческих открытий, бережного отношения друг к другу.

 Посмотрите на меня. Нашу игру мы начнем на цветочной полянке.
- Пройдите и сядьте на полянку , кто скажет кто здесь лишний:

бабочка-кузнечик-стрекоза-ёжик-жук

Бабочка-божья коровка-попугай-стрекоза-комар

Бабочка-божья коровка-стрекоза-белка

Жук-петух-божья коровка

Бабочка-попугай-жук

Кролик-бабочка-оса

Жук-лиса-бабочка-муха

Воспитатель: 

-Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (о насекомых).
Всюду, куда не посмотришь, живут насекомые – наши маленькие и незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные. Сегодня мы с вами поговорим о насекомом, которое трудно не заметить. Но не потому, что оно велико, а потому, что ее красная одежка с черными пятнышками хорошо видна и сразу бросается в глаза.

Надевает эта крошка платье красное в горошек
И летать умеет ловко .Это…(божья коровка).

Вы уже догадались, о ком пойдет речь? (Ответы детей). Верно, о божьей коровке. (Достаю воздушный шар)

II. Основная часть (деятельностный этап)

(На экране фото насекомого)

Воспитатель : 

Почему жуков называют божьими? Божий, значит, кроткий, безопасный. А почему коровка, если она жук? Когда она сидит на ладони человека спокойно, она безопасна. А стоит ее немного прижать, насекомое выделяет желтое «молочко», жидкость. Поэтому ее и назвали божьей коровкой.

Вообще жуки — хищники. Божьи коровки как и их личинки, питаются в основном тлей.  Кроме тлей божьи коровки и их личинки уничтожают щитовок,  мелких гусениц, яйцекладки насекомых, паутинных клещей, т. е самых опасных вредителей сельского хозяйства.

Этот маленький красный жучок с черными крапинками на спине появляется весной, как только растает снег.  

Воспитатель : Так чем же может быть полезен это насекомое- хищник? (ответы детей).

Божья коровка уничтожает тлю, которая вредит растениям, питаясь их соком. Один жучок съедает до сотни тлей в день. Получается, что этот хищник очень полезен.

Иногда божью коровку называют «солнышком» за ее круглую форму тела и красную, рыжую или желтую окраску. Количество точек на ее теле зависит от вида, к которому она принадлежит, - есть 7-точечные, 5-точечные, 3-точечные и т. д. Она имеет неприятный запах и вкус. Для человека этот яд не страшен, но птице, схватившей это симпатичное насекомое, обожжет горло так, что другой раз она облетит его стороной. Это защищает коровку от некоторых хищников. Поэтому у божьей коровки яркая, предупреждающая окраска. Под нее даже маскируются, наряжаясь в похожее платье, другие жучки, они надеются, что птицы их тоже не тронут.

Дидактическая игра «Собери божью коровку»

Воспитатель:

Подойдите к столу. У каждого из вас на столах конверт. Соберите из частей целое, и скажите, что у вас получилось.

Молодцы. Садитесь на места.

Воспитатель: Божьи коровки очень активны, быстро бегают по растениям и в поисках пищи могут перелетать на большие расстояния.

Зимуют жуки в лесу под корой деревьев и опавшими листьями,но как только появляется первое весеннее солнышко, они выползают из своих укромных домиков.

Физминутка

Воспитатель:

А давайте и мы поиграем, превратившись в божью коровку .

Вокруг себя покружились
И в божьих коровок превратились (Кружатся)

Божьи коровки, покажите ваши головки,
Носики, ротики, крылышки - ручки, ножки, животики
(Показывают названные части тела)
Божьи коровки, поверните направо головки,
Божьи коровки, поверните налево головки,
(Повороты головой вправо, влево)
Ножками притопните, крылышками хлопните
(Топают ногами. Хлопают руками)
Друг к  другу повернулись, и  мило улыбнулись
(Поворачиваются, улыбаются).

Воспитатель:

Издавна божьи коровки привлекли к себе большой интерес и заслужили внимание человека. Во многих странах с божьими коровками связано много старинных приданий, суеверий, пословиц и сказок. А вы знаете  загадки  про это насекомое?

1.Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке?

– Кто это? Дети: Божья коровка.

2. Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка)

Воспитатель:

 Есть много стихотворений, посвященных этому насекомому.

(Дети читают стихи)

1.Божья коровка мне на пальчик села. «Божья коровка, Ты куда летела?

2.Божья коровка, Чёрная головка, Рыжая рубашка, Милая Ивашка.

3. Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку,

Вверх неспешным ходом ползет по стебельку

К пахнущему медом яркому цветку.

Поедает быстро Коровка вредных тлей,

И цветок душистый спасибо скажет ей!

Воспитатель:

 Человек часто прибегает к помощи божьих коровок в борьбе с вредными насекомыми. Божьи коровки питаются тлей (насекомое, высасывающее из растений сок), и этим они приносят пользу человеку. Кстати, у божьих коровок есть две пары крыльев. Первая пара - надкрылья -  служит для защиты второй. А с помощью второй пары крыльев божья коровка летает.

А мы будем играть и танцевать.

Игра малой подвижности «Божья коровка, чёрная головка»

Воспитатель: Поиграем, приготовьте пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Божьей коровки папа идет.
(Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу)

Следом за папой мама идет.
(Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу)

За мамой следом детишки идут,
(«Шагать» обеими руками)

Вслед за ними самые малыши бредут.
Красные костюмчики носят они.
(Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу)

Костюмчики с точками черненькими.
(Постучать указательными пальцами по столу)

Папа семью в детский садик ведет,
После занятий домой заберет.
(Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу)

Коллективная аппликация  «Спасем дерево».

Воспитатель: Ребята, подойдите к магнитной доске. Что случилось с листьями дерева? (ответы детей)

Как же можно помочь дереву? (ответы детей)

Мы можем спасти дерево, если изготовим сами божьих коровок и посадим их на дерево.

(Выполнение работы.  Дети изготавливают насекомых из бросового материала.

Воспитатель предлагает посадить божьих коровок на дерево и говорит, что теперь эти божьи коровки будут охранять дерево от тли.)

III. Заключительная часть (рефлексивный этап)

На весёлой на полянке
Так мы славно поиграли,
В весёлых танцах танцевали.
Дальше нам идти пора,
Ждут в саду еще дела.

-Рассмотрите работу. Какая чудесная работа у нас получилась.

Какие замечательные божьи коровки у нас получились. Совсем как настоящие, это потому что вы очень старались .

 О ком  мы сегодня беседовали? Что вы узнали нового ?

Дети рассказывают о понравившихся божьих коровках, как выполнена работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

наглядное пособие "Божья коровка"

Идея взята из журнала "Дошкольное воСпитание", мое - воплощение в жизнь. Работа над музыкальным произведением с использованием данного дидактического пособия способствует развитию слухового внимания, ...

Комплексное занятие по изобразительной деятельности (рисование) в младшей группе "Божья коровка"

Комплексное занятие учит детей различать характерные признаки весны, воспитывает чуткое и бережное отношение к пробуждению природы, закрепляет знания детей об особенностях насекомых, об их пользе и вр...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе по теме "Божья коровка".

Информационно-познавательное занятие. Цель -- познакомить с внешним видом и образом жизни божьей коровки, объяснить в чем ее польза....

Божья коровка

                                                    ...

"Божья коровка"

                                                    ...

Занятие "Божья коровка"

Для младшей группы...