Конспект занятия в средней группе по окружающему миру " Где живёт рыбка?".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сорокоумова Оксана Сергеевна

Формирование у детей представлений об обитателях пресных водоёмов, их образе жизни и значении. Развивать у воспитанников познавательный интерес, уважительное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Где живёт рыбка?».

Цель: формирование у детей  представлений об обитателях пресных водоемов , их образе жизни и значении.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде.

2. Учить описывать водных животных по картине, активизировать речь детей.

3. Познакомить с скороговоркой «Щука»

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к природе;

Развивающие:

1.Развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности.

Материал: Картина с изображением подводного мира, презентация с изображениями водных животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, как вы знаете наша земля состоит из суши и воды. На Земле очень много разных водоемов, посмотрите на карту, на ней много голубого цвета, что это означает? (ответы детей). Да, это не просто вода , это дом где живут самые разные существа, назовите их. ( ответы детей) . Ребята, существую водоемы пресные и морские(с соленой водой).

Дети называют пресные водоемы:_ реки, озера, пруды.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с обитателями пресных водоемов.

2. Беседа по картине.

Воспитатель: Ребята, а кто живет в воде?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, рыбы все время проводят в воде. Они умеют дышать под водой, благодаря жабрам. В воде воздух особый. Им умеют дышать лягушки и насекомые, живущие в воде: они научились «ловить» воздух. А вот, например, жук – плавунец прикрепляет пузырёк воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду. А как вы думаете, чем полезны обитатели водоёма?

Ответы детей.

Воспитатель: А что самое главное для обитателей водоёмов? (Вода)

Сейчас мы с вами  рассмотрим разновидности речных рыб.

Рыбы в реке делятся на хищников и мирных рыб.

Кто такие хищники? Кто такие мирные рыбы? (ответы детей)

Давайте посмотрим на мирных рыб. (презентация «Водные обитатели»)

Это красноперка, лещ, карась, плотва

Хищные рыбы – это сом, щука, окунь, ёрш.

Ребята, я попрошу вас описать ту рыбку, которую вы видите, ее цвет, форму, наличие плавников, а я вам расскажу немного о каждой рыбке отдельно. ( ответы детей)

Плотва. Эта рыба любит тихую и теплую воду, с чистым песчаным дном. Кормится водорослями и др. растительной пищей, мелкими организмами.

Красноперка. Рыбка получила свое название из-за яркой окраски плавников. Питается красноперка водорослями мальками, икрой др. рыб. Любит теплую воду с медленным течением, илистым дном. Держится у берегов, любит заросшие места.

Лещ. Живет семьями во главе с вожаком-самой крупной рыбой. Плавают лещи треугольником, как клин летящих птиц. При опасности сбиваются в кучу, нарушая строй.

Караси обитают в болотистых озерах и реках. В зависимости от цвета чешуи карась бывает золотой и серебристый. Питаются растениями, мелкими животными организмами. В суровую зиму впадают в спячку и могут проспать до весны даже в полностью замерзшей речке.

Окуни. Водятся во всех водоемах, с тихим течением, сильно заросших водяными растениями, держатся стайками. Окуни – хищники, поедают мелкие рыбки, рыбью икру, рачков, червей, головастиков.

Сом. Крупная рыба не имеет чешуи, в длину достигает 5м, ведет оседлый образ жизни, живя всю жизнь в одном месте. Сом – хищная рыба питается крупной рыбой, иногда водоплавающей птицей.

Щука. Обитает во всех реках, озерах, прудах, держится чаще в зарослях водной растительности, щуки хищные прожорливые рыбы, питаются рыбой – красноперками, плотвой, окунями, также лягушками, мелкими грызунами упавшими в воду, мелкими водоплавающими птицами, в длину достигают 2 метров, могут дожить до 30 лет. Вспомните сказку про эту рыбку? («По щучьему веленью»)

Ёрш. Обитает на песчаном дне, ёрш прожорливая рыба, питающаяся мелкими придонными организмами, личинками насекомых, мелкой рыбой. Характер ершей неуживчивый, агрессивно защищает свою территорию, благодаря острым колючкам на плавниках.(Ребята вспоминайте сказку про Ерша-ершовича)

Кроме рыб есть и другие обитатели водоемов: например лягушки или рак.

Рак. Обитает в речных заводях озерах прудах, днем прячутся под камнями, корягами, корнями деревьев. Кормятся в основном ночью, вылезая из своих убежищ и выслеживая добычу. Питается растительной пищей и животными. Передвигаясь пятится назад. Есть усы и клешни.

Лягушки. Живут они в реках, озерах, прудах. Зимуют в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.. Питаются насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Враги лягушек – цапли, аисты, журавли. Ребята, а какие сказки про лягушку вы знаете? (ответы детей)

Ну вот, ребята мы с вами узнали самых распространенных обитателей речных водоемов, а теперь давайте поиграем.

3. Физминутка

«Рыбки плавают в водице»

Рыбка плавает в водице,
(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Рыбке весело играть.
(Хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка озорница,
(Грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками)

Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаются в спине)

Крошку хлебную взяла.
(приседают)

Рыбка хвостиком махнула, рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»).

Всем друзьям физкультпривет!

4. А сейчас попробуйте отгадать загадки про наших обитателей:

Они не ходят, а плывут,
И в водоёмах все живут,
И червячка на ужин просят,
И платье из чешуек носят. (Рыбки)

В речке, озере, болоте
и в пруду её найдёте,
где всё лето напролёт
громко голос подаёт. (Лягушка)

Сапожник не сапожник,
Портной не портной,
Во рту держит щетину,
В руках — ножницы (Рак)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Хитра, прожорлива, сильна,
Притом – такая злюка!

Конечно, это… (Щука)

Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине —
Щука не проглотит (Ёрш)

3) Подвижная игра: «Мир рыб»

Дети распределяют роль сома и стайки лещей и др мирных рыб. Под музыку лещи плавают, строясь в форме треугольника. Когда к ним подплывают мирные рыбки, лещи спокойно плывут. Во время опасности, когда выплывает сом, стайка лещей нарушает строй, сбиваясь в кучу, а вожак уводит стаю в укрытие.

Молодцы ребята, а вы знаете, что есть очень смешная скороговорка про щуку. Послушайте:

Щука варит щи щурёнку,
Шьёт из шёлка рубашонку.

А теперь давайте вместе научимся рассказывать ее.

Дети вместе с воспитателем медленно повторяют строчки, обыгрывая слова движениями. Потом повторяют быстрее, весело выполняя в ритме движения.

Рефлексия: ребята, скажите что вы сегодня узнали? С какими водными обитателями вы познакомились?

А сейчас по желанию вы можете нарисовать ту рыбку, которая вам больше всего понравилась. Дети рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру по теме "Пингвины" с применением методов технологии критического мышления

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру по теме "Пингвины" с применением методов технологии критического мышления...

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру. Тема: "Белоснежная зима".

Тема: «Белоснежная зима».Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность».Программное содержание:закреплять знания детей о зимних природных явлениях;развивать мышле...

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру "День космонавтики"

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру  "День космонавтики"...

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Пернатые друзья»

На занятии с детьми закрепили названия зимующих птиц, дали детям представление о видах питания  птиц. Развивали воображение, внимание, мышление, особо отметили как тяжело птицам в конце зимы и на...

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Домашние животные»

Познакомить детей с такими понятиями как «домашние животные» и их «детеныши».Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.Развивать умение внимательно слушать и отвеча...

конспект занятия в средней группе по окружающему миру "23 февраля - день защитника Отечества"

Целью данного занятия является расширение знаний детей о празднике "День защитника Отечества"....