Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урожай. Дикоросы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тарасова Ирина Митрофановна

Ознакомление детей с дикорастущими плодовыми растениями, растущими в нашем регионе, объяснение обобщающего понятия «дикоросы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dikorosy.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 46

Усть-Кутского муниципального образования

666785 Иркутская область, г.Усть-Кут, ул. МК-83, строение 3

телефон, факс: 8(39565)61271. E-mail:  mdoy_crr_ds46@mail.ru

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы  

«Урожай. Дикоросы»

Группа: старшая 

Тема: «Урожай. Дикоросы»

Цель: ознакомление детей с дикорастущими плодовыми растениями, растущими в нашем регионе, объяснение обобщающего понятия «дикоросы».

Задачи -

Образовательные: способствовать расширению знаний о многообразных дарах леса родного края, знакомить детей с названиями некоторых дикорастущих плодов нашего региона, рассказать об использовании съедобных дикорастущих плодов человеком.

Развивающие: продолжать развивать внимание, интерес дошкольников к природным богатствам родного края.

Воспитательные: формировать любовь и бережное отношение к природе. Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи. Воспитывать способность выполнять коллективную работу.

Используемый материал: 

Демонстрационный: фотопрезентация, маска медведя, 2 корзинки (дары леса, мусор)

Раздаточный: 2 шаблона для аппликации, поднос с картинками для аппликации; карточки (морковь, гриб), клеевые карандаши, салфетки (по количеству детей)

Этап

/продолжительность

Задачи этапа

Содержание совместной деятельности

Методы, формы, приёмы,  виды деятельности

Предполагаемый результат

Педагог

Дети

Вводная часть

Орг. момент

     2      мин

Организовать внимания детей,

создать хорошее настроение

- Здравствуйте, дети! Какие вы все красивые и нарядные.

Давайте встанем в кружок

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Вместе за руки возьмёмся!

И друг другу улыбнёмся!

- Теперь пройдите и сядьте на стульчики.

приветствуют педагога и друг друга

Словесный

Художественное слово

Групповая форма

Позитивный настрой детей, интерес к занятию

Введение    в тему «Дикоросы»

    3    мин

Познакомить с новым обобщающим понятием

- Дети, какое сейчас время года? (Осень) Правильно, осень. А это значит, что поспел урожай в огородах, и пришла пора собирать урожай. Что выращивают и собирают люди в нашем районе в огородах? (картошку, морковь, свёклу, лук, капусту и т.д.)

- А как вы думаете, дети, где ещё можно собрать урожай? (в лесу)

Что можно собирать в лесу? (ягоды, грибы, шишки) 

Слайд 2. Дары леса. Все эти дары природы человек использует в пищу, для приготовления разных блюд, заготавливает на зиму. Вы знаете, как одним словом можно назвать дары леса? Дикоросы. Дикоросы чаще растут в дикой природе, их никто не высаживает семенами, никто не поливает. Дикоросы растут самостоятельно, человек только собирает урожай.

Слушают,

отвечают на вопросы

Словесный

Наглядный

Групповая форма

Дети проявляют интерес к новой теме

Динамическая пауза

    2    мин

Снять физическое напряжение

 - Сейчас я приглашаю вас в лес

Давайте поиграем в игру «У медведя во бору». Медведя мы выберем считалкой.

Вдаль бежит река лесная,
Вдоль неё растут кусты.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем — водишь ты!

 (выбранному ведущему даю маску медведя). Прятаться от медведя вы будите в домиках на стульчиках, вот так (показываю «домик»).

П/игра «У медведя во бору» (можно провести 1-3 раза)

участвуют в игре

Игровой

Дети активизируются

Основная часть

    5    мин

способствовать расширению знаний о многообразных дарах леса родного края, знакомить детей с названиями некоторых дикорастущих плодов нашего региона, рассказать об использовании съедобных дикорастущих плодов человеком.

- Теперь каждый остаётся в своём «домике» на стульчике. Что мы свами собирали у медведя во бору? (грибы, ягоды) Скажите, пожалуйста, какие лесные ягоды вы знаете? Давайте посмотрим какие ягоды-дикоросы растут в лесу нашего родного края.

Слайд 3. Ягоды

Покажите и назовите знакомые вам ягоды. Какие вы молодцы! Для чего же люди собирают ягоды? Конечно, чтобы кушать их. Ягоды можно кушать сырыми и приготовить из них разные лакомства.

Вы знаете, как сохранить ягоды, чтобы лакомиться ими всю зиму?

Слайд 4. Заготовки из ягод

Можно сварить варенье, компот, заморозить в морозильнике.

Слайд 5. Грибы

А это что такое? Вы знаете, как называются грибы? А грибы можно кушать сырыми? Нет, грибы нужно сначала обработать, приготовить разные блюда.

Какие блюда можно приготовить из грибов? Сварить суп, пожарить и т.д.

Слайд 6. Продукты из грибов

Как можно переработать грибы, чтобы сохранить их? Можно насушить, засолить, замариновать, заморозить.

Слайд 7. Шишки

В нашем районе очень много хвойных лесов, хвойные леса дают много шишек сосновых, еловых, кедровых.

Слайд 8. Продукты из шишек

Во всех шишках есть орешки, в кедровых шишках орешки самые крупные. Орешки можно щёлкать, ядра кедровых орешков очень вкусные, и ещё из кедровых орешков делают кедровое масло, которое добавляют в салаты. Из молодых шишек сосны и ели варят варенье.

Слайд 9. Дары леса. Богатый урожай дарит нам лес!

смотрят, слушают, отвечают на вопросы

Наглядный (презентация) 

Групповая форма

Рассказ

Беседа

Участвуют в беседе, повторяют новые слова

Проблемная ситуация

     2    мин

Подвести к экологически грамотному решению,

формировать любовь и бережное отношение к природе.

- Я недавно ходила с друзьями в лес и собрала две корзинки урожая. Хотите посмотреть, что я насобирала? Подойдите к столу.

В одной корзинке дары леса: шишки, ягоды.

В другой корзинке мусор.

Что лежит в корзинках? (в одной шишки и ягоды, в другой разный мусор). Как вы думает, откуда в лесу вот такой урожай? (корзина с мусором) Это хороший урожай, нужен он лесу, лесным жителям, людям? Что делать, чтобы такого урожая не было?

высказывают своё мнение, отвечают на вопросы

Словесный

Наглядный

Групповая форма

Беседа

Дети выражают желание беречь природу

Продуктивная деятельность

    5-7   мин

Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи. Воспитывать способность выполнять коллективную работу.

- Ребята, сейчас вы разделитесь на две команды (раздаю карточки). Посмотрите карточки, у кого нарисована морковка, подойдите к этому столу, а у кого попался грибок, подойдите к этому столу. Положите карточки на стол.

Команда «Морковки» будет собирать урожай с огорода,

команда «Грибочки» собирает урожай дикоросов. Каждая команда выбирает нужные картинки и приклеивает на свою картину-корзину. А весь урожай лежит вот на этом подносе, будьте внимательны при выборе плодов. На выполнение этого задания у вас три минуты. Это песочные часы, когда песок закончится, значит и время закончилось.

(дети выполняют задание)

Всё, время закончилось. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Команды поменяйтесь местами и проверьте работы друг друга, всё ли вы правильно сделали. В одной корзинке  - урожай дикоросов то есть даров леса, в другой корзинке урожай с огорода. Есть ошибки? (Нет) Все дети справились с работой, правильно разложили урожай, и вот какие красивые аппликации у вас получились!

выполняют задание (делают аппликацию)

Словесный

Подгрупповой

Деятельный

Две коллективных работы, выполненных по заданному условию

Рефлексия

    2    мин

       

Закрепить понятие «дикоросы»,  положительный отклик

Урожай каких плодов собирала команда «Морковки»?

А что собирала команда «Грибочки»? Как одним словом мы можем назвать дары леса? (Дикоросы) Почему мы их так называем? (растут самостоятельно в дикой природе)

- Какие вы молодцы, ребята, и с заданием справились, и названия запомнили.

Давайте ещё раз посмотрим на мои корзинки, какая корзинка вам нравится? Значит эту корзинку я дарю вам в группу, а корзинку с мусором заберу на утилизацию.

выражают благодарность

Словесный

Положительное настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Мой родной город"

Конспект открытого занятия. Прошлое и настоящее города Егорьевска Московской области....

"Олимпийские зимние виды спорта" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

"Олимпийские зимние виды спорта"Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

МБДОУ Ытык-Кюельский детский сад «Туйаара»              Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей груп...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...