Статья по экологии
статья по окружающему миру
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ЭКОЛЯТА»
Убасева И.В., Михайлова Е.П.
МБДОУ «Детский сад №36» г.Чебоксары, ubasevairina27@gmail.com
Аннотация. В данной статье авторы раскрывают работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.
Ключевые слова: дошкольный возраст, экологическое воспитание, природа.
Экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.
Тип проекта:
Долгосрочный
Целевая аудитория:
подготовительная группа, педагоги, родители.
Цель проекта:
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.
Задачи проекта:
- Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
- Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
- Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
- Принять участие в озеленении территории детского сада.
Ожидаемые результаты:
У детей:
1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;
2. дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
У родителей:
1. повышение экологической культуры; родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
2. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
3 . участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.
повышен уровень экологической культуры родителей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап –Заключительный
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки выполнения |
Подготовительный этап | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы | Сентябрь 2021 |
Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Обогащение предметно-развивающей среды | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: -подбор книг для оформления выставок в книжном уголке; -пополнение уголка природы; -изготовление дидактических игр; -изготовление фотоальбомов. | Январь-сентябрь | |
-изготовление экологического чемоданчика | |||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по организации экологического воспитания детей дома | январь | |
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома. | Сентябрь-май | ||
Основной этап | Выявить уровень экологической воспитанности детей группы | Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной к школе группы | январь |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана образовательной деятельности по развитию экологической грамотности воспитанников | февраль | |
Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом | В течение года | ||
Разработка конспектов НОД, бесед на экологическую тему, подбор дидактических игр по экологическому воспитанию | |||
Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, картотеки опытно-экспериментальной деятельности | |||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой,экспериментальной, - в которых они смогут отражать полученные знания, личный опыт. | |||
Привлечь социум в работу по реализации проекта | Участие в акции «Поможем птицам» - изготовление кормушек для птиц и установка их на территории детского сада » | Февраль-март | |
Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в семье, памятки с экологическим содержанием, буклеты. | В течение года | ||
Заключительный этап | Выявление и оценка эффективности проведенной работы по экологическому образованию детей | Мониторинг качества экологического образования в группе | Май |
Оценка эффективности работы с родителями | Анкетирование | Май | |
Проведение итогового мероприятия: акция «Зеленая Планета» - посадка деревьев на участке группы. | Май | ||
Презентация проекта | Обобщить опыт работы по экологическому образованию с детьми подготовительной к школе группы Подвести итоги работы на педагогическом совете | Оформление проекта Подготовка презентации на тему «Юные эколята» | Май |
Заключение
Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
Продуктивность:
Содержание плана проекта разработано на основе требований программ «От рождения до школы» и «Юный эколог» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В план проекта вошли несколько разделов:
- «Неживая природа – среди жизни растений, животных ,человека» - дети приобретают знания о мироздании, воде, воздухе, почве и камнях, сезонах.
- «Многообразие растений и их связь со средой обитания» - дети знакомятся с комнатными растениями и растениями на участке детского сада.
- «Многообразие животных и их связь со средой обитания» - дети знакомятся с обитателями уголка природы, с домашними животными, с перелетными и зимующими птицами.
- «Взаимодействие человека с природой» По этому разделу разработали цикл занятий:
- «Человек – живое существо» .
- «Как человек использует природу».
- «Охрана природы».
Работу по данной проблеме мы начали с создания предметно – развивающей среды. Каждый элемент среды имеет свое функциональное значение.
Дети проявляли огромный интерес к исследовательской работе, поэтому старались больше времени уделять опытам и наблюдениям.
Для решения указанных задач использовали разнообразные методы изучения, методы педагогической диагностики (самодиагностики): беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент, дидактические игры.
По результатам диагностики знаний детей о природе, о развитии трудовой деятельности по уходу за живыми объектами мы планировали организацию педагогического процесса, направленного на воспитание основ экологической культуры, осуществляя выбор методов и форм организации детей, их сочетание, учитывая психическое развитие дошкольников.
Во время проведения любых мероприятий мы учили детей беречь и приумножать мир растений.
При наблюдении за комнатными растениями мы обращали внимание детей на красоту цветов и листьев, рассказывали, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий.
Все полученные знания мы закрепляли в играх «Опиши цветок», «Узнай по
описанию», «Что изменилось?» и так далее.
В ознакомлении детей с растительным миром мы использовали в работе разработанные нами карты-схемы по развитию логического мышления, иллюстрации о строении растений, пословицы, загадки, чтение рассказов.
В результате нашей работы над проектом, накоплен определенный материал: это доклады, конспекты занятий, рекомендации, консультации, альбом пословиц, поговорок, загадок по темам, гербарии «Растения нашего участка», «Луговые травы», «Цветы», «Лекарственные растения», «Красная книга», проекты: о весне, зиме, осени, лете, где дана характеристика сезона.
Разработаны:
- «Экологическая тропинка» в детском саду;
- «Паспорт растений» экологической комнаты и уголка природы;
Акции:
- «Покормите птиц зимой»;
- «Зеленый патруль»;
- «Озеленение территории детского сада с родителями».
Место расположения нашего детского сада позволило нам составить маршруты в природу: в парк, лес, на водоем, к роднику, что дает хорошую возможность познакомить дошкольников с естественным окружением живой природы.
Вся работа над проектом дала положительные результаты. Дети готовы выявить более сложные причинно - следственные связи, действующие в мире природы, устанавливать общие закономерности природных явлений.
Дети узнали, что растения живые существа. У них есть свои потребности, им необходимы определенные условия: питательная почва, вода, свет, тепло, воздух.
Комнатные растения имеют определенное строение и размножение.
У детей сформировался познавательный интерес, они охотно наблюдают и ухаживают за комнатными растениями, изображают их в рисунках, аппликациях.
Приобрели знания о причинах смены дня и ночи, времен года, о причинах вечного холода на полюсах вечной жары на экваторе, о свойствах и значениях воздуха и воды, особенностях расселения растений и животных на планете.
На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире, у детей развивается интерес к природе, интерес к ее познаниям, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов и методов (продуманная организация труда, наблюдений, игры, обучения) – ключ правильной постановки экологического воспитания. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей свои богатства и радость общения, если он отнесется к ней с вниманием, любовью и бережным отношением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
- «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по экологии "Все мы друзья природы"
В статье подобран материал для детей и родителей ....
Статья по экологии
экологическое воспитания дошкольников...
Статья по экологии
Успешность подготовки детей к школе в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, в...
Статья по экологии "Как прекрасен этот мир!"
Эта статья о воспитании экологической культуры у дошкольников, приобщении их к миру. Консультация для воспитателей....
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Статья. Работа эколога с родителями в детском саду. Клуб "Вместе веселей" 2 мл. гр.
Клуб "Вместе веселей" 2 младшая группа. Тема: "Добрая зима для птиц"...
Статья. Работа эколога с родителями в детском саду. Клуб "Вместе веселей" от 5 до 7 лет
Работа детско-родительского клуба "Вместе веселей" дошкольники от 5 до 7 лет. Тема: "Познай природу!"...