Картотека опытов раздела «Познай себя» для детского сада. Часть1
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Елистратова Наталья Алексеевна

Цель:

1. Формировать у детей естественно – научные представления о строении организма человека, факторах, влияющих на его состояние.

2. Сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

3. Развивать мелкую моторику и тактильно-чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznaem_sebya.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов раздела «Познай себя» для детского сада

Часть 1

Цель:

1. Формировать у детей естественно – научные представления о строении организма человека, факторах, влияющих на его состояние.

2. Сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

3. Развивать мелкую моторику и тактильно-чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Опыт 1. Уши. Плотно закройте себе уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2—4 слова достаточно тихо, чтобы дети их не расслышали.) Откройте уши. Что я только что делала? Что я сказала? (Не слышали.)

Опыт 2. Уши. (Педагог производит за ширмой несколько действий: переливает воду из полного стакана в пустой, мешает ложкой в стакане, шуршит бумагой.) Что я делаю? (Дети легко определяют.) Так зачем нам уши? (Чтобы слышать.)

Опыт 3. Рот. Те, кто сидят слева, высуньте язычки. Те, кто сидят справа, возьмите спичку, обмакните вату в один из прозрачных растворов и прикоснитесь к кончику языка товарища. Что почувствовали? Использованную спичку положите на блюдце и поменяйтесь ролями. (Дети выполняют.) Что почувствовали? Так зачем нам рот? (Чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.)

Опыт 4. Самообследование руки. Откройте глазки и ощупайте свой пальчик. ( Педагог демонстрирует нужный прием: двумя пальцами зажимает среднюю фалангу среднего пальца с боков.) Какую форму имеет косточка, которая находится внутри? (Ответ: внутри она потоньше.) Проверьте, есть ли кости в других частях пальца? (Дети убеждаются: есть.)

Согните пальчик другой рукой. Посчитайте, сколько косточек есть в пальце? (Три.) А сколько в другом? (Тоже три.) А в мизинце? (Три.) А в большом? ( Дети убеждаются сами: только две. Педагог дает им некоторое время для установления данного факта.)

Ощупайте кисть. Есть там кости? Дети выполняют и убеждаются: есть.) Какую форму имеют эти кости? (Они длинные, как палочки.) Попробуйте сосчитать, сколько здесь костей. (Если дети насчитают всего четыре, педагог подсказывает, где находится пятая кость, связанная с большим пальцем.)

Перейдем на предплечье. Попробуйте определить, сколько здесь костей. (У детей мягкие ткани развиты слабее, чем у взрослых, поэтому они легко прощупают две кости.) Эти кости длинные или короткие? (Длинные.)

Найдите кость на плече. Сколько здесь костей? Какая форма? ( Указание педагогу: не путать плечо с надплечьем, которое называют «плечом» в быту и в швейном деле.)

Опыт 5. Самообследование черепа. Ощупаем голову. Кости внутри нее называются «череп». Давайте повторим хором это название. Положите руки на виски. Ощупайте затылок. Перейдите на темя. На лоб. Сколько костей вы насчитали? Ответы: одну единую.) Есть ли здесь какие-то ямы? (Ответы.) Можно ли согнуть кости черепа? (Ответы.)

Почему череп такой прочный? Зачем он нужен? Ответ: чтобы защищать мозг.)

А теперь ощупайте то место, где лежит глаз. Работайте осторожно, чтобы не надавить на глаза и не повредить их. Убедитесь, что здесь в черепе есть ямка, в которой лежит глаз. Найдите край этой ямки, обойдя пальчиками вокруг глаза. (Дети выполняют.)

Найдите маленькие косточки, которые образуют нос. (Дети выполняют.) Они очень тонкие, особенно у детей, поэтому в драках, при падении легко ломаются. Будьте к ним особенно внимательны, не повредите.

Перейдите на то место, где находятся зубы. Эта кость называется челюстью. Верхняя челюсть. Подвигайте руку влево-вправо. Что чувствуете? Ровная ли эта кость? (Дети ощущают бугорки и впадинки.) Кто догадается, почему они тут образовались? (В них лежат корни зубов.)

Обследуем нижнюю челюсть. Ощупайте ее. Сколько здесь костей? (Одна.) Есть места для зубов? (Да.) Эта кость может двигаться? Попробуйте ее передвинуть. (Дети двигают челюсть вверх-вниз, влево-вправо.) Для чего это надо? (Чтобы жевать и разговаривать.)

Опыт 6. Обследование грудной клетки.

Встаньте. Положите руки на ее боковую поверхность. Ощупайте пальчиками. Сколько здесь костей: одна,

как в черепе, или много? (Дети нащупывают много ребер.) Посмотрим, что делается на спине. Те, кто сидят слева, будут пациентами. Повернитесь спиной к своим товарищам, которые будут врачами. Они сейчас проверят, все ли в порядке у человека, который пришел на прием. Ощупайте верхнюю часть спины. Там слева и справа есть кость, которая называется лопаткой. Найдите ее. Ощупайте ее края. Какую форму имеет данная кость? Сколько у нее углов? (Три.)

Поменяйтесь ролями. Кто был врачом — стал пациентом, и наоборот. (Дети выполняют то же задание повторно.)

Поставьте пальчик около затылка и медленно спускайтесь вниз по середине спины. Чувствуете бугорки? Это позвонки, из которых образуется позвоночник. Позвоночник — очень важная часть скелета. К нему прикрепляются все остальные кости. Что прикрепляется сверху? (Педагог кладет руку на голову ребенка, сидящего рядом.) Череп. Что — с боков? (Грудная клетка и лопатка.) А теперь садитесь прямо, будем обследовать уже не товарища, а себя.

Опыт 7. Самообследование ног.

Проверьте, сколько костей в бедре, сколько—в голени, сколько — в каждом пальчике. Какой размер у косточек мизинчика? (Очень маленький.) Указание педагогу: обследование проводить очень быстро, так как дети устали.

Опыт 8. Рассматривание кожи.

Какого цвета наша кожа? Можно ли снять с себя кожу, как мы снимаем рубашку? Потяните кожу, подергайте ее. (Нет, кожа прирастает к глубоким слоям тела.)

Одинакова ли толщина кожи на разных местах? Обследуйте кожу на ладони (дети выполняют) и на тыльной поверхности кисти. Потрогайте кожу на щеках, на шее, под глазами, на локте (на каждое обследование дается несколько секунд). Где она тоньше? Вывод: по толщине кожа разная.

Опыт 9. Как кожа прикреплена к тканям, лежащим под ней.

Теперь проверим, где она прочнее прирастает к телу. Оттяните кожу на тыльной поверхности кисти и на ладони. Где сильнее оттягивается? (На тыльной поверхности.) Обследуйте кожу на локтях, когда рука вытянута и согнута. (Дети выполняют.) То же сделайте на бровях, щеках, шее спереди и затылке. Где оттягивается лучше всего? (На шее, тыльной поверхности кисти, локте.) Где прирастает плотно? (На ладони, пальцах, лбу.)

Вывод: в разных местах тела кожа прикрепляется по-разному.

Опыт 10. Рассматривание кожи в лупу, изучение пальцевых рисунков.

Ваша кожа кажется вам ровной и гладкой. Рассмотрите ее в лупу. ( Слушаем описание детей: на коже есть мелкая сеточка, волоски, бугорки, складочки, впадинки.) Посмотрите на кончики пальцев. На них из складочек образовался рисунок. Сравните свои пальцы и пальцы соседа. Одинаковый ли на них рисунок? (Дети выполняют.)

Давайте сделаем отпечатки ваших пальчиков на бумаге. Обмакните пальчик в краску. Потом осторожно прикоснитесь к бумаге и прижмите его поплотнее. Осторожно поднимите палец вверх, чтобы не размазать краску. Следите, чтобы не испачкалась одежда; вытрите палец о салфетку. (Дети последовательно выполняют все указания.) Рядом с вашим пальцем пусть оставит отпечаток сосед. (Дети выполняют указание, меняясь листами бумаги.) Сравните рисунок обоих пальчиков. Одинаковы они или различаются? (Отпечатки можно рассмотреть в лупу. При желании педагог может предложить детям сделать отпечатки ладошек. Они тоже бывают интересными.)

Опыт 11. Всюду ли кожа имеет одинаковую чувствительность?

Все ли участки кожи чувствуют одинаково? Сейчас проверим. Дети, сидящие слева, будут испытуемыми, а сидящие справа — учеными. Ученые, поднимите руки. Правильно. Сейчас испытуемые сложат руки вот так. (Педагог показывает, что кисти рук накладываются друг на друга тыльными поверхностями). Ученые проверят свойства кожи на разных участках тела. Завяжите глаза испытуемым. (Дети выполняют.) Положите им между кистями любой предмет и предложите его определить. (Как правило, дети затрудняются с ответом.) Теперь приложите его к щеке. Удалось определить? Затем к шее. К ноге. А сейчас, не развязывая глаз, потрогайте этот предмет пальцами. Что говорят вам ваши пальцы? (Ответ бывает точным.)

Испытуемые и ученые меняются ролями, опыт повторяется еще раз.

Вывод: на кончиках пальцев кожа самая чувствительная.

Опыт 12. Типы зубов.

Теперь рассмотрим, одинаковы ли у нас все зубы. Вначале посмотрите на передние зубы. Запомните, как они устроены. (Дети выполняют.) А теперь пальчиком отодвиньте губу и рассмотрите зубы, которые спрятались за щекой. Чем они отличаются от передних? Ответ: передние заостренные, а задние плоские.)

Проведите пальчиком по поверхности зубов. Где она гладкая, а где — с бугорками? (Ответы.) Как вы думаете, зачем нужны эти бугорки? (Предположения детей.)

Возьмите морковь и откусите от нее небольшой кусочек. (Дети выполняют.) Какими зубами вы откусывали? (Ответы.) А теперь откусите еще раз, удержите кусочек и попробуйте пожевать его передними зубами, не перекладывая на задние. (Дети выполняют.) Удобно? Отправьте его за щеку и пережуйте морковь. Какими зубами удобнее откусывать? Какими удобнее жевать? (Ответы.) Теперь вы и сами догадаетесь, какие зубы называются жевательными? (Ответы.) А какие называются резцами? Какими зубами мы «резали» морковь? (Ответы.) Молодцы.

Опыт 13. Зажми горошину между двумя голышами. Сильно зажми. (Горошина выскакивает.) А теперь зажми между двумя зубами коровы. Почему горошина не выскакивает? Ответ: ее задерживают бугорки.) Теперь понятно, зачем нужны бугорки?

Опыт 14. Количество зубов.

Посчитаем, сколько у нас зубов. Сначала считаем на верхней челюсти, глядя в зеркало или проводя пальчиком по зубам. (Дети выполняют. Дождавшись выполнения задания, педагог опрашивает каждого ребенка и полученные числа записывает на доске. В конце пишет свое число — 32.) Почему у всех получилось разное количество? Кто догадается? (У кого-то зубы выпали

и не успели вырасти.) А у взрослых зубов гораздо больше, чем у детей, — 32. Вырастите, и у вас тоже будет 32 зуба.

Опыт 15. Язык воспринимает вкус пищи.

Испытуемый ничего не делает; он просто высовывает язык. Ученый проводит опыт. Перед вами стоят три раствора. Они имеют разный вкус. Ученый берет спичку, опускает конец, обмотанный ватой, в раствор и прикладывает его к кончику языка испытуемого. Испытуемый должен узнать, какой вкус имеет раствор. Кто захочет, может попробовать приложить раствор и к другим частям языка: к спинке, к боковой поверхности. Потом спичку кладете на тарелку, и для другого раствора берете новую спичку. Надо проверить все три раствора. Итак, ученые, работайте: берите спичку, опускайте ее в раствор, прикасайтесь к языку испытуемого. Не забудьте: одну и ту же спичку нельзя использовать два раза. (Дети приступают к опыту. Работа идет медленно. Педагог не мешает самостоятельности детей, не отвлекает их разговорами, но реагирует на отдельные высказывания и помогает тем, кто испытывает затруднения. В группе с низким уровнем самостоятельности можно все действия выполнять по одной команде.)

Поменяемся ролями. Испытуемые станут учеными, а ученые — испытуемыми. (Опыт повторяется.)

Итак, какой вкус имели растворы?

Какая часть языка лучше ощущает вкус, для чего нужен язык? (Ответы.).

Опыт 16. Язык участвует в жевании.

Каждый возьмите по кусочку хлеба, жуйте его и следите, что делает язык. (Дети выполняют задание.) Что он делает? (Перемешивает пищу, подкладывает ее на зубы, помогает глотанию.) Вот еще что-то новое вы узнали о языке: он помогает жеванию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ребенок познает мир в детском саду"

Статья посвящена игре в младшем дошкольном возрасте, как способе общения с ребенком....

Картотека опытов для детей старшей группы детского сада

Предлагаю вашему вниманию подборку опытов для детей старшей и подготовительной групп. Эти опыты могут проводить воспитатели в уголках экспериментирования, а также их можно предложить родителям....

Конспект по художественной литературе в средней группе " Как вести себя в детском саду"

Цель: Объяснить правила поведения в детском саду. Обратить внимание на положительные примеры.Задачи:Обучающие:- формировать умение давать оценку поступкам литературных героев, своим поступкам, поступк...

Проект "РАЗДЕЛЯЙ и УМНОЖАЙ» в детском саду «Давайте дошколята природу беречь и охранять!»

Конкурс творческих работ из бросового материала и вторичного сырья «Спасем природу от мусора»....

Проект "РАЗДЕЛЯЙ и УМНОЖАЙ» в детском саду «Давайте дошколята природу беречь и охранять!»

Взаимодействие МБДОУ и гимназии №5,nеатрализованная игра «Федорино горе», презентация «Сохраним природу»....

Картотека опытов по разделу "Познай себя"

Экcпepимeнты нaд тeлoм пoмoгут дeтям узнать как устроен наш организм, пoнять кaк oн функциoниpуeт. Для пpoвeдeния иccлeдoвaний пoнaдoбятcя мaтepиaлы, кoтopыe ecть у кaждoгo при себе....

Программа по экспериментированию с детьми подготовительной группы " Мы - исследователи", раздел " Познай себя"

Рабочая программа направлена на разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным направлениям - социально-к...