Проект "Как сохранить Байкал чистым?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Юлия Валерьевна Игнатович

проект "Как сохранить Байкал чистым?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kak_sohranit_baykal_chislym.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад №16 г. Алзамай.»

Проектная деятельность по экологическому воспитанию

в подготовительной группе

На тему:

«Как сохранить Байкал чистым?»

Подготовил: воспитатель

Игнатович Ю.В.

г.Алзамай

2023 год

Актуальность проекта.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу, но прежде сами должны научиться любить ее.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми. Родителям и педагогам необходимо учить ребенка управлять своими чувствами и эмоциями, готовить к тому, чтобы он мог справиться с будущими проблемами реальной жизни

. Одним из основных средств экологического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей среднего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Наш родной край знаменит озером Байкал! В нем уникально всё – вода, животный мир, растительность, скалистые берега, величественные отроги хребтов. Сохранение природы этого уголка Земли – обязанность каждого человека!

Данный проект предназначен для детей дошкольного возраста и является долгосрочным. Дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, местонахождении и уникальности озера Байкал.

Цель:

- создать необходимые условия для формирования представлений детей о Байкале, его флоре и фауне, свойствах и качестве воды.

Задачи:

- формировать представления детей о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, климат, вода, глубина), об уникальности озера;

- развивать эстетическое восприятие, чувства любви и гордости;

- знакомить с растительным и животным миром озера Байкал;

- формировать представления детей о взаимосвязи флоры и фауны как экосистемы;

- формировать патриотические чувства;

- активизировать словарный запас, развивать связную речь;

- реализация совместной творческой деятельности детей и родителей.

Содержание этапов проекта:

Проект включает три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

Подготовительный этап.

Составление перспективного плана по ознакомлению детей с озером Байкал и природой Прибайкалья. Подбор фото - и видео - материалов, музыки, звуков природы.

Блок: «озеро Байкал»

(формирование представлений о географическом положении озера Байкал, его уникальности, размере, глубине, возрасте, климате, воде, ветрах, создание макета).

Блок: «Растительность Прибайкалья»

(формирование представлений о растительном мире Прибайкалья и его разнообразии)

Блок: «Дикие и домашние животные Прибайкалья»

(формирование представлений о разнообразии диких и домашних животных Прибайкалья, их питании и образе жизни).

Блок: «Берегите природу!»

(формирование представлений о проблемах экологии и охраны природы).

Практический этап

Цель: активное участие детей, родителей и педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

Использование словесных методов:

Беседы, легенды о Байкале - знакомство с фольклором и традициями Прибайкалья (в гости к детям приходил персонаж Сибирячок, знакомил их с легендами, сказками, стихами о нашем крае).

Восприятие художественной и познавательной литературы - поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о нерпе, баргузинском соболе, о голомянке и др.).

Использование методов экспериментирования и моделирования:

Схемы, модели - зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок.

Дидактические игры с применением моделирования - позволят овладеть способами познания связей между предметами и явлениями (например, «Чей клюв?»).

Экспериментирование с природным материалом - развитие познавательной деятельности.

Практические методы:

Наблюдение на участке: знакомство с разнообразием деревьев (рябина, береза, сосна, сирень, пихта).

Наблюдение за птицами, которые прилетают на участок (воробей, ворона, дятел, синица, снегирь, сверистель).

Рисование: «Байкальская нерпа», «Омулек», «Жарки», «Байкальский берег».

Аппликация: «Рябина».

Лепка: «Нерпа», «Ежик».

Раскраски: «Животные леса», «Рыбы», «Цветы».

Макет «озеро Байкал».

Решение проблемных ситуаций: «Как определить возраст рыб?», «Что случится, если погибнет эпишура?», «Что сделать, если пожар в лесу?»

Детская энциклопедия «Байкал – чудо Сибири».

Наглядные методы:

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям красоту нашего края («Животные Байкала», «Растительность Прибайкалья», «Байкальский Заповедник»).

Просмотр презентации «Байкал - жемчужина Сибири» - показать разнообразие Байкальской природы.

Предметно развивающая среда:

Уголок познавательной литературы: (Красная книга Иркутской области, энциклопедии, познавательная и художественная литература, журналы «Сибирячок»).

Макет озера Байкал с животными.

Экологическая мини - лаборатория (пробирки, микроскоп, лупы, журналы наблюдений природный материал: камни, спилы деревьев, перо, ракушки, песок, кора, листья).

Игровая деятельность:

Сюжетно - ролевые игры: «Ветеринарная больница для нерпы», «Зоомагазин», «Путешествие на Байкал».

Дидактические игры: пазл «Символ Байкала», «Кто где живет?», «Найди Байкал по контуру», «5 лишний», «С какого дерева лист?», «Кто что ест?», «Засели жильца в домик», «Дикие и домашние животные Прибайкалья» и др.

Работа с родителями:

Выставка рисунков «Сохраним природу Байкала» - развитие творчества, воспитание экологической грамотности, совершенствование экологической пропаганды среди родителей (дети совместно с родителями создавали рисунки для выставки).

Выполнение домашних заданий (поделки из природных материалов, фотомонтажи)

Пополнение художественной и научной литературы.

Заключительный обобщающий этап

Создание макета «Озеро Байкал» отображая его флору и фауну.

При реализации данного проекта дети получили знания об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера. Дети осознанно могут ответить на вопросы: - Что Вы знаете о Байкале? Какая вода в Байкале? Кто очищает байкальскую воду? Какие животные обитают в Прибайкалье?

Отчет по проекту: «Как сохранить Байкал чистым?».

На утреннем круге, мы с ребятами разговаривали о бережном отношении к ваде. И Саша О. сказал, что знает, что есть большое озеро Байкал и что это озеро загрязняется, но больше ничего про него сказать не смог. Тогда мы с ребятами решили узнать о данном озере побольше.

Цель проекта: создать необходимые условия для формирования представлений детей о Байкале, его флоре и фауне, свойствах и качестве воды.

Задачи проекта:

- формировать представления детей о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, климат, вода, глубина), об уникальности озера;

- развивать эстетическое восприятие, чувства любви и гордости;

- знакомить с растительным и животным миром озера Байкал;

- формировать представления детей о взаимосвязи флоры и фауны как экосистемы;

- формировать патриотические чувства;

- активизировать словарный запас, развивать связную речь;

- реализация совместной творческой деятельности детей и родителей.

На первом этапе нашего проекта мы с ребятами решили побольше узнать об озере Байкал. Для этого мы посетили детскую библиотеку. Библиотекарь провела для нас мероприятие «Байкал-жемчужина Сибири». Познакомила детей с легендами озера Байкал, рассказала о его особенностях, о неповторимой флоре и фауне, об эндемиках, проживающих на озере Байкал. Дети вместе с библиотекарем обсудили тему загрязнения воды и берегов Байкала. Выяснили, что причиной загрязнения являются большой поток туристов, и заводы, которые сбрасывают отходы от предприятий в реки, которые впадают в озеро. Чем самым у детей возникло еще большее желание сохранить заповедную природу озера Байкал.

В ходе работы над проектом, детьми совместно с воспитателем был создан макет «Озеро Байка», в работе с макетом дети отработали навыки владения 3D ручкой, лепили нерп из воздушного пластилина, омуля и голомянку из обычного. На занятиях по робототехнике мальчики подготовительной группы собрали робота уборщика, который продемонстрировали одногруппникам.

Также детьми проведены эксперименты по отчистки воды различными способоми.

Затем детям представилась возможность поделиться своими наработками на муниципальном конкурсе «Я- ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» где ребята получили сертификат участника. По окончание работы над проектом у многих ребят появилось желание посетить Жемчужину Сибири – озеро Байкал.

Воспитатель : Игнатович Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохраним озеро Байкал чистым

О Байкале можно найти целые тома информации, как в интернете, так и в различных журналах и книжных изданиях. Озеро не обделено вниманием со стороны туристов, исследователей и политиков. Из года в год ...

Социальная природоохранная акция "Сохраним нерпу на озере Байкал"

Социальная природоохранная акция "Сохраним нерпу на озере Байкал"...

Конспект занятия: "Сохраним чудесных рыб Байкала"

Конспект занятия по позновательному развитию в старшей группе...

Сохраним чудесных рыб Байкала

Коспект НОД "Сохраним чудесных рыб Байкала"...

Республиканский природоохранный конкурс “Сохраним леса Байкала” номинация “Альтернативная елка” Республиканское агентство лесного хозяйства, ГБУ ДО “Ресурсный эколого-биологический центр РБ"

В  Республиканском природоохранном конкурсе “Сохраним леса Байкала” в номинации “Альтернативная елка” от Республиканского агентства лесного хозяйства,...

Экологическая акция " Сохраним Байкал"

Экологическая акция " Сохраним Байкал"...

Проект «Сохраним Байкал».

В течение двух недель ребята нашей группы трудились над проектом "Сохраним  Байкал" продолжали  знакомиться с природой, животным и подводным миром Байкала, эндемиками озера &ndash...