Консультация для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников"
консультация по окружающему миру
В материалах консультации рассказывается какие элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста,а ккие навыки, умения он может усвоить
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pedagogam.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников
В новом тысячелетии на смену натуралистическому движению приходит движение экологическое. В связи с этим возникают иные вопросы. Пожалуй, главной задачей нашего времени станет даже не изучение природы как таковой, а ее сохранение. Человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».
Последнее десятилетие люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир — главная задача на сегодняшний день.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
- формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы — в раннем детстве;
- способствовать пониманию целостной картины мира — в школе;
- развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности — в периоды взросления и зрелости.
В нынешних условиях жесткого экологического императива, преодоление которого только сохранение человечество на планете, основой нравственного воспитания человека его образования становятся, прежде всего, взаимоотношения человека и природы. «Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А воспитатель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества». (Н.Н. Моисеев).
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, ведет приспособленность к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.
Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:
• цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
• дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием;
• знания — не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
• у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
• содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;
• содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого — с другой;
• экологическое образование — часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, — то есть становлению личности в целом;
• нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научить понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно — следственных связей в природе;
• ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природопользования.
В ФГОС ДО большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности ребенка — дошкольника как один из факторов предпосылок к учебной деятельности на школьном этапе.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Метод проектов разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи во второй половине 19 века. Его концепция заключалась в том, что обучение должно строится на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, ориентируясь на личные интересы в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, и их практическое применение. По мнению Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «Делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом восхождения от частного к общему.
Условиями успешного обучения по Дьюи является:
- Проблематизация учебного материала;
- Активность ребенка;
- Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
В настоящее время термин «проект» связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремлённости, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику, адаптируются к современным условиям жизни.
Используя проектный метод в экологическом воспитании, следует придерживаться ряда принципов:
- принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;
- принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;
- принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
- принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия;
- принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;
- принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.
Проекты помогают развивать:
- активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;
- осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- творческие способности детей;
- умение наблюдать;
- умение слушать;
- навыки обобщения и анализа;
- мышление;
- видение проблемы с разных сторон, комплексно;
- воображение;
- внимание, память, речь.
Рассмотрим более подробно проекты, используемые в детском саду:
1. Информационные проекты. Его цель: сбор, оформление и предоставление информации. Это работа с детской книгой, детскими журналами. Поиск стихотворений, пословиц на заданную тему. Подбор информации о домашних животных, используя интернет. Конечно же с помощью взрослых. Информация о жизни домашних животных, птиц, комнатных растений – все это может вылиться в проекты. Итогом проекта становится устный рассказ или рисунок.
2. Исследовательские проекты. Для развития аналитических способностей, мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью ребенка в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность. Для работы над исследовательским проектом необходима помощь взрослых (родителей), потому что дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на работу.
3. Творческие проекты. Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет ребенку проявить себя, создав произведение любого жанра. Любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность. Сюда относится изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, и др. Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.
Данный вид проекта предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
4. Ролевые проекты, в том числе игровые проекты. Целью автора такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придётся не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать её интересной для всех. Особенно это важно для замкнутых, застенчивых детей освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность. Важен момент проектирования игр, подготовка к ним, изготовление самими учениками принадлежностей. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных персонажей, выдуманных героев и т.п.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников.
Для положительного решения поставленных задач, необходимо учитывать, что взрослые, воспитывающие ребенка, должны сами обладать экологической культурой: понимать общие для всех людей проблемы и беспокоиться по их поводу, показывать маленькому человеку прекрасный мир природы, помогать наладить взаимоотношения с ним. Приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Богатым источником разнообразных ощущений и опыта является природа родного края. Роль взрослого заключается в том, чтобы поддержать, сохранить, усилить первые наиболее яркие впечатления детства, которые получил ребенок от общения с природой.
Для успешного реализации задач экологического воспитания, создают эколого-развивающую среду в группе, на участке. Создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становиться лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно со взрослыми и детьми. Мы не делаем всё сами, а даём возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живого уголка. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, я тщательно продумываю и организовываю предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
Основное место в системе экологического воспитания отводится деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается.
Как же организовать деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей? Этих целей немало.
· Демонстрация воспитателем образца взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.
· Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ним.
· Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.
· Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.
· Развитие наблюдательности, формирование понимания причинно -следственных связей в природе.
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.
В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают се необходимые сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.
Совместно организационно - хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о животных, могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:
- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях;
- наблюдая за деятельностью взрослых;
- практически участвуя в ней.
Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Экологическое воспитание дошкольников на занятиях (все возрастные группы)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической ...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическая воспитанность ребенка, является закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования. ...
Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"
В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольника»
«Экологическое воспитание дошкольника»...
Консультация для воспитателей: «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни».
Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дет...
Консультация для воспитателей : "Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"
Консультация для воспитателей по экологии...