краткосрочный проект "Встречаем птиц"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. Воспитывая эстетические чувства, человек наслаждается пением и красотой птиц. Но в последние годы, описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы - воспитатели, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_proekt_vstrechaem_ptits_dlya_doshkolnikov_vtoroy_mladshey_gruppy.docx | 240.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект с
«Встречаем птиц»
Омельченко Мария Шавкатовна
воспитатель
Название проекта: Встречаем птиц
Описание проекта:
Программное содержание:
- расширять знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде;
- развивать у детей познавательный интерес к родной природе, а в частности к перелетным птицам;
- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
Актуальность проекта
Весомой составной частью всех экосистем нашей планеты являются птицы. Их роль в природе Земли очень велика, они:
- регулируют численность насекомых,
- распространяют семена растений,
- опыляют некоторые виды растений,
- птицы являются санитарами леса,
- птицы служат пищей животным и человеку,
- занимают важное место в цепи питания живых организмов.
Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. Воспитывая эстетические чувства, человек наслаждается пением и красотой птиц. Но в последние годы, описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы - воспитатели, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга. Приобщение дошкольников к экологической культуре невозможно без знакомства со сказками, заучивания потешек, закличек. А ведь, как известно, именно через фольклор передавались из поколения в поколение знания, в том числе и о природе, об отношении человека ко всему живому. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, связанные с трудом и бытом человека.
В процессе образовательной деятельности выявилось, что у детей недостаточно знаний о птицах: какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно, зачастую они путают зимующих и перелётных птиц. Недостаточно развито чувство заботы о братьях наших меньших.
Объект проекта: процесс формирования бережного отношения к птицам у младших дошкольников.
Предмет проекта: умения детей внимательно слушать рассказы о перелетных и зимующих птицах, участвовать в беседе и умения наблюдать за птицами, их повадками, отвечать на вопросы.
Цель проекта: вовлечение родителей в образовательную деятельность с целью понимания значимости птиц в природе и воспитания у детей бережного отношения к пернатым друзьям.
Задачи проекта:
- Создать условия для вовлечения родителей по реализации задач проекта;
- Провести цикл занятий и мероприятий по данной теме;
- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с птицами.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Материалы и оборудование: звукозаписи «Ой, летали птички», «Птичьи разговоры», «Мама для утенка», «Ласточка», «Лягушка-путешественница». «Соловей», «Жаворонок лесной», «Щегол», «Синица», «Скворец», «Чиж», «Дятел», «Иволга», «Звуки природы. Голоса птиц», «Гусята», «Ручки-птички», «Танец червячков», «Птицы-пальчики»; книги с иллюстрациями птиц; картотека дидактических, подвижных игр по теме; наблюдения за птицами.
Срок реализации: краткосрочный, 1 неделя.
Список литературы:
- Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», #1089;.-(Путешествие в мир глазами природы. Развитие речи.).
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.:Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.-2-е изд., испр. И доп.-М.:АРКТИ, #1089;.(Развитие и воспитание дошкольника).
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров.-Ярославль: «Академия развития», #1089;.,ил.-(Серия: «Мои первые уроки»).
- Птицы ждут нашей помощи [Электронный ресурс] // Клёпа. – Режим доступа: : -
- Харт, М. Наблюдаем птиц // М. Харт, М. Стефенс. – М : АСТ-ПРЕСС, 1997. – 32 с.
- Чем занимается орнитолог [Электронный ресурс] // Voprosum. – Режим доступа: -
- Скоролупова О.А. Ранняя весна. Занятия с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009
- Скоролупова О.А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы. Занятия с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009
- Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Первая, вторая младшие средняя, старшая группыАвтор: авт.-сост. Власенко О.П., Мезенцева В.Н.Год выпуска: 2011.
Ожидаемый результат:
- Устойчивый интерес у детей и родителей к живой природе, птицам;
- Желание проявлять внимание и заботу к пернатым друзьям.
Этапы проекта
1 этап. Организационный:
- Изучение уровня знаний по теме
- Подбор методической и художественной литературы
- Изготовление, подбор дидактических пособий по теме
- Написание конспектов занятий
2 этап. Планирование деятельности:
Дата | 1-я половина дня | участники | 2-я половина дня | участники |
Понедельник | 1. Зарядка «Птички просыпаются» (приложение 1) 2. Выставка книг по теме «Встречаем птиц» с иллюстрациями. 3. д/и «Назови перелетных птиц», «Назови птенцов перелетных птиц», «Ай да птица, что за птица!» (приложение 2) 4. «Птичья столовая» - открытие. Беседа «Покорми птиц». (приложение 3) | дети Родители дети дети дети | 1.Цикл литературного чтения: «Мама, почитай сказку». Сказка «Серая шейка» - театр би-ба-бо. (приложение 4) 2.Викторина для родителей «Хочу все знать». Раздача информационных листов по теме «Перелетные птицы» (приложение 5) | Родители дети родители |
Вторник | 1. Зарядка «Птички просыпаются». (приложение 1) 2.Презентация творческих работ «Журавли», «Птички-невелички», «Журавлиный клин», «Лебедушка» 3. Цикл литературного чтения: «Мама, почитай сказку». Сказка «Гадкий утенок» - театр бумажных кукол. (приложение 4) | Родители Родители Родители дети | 1. Мастер-класс по изготовлению аппликации «Я вылупился». (приложение 6) Пальчиковая гимнастика «птицы-пальчики» - аудиозапись. Танец «Червячки» - аудиозапись. 2. Сценка «Гусь и журавль» (приложение 4) «Жили у бабуси 2 веселых гуся» - пальчиковый театр. (приложение 4) 3. Прогулка. П/и «Птицы, гнезда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица два». (приложение 2) | Родители дети Родители дети дети |
Среда | 1. Зарядка «Птички просыпаются». (приложение 1) 2.Знакомство с книжками – малышками. Загадки о перелетных птицах. (приложение 7) 3. Прослушивание музыки - голоса птиц. Беседа о жизни перелетных птиц, чем питаются, где выводят потомство, зачем птицам перелет в теплые края. 4.Заучивание потешки «птички-невелички». 5.Прогулка - п/и «Птички в гнездышках», «Жаворонок», «Птицелов», «Гуси-лебеди» (приложение 2) | Родители Родители дети дети дети родители | 1.Цикл литературного чтения: «Мама, почитай сказку». Сказка «Гуси-лебеди» - театр теней (приложение 4) 2. Д/и «Кто как голос подает?», «Чей хвост?», «Чей клюв?». (приложение 2) Прослушивание музыки - голоса птиц. | Родители дети |
Четверг | 1. Зарядка «Птички просыпаются». (приложение 1) 2.Презентация поделок – «Смастерили мы скворечник», «Грачи прилетели», «Ай да птички» 3.Развлечение для детей «Встречаем птиц» (приложение 8) | Родители дети Родители дети Родителидети | Встреча с интересными людьми – Особо охраняемые природные территории Челябинской области – орнитолог Хабарова Г.Г. Беседа «Перелетные птицы». | дети |
Пятница | 1. Зарядка «Птички просыпаются». (приложение 1) 2.Развлечение «Жаворонки». (приложение 9) Чаепитие. | Родители дети Родители дети | 1.Экскурсия на набережную реки Миасс. Наблюдение за утками. 2.Создание фотоальбома «Встречаем птиц» | Родители дети Родители дети |
3 этап. Заключительный
- Знакомство участников проекта с материалами и результатами проекта в группе вконтакте;
- Анализ и обработка отзывов родителей и педагогов ДОУ.
- Вручение благодарностей всем участникам проекта.
Приложение 1
Упражнения для утренней зарядки:
"Птички проснулись и выходят из гнездышка"
- Ходьба по кругу
- Ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней стороне стопы
- Ходьба боком Ходьба через преграды (обойти зигзагом расставленные по комнате игрушки)
- Легкий бег приставным шаг
"Птички здороваются"
- Поочередные наклоны головы вперед-назад (для мышц шеи и плечевого пояса)
"Птички учатся летать"
- Руки вытянуть в стороны и выполнять медленно широкие махи, как птица-мама и быстро маленькие махи, как птенчики (для мышц рук).
"Птички ищут корм"
- Руки расставить в стороны, поворачивать туловище влево-вправо (для мышц туловища).
"Птички кушают"
- Руки вытянуть назад, выполнить наклон туловища вперед ("клюют") и вернуться в вертикальное положение (для мышц туловища).
"Птички чистят перышки"
- Наклониться вперед, руки вытянуть в стороны, поворачивать туловище влево-вправо (для мышц пояса).
"Птички прячутся от кошки"
- Приседания (для мышц туловища и ног). "Птички веселятся". Прыжки на одной, обеих ногах, прыжки с поворотом (для мышц ног).
"Птички летят к гнездышку"
- Бег по кругу с замедлением темпа.
- Ходьба, ходьба по массажной дорожке.
- Упражнение на восстановление дыхания.
Приложение 2
Дидактические игры
- «Покормим птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети по шире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.
- «Кто как кричит? »
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
- «Позови свою маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. Такая же работа проводится со всеми детьми.
- «Потерялись»
Цель: соотносить название животного с названием детеныша.
Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.
Ход: Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.
- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.
- А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.
Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжают на машине в гости к другим детям.
- «Гуси»
Цель: соотносить названия действий с собственными движениями.
Ход: Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.
— Где ладошки? Тут?
— Тут.
— На ладошке пруд?
— Пруд.
— Палец большой — Это гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал,
Этот палец суп варил (сварил).
Самый меньший—печь топил (истопил).
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот...
Вот.
(Калмыкская народная песенка, пер. Н. Гребнева.)
На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?» — дети протягивают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в стихотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.
взрослый может не показывать всех движений: дети будут выполнять их самостоятельно, ориентируясь только на его слова. Эта игра интересна не только для младших дошкольников.
прыгать с закрытыми глазами.
- «Курочка-рябушечка»
Цель: упражняться в произнесении звукоподражания.
Ход: Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голову шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:
— Курочка-рябушечка,
Куда идешь?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, Зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!
(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.
два раза; выйди из комнаты и войди обратно; отодвинь стульчик и снова задвинь; выгляни в окошко; присядь и встань; подбрось мячик; перепрыгни через веревочку и т. п.).
- «Сорока» (Игра-драматизация)
Цель: Соотносить глагол с действием, которое он обозначает, и с субъектом, который это действие производит.
Материалы: Иголки, очки, мыло, звонок, щетка, утюг, кисть, веник, игрушечная птица — сорока.
Ход: Воспитатель обращается к детям:
— Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла (раскладывает предметы).
Игра продолжается в форме диалога между детьми и сорокой.
Сорока, сорока.
Отдай нам мыльце!
Не дам, не отдам.
Возьму ваше мыльце,
Отдам своему сорочонку умыться!
Сорока, сорока.
Отдай нам иголку!
Не дам, не отдам!
Возьму я иголку,
Сорочку сошью своему сорочонку.
Сорока, сорока,
Отдай нам очки!
Не дам, не отдам!
Я сама без очков
Прочесть не могу сорочонку стихов.
Сорока, сорока,
Отдай нам звоночек.
Не дам, не отдам!
Возьму я звоночек,
Отдам сорочонку: звони, мой сыночек!
Ты, Сорока, не спеши,
Ты у деток попроси,
Все тебя они поймут.
Все, что надо, подадут.
(Пер. с таджикского А. Ахундовой.)
Ведущий. Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить, полетать, подмести...)
Ведущий. Дети, что для этого нужно сороке? (Дети называют и приносят все предметы.)
Сорока благодарит и улетает, пообещав вернуть все обратно.
Игру можно продолжить: сорока приносит все обратно, а дети вспоминают, что она делала с каждым предметом: мылом помылась, щеткой почистила, утюгом погладила, краской покрасила и т. д.
- «Чей голос?»
Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материалы: картинки: курочка, петушок, кукушка, утка, гусь.
Ход: Взрослый показывает по одному изображению, а дети называют.
— Кукареку! Кто это? (петушок) Как кукарекает петушок?
— Куд-куда, куд-куда! Кто это? (курочка) Как кудахчет курочка?
— Ку – ку, ку - ку! Кто это? (кукушка) Как кукует кукушка?
— Кря – кря! Кто это? (утка) Как крякает утка?
— Га – га –га! Кто это? (гусь) Как гогочет гусь?
- «Вечер загадок»
Цель: Определять объект по его функциональным и внешним признакам.
Ход: Взрослый загадывает загадку, дети называют отгадку.
Видали вы его не раз —
Он скачет в двух шагах
От нас: чирик-чирик,
Чирик-чирик!
Кто к этой песне не привык?
(Воробей.)
Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок — Может крякать и нырять, Как его родная мать.
(Утенок.)
- «Летели кукушки»
Цель: Использовать глаголы в связной речи.
Ход: Из числа играющих выбирают кукушек (2—3 ребенка), которые становятся в центр круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают:
Летели кукушки.
Через три избушки.
Так суетились.
Так торопились,
Головками вертели,
Крыльями махали
- А куда летели.
Так и не сказали!
(Н. Колпакова.)
Дети-кукушки должны выполнять движения согласно тексту. Зате« ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они так торопились. Дети-кукушки должны сами придумать ответ. («Мы летели в другой лес»; «Мы ищем своих птенцов»; «Мы летели в теплые края» и т. п.) Важно, чтобы ответ был придуман самими ребятами. Диалог может быть продолжен такими вопросами: «А когда вы вернетесь?:»; «Почему вы улетаете так далеко?» И т. п. Таким образом создаются условия для импровизированного диалога.
- «Петушки»
Цель: Соотносить по смыслу глагол с действием, которое он обозначает
Ход: Взрослый читает стихотворение, а дети изображают петушков, о которых в нем говорится.
Петушки распетушились.
Но подраться не решились.
Если очень петушиться.
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться.
Нечем будет петушиться.
(В. Берестов. Петушки.)
- «Гуси»
Цель: Использовать в речи однокоренные слова.
Материалы: Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.
Ход: Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки):
«Это... гусь.
Он крыластый,
горластый,
у него красивые ласты.
Ноги, как ласты.
А это — мама... гу... сыня.
У гуся и гусыни
— дети-гусятки.
Гу...сята. Один гу...сенок, много — гусят.
Тот, кто с гусятами близко знаком.
Знает: гусята гуляют гуськом.
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним ни за что не пойдет босиком.
(В. Берестов. Гуси.)
Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапами-ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».
- «Совка-сплюшка»
Цель: Знакомиться с однокоренными словами (сплюшка, сплю, спишь).
Ход: Детям читают стихотворение В. Приходько «Совка-сплюшка» и предлагают изобразить совку-сплюшку.
Вы видали совку-сплюшку.
Вечно сонную старушку,
Совку-сплюшку,
Сплюшку-совку—
И болтушку и плутовку?
Я уселся у осины,
Долго слушал крик совиный:
«Сплю-сплю-сплю»...
Мне в лесу она кричала:
Умолкала и — сначала:
«Сплю-сплю-сплю!»
Я обманшиц не люблю!
«Сплю-сплю-сплю!»
Если ты и вправду спишь,
Почему же ты кричишь?
- «Как Галя испугалась гусей»
Ход: Галя приехала к бабушке в деревню. Один раз она гуляла недалеко от реки. Галя рвала ... (цветы и плела венок). Вдруг она услышала, что сзади кто-то зашипел: …Галя обернулась и увидела... (большого гуся). Она ... (испугалась и побежала домой). Прибежала к бабушке и рассказывает ... (Я испугалась гуся. Он был такой большой, с длинной шеей, красным клювом. Он громко шипел и хотел меня ущипнуть). Бабушка ... (успокоила Галю).
Если ребенок в рассказе опускает описание гуся, можно от имени бабушки спросить, какой был гусь.
Подвижные игры
- «Птички в гнездышках»
На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3—4 круга (диаметр кругов 1—1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит:
Пришла красавица-весна, Тепло и радость принесла. Где же вы, маленькие птички — Воробушки да синички? Из гнезд скорее вылетайте, Свои крылья расправляйте!
Дети перешагивают через линии очерченных кругов — вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит»
птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:
Милые птички, Воробушки да синички! В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите! Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется.
Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цвета). 2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию. 3. Педагогу необходимо дозировать двигательную активность (бег) и отдых детей.
- «Птички»
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.
Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.
Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Хлопают в ладоши.
Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс.
Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.
Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.
- «Гуленьки»
Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение Текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону:
Ой, люли, люли, люленьки!
Прилетели к нам гуленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели возле люленьки.
Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произносит:
Они стали ворковать,
Ване спать не давать.
Ой, вы, гули, не воркуйте,
Дайте Ванечке поспать.
Дети останавливаются, педагог произносит:
Первая гуля говорит:
«Надо кашкой накормить».
Дети имитируют еду ложкой.
А вторая говорит:
«Ване спать надо велеть».
Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.
А третья гуля говорит:
«Погулять надо сходить».
Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.
- «Воробышки и кот»
Инвентарь: маска кошки.
На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3,5—4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4—5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии — это воробышки в гнездышках. Педагог произносит:
Вылетайте из гнездышек,
воробышки!
Поклюйте зернышек,
воробышки!
Быстро летайте,
Крыльями махайте!
Раз-два, раз-два,
Крыльями махайте!
Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны — воробышки расправляют крылышки, — разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносив «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.
Примечания. 1. Пойманные воробышки не пропускают повторений игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают свои гнездышки. 2. На роль кошки педагог назначает более активных детей, меняя водящего при каждом повторении игры. 3. Напомнить детям, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противоположную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.
- «Веселый воробей»
Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится посередине круга, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.
Воробей с березы Прыгают на двух ногах, руки вниз.
На дорогу прыг!
Больше нет мороза — Хлопают в ладоши.
Чик-чирик!
Вот журчит в канавке Выполняют наклоны влево-вправо,
Быстрый ручеек, руки на пояс.
И не зябнут лапки — Прыгают на двух ногах, руки вниз.
Скок-скок-скок!
Высохнут овражки — Хлопают в ладоши.
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки — Выполняют «пружинку», руки на
Чик-чирик! пояс.
- «Где спрятался воробей?»
Инвентарь: пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10—15 см).
Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него. Педагог говорит:
Скачет шустрый воробей
Все быстрей, быстрей, быстрей!
Крошки хлеба поклевал,
Над землею полетал,
На березе посидел.
Кыш!.. Куда-то улетел!
Вас прошу, мои друзья,
Вы найдите воробья!
После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.
- Подвижная игра «Ласточки»
Ласточки летели, Дети бегут по кругу, машут руками.
Все люди глядели.
Ласточки садились, Приседают, руки опускают за спиной.
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели. Бегут по кругу, взмахивают руками.
Полетели, полетели,
Песенки запели.
- «Голуби и кот».
Считалочкой выбираем водящего.
Среди белых голубей скачет шустрый воробей,
Воробушек — пташка, серая рубашка.
Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!
На площадке (в зале) раскладываются несколько больших обручей — «домиков для голубей». По сигналу педагога «Голуби, летите!» «голуби» вылетают из гнезд-домиков и летают по всей площадке, «кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей». По второму сигналу педагога «Голуби, домой!» «птицы» летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот».
- «Птицелов»
Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов» — водящий, которому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами:
Во лесу, во лесочке,
На заснеженном дубочке
Птицы сидели,
Тихо песни пели.
Вот птицелов идет —
В плен нас возьмет.
Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».
- «Птицелов»
Играющие делятся на 3—4 группы по 4—6 человек в каждой. Каждая группа детей выбирает для себя какую-либо перелетную птицу, крику которой они хотели бы подражать. (Например, первая группа — «гуси», характерный крик — «га-га-га», вторая группа — «утки», характерный крик — «кря-кря», третья группа — «кукушки», характерный крик — «ку-ку», четвертая группа — «журавли», характерный крик — «курлы-курлы».) Все дети встают в круг, в центре которого — водящий-«птицелов» с завязанными глазами. «Птицы» произвольно ходят, кружатся по площадке вокруг «птицелова» и произносят:
Птицы крылья расправляют,
В небо птицы улетают,
Птицы весело поют.
Ай! Птицелов идет!
Птицы, улетайте!
«Птицелов» хлопает в ладоши, играющие-птицы замирают на месте (прятаться за какими-либо предметами нельзя), а «птицелов» начинает их искать. Тот игрок, которого найдет водящий, подражает крику птицы, которую он выбрал. «Птицелов» старается угадать название птицы и имя пойманного им игрока. Пойманный игрок становится водящим - «птицеловом». Игра повторяется 2—3 раза.
- Подвижная игра «Скворцы и кошка»
Выбираются 3—4 ребенка — «скворца», один ребенок — «кошка». На всех надеты соответствующие маски-шапочки. Остальные дети по 3—4 человека берутся за руки, образуют круги — «скворечники». В каждом размещаются по 1—2 «скворца». «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в скворечниках, в которых может находиться не более 2-х «скворцов». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется 3—4 раза.
- Филин и пташки
Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.
Указания к проведению. Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, журавль и т. д.). Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейках и т.д.). Птицы от филина прячутся каждая в своем гнезде.
Вариант. Дети делятся на 3—4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к филину и говорят: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы чайки, где наш дом?»; «Мы утки, где наш дом?» Филин называет место, где птицы должны жить. Птицы летают по площадке, на слово «Филин» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.
Приложение 3
Беседа «Покорми птиц»
Цель: формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.
Задачи: - расширять представление детей о птицах (голубь, ворона, синица, воробей);
- формировать желание помогать птицам;
- привлечь родителей к изготовлению кормушек.
Ход беседы:
Воспитатель: Я приглашаю вас в птичью столовую. Что делают в столовой? (едят) А у нас какая столовая? (птичья) Значит кто будет кушать в этой столовой? (птицы) Какие? (воробьи, синицы, сороки, вороны)
Физкультминутка «Шустрые синички».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
А что едят птицы? (Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками; Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало.) Птицам еще тяжело найти себе корм пока. Кто может им помочь птицам? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм).
А теперь давайте потренируемся кормить птичек.
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Галки да вороны
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
Мы хорошо потренировались, пора и покормить наших пернатых друзей.
Дети насыпают хлебных крошек, семена, зерна в кормушку.
Приложение 4
«Серая шейка»
Родители:
- рассказчик – чтение сказки
- актеры – использование кукол БИ-БА-БО для показа сказки.
На тихой речке вместе с матерью, сестрами и братьями жила уточка Серая Шейка. Однажды, пролетая над опушкой багряного леса, Серая Шейка увидела, что ее верному другу Зайцу угрожает смертельная опасность, — к нему подкрадывалась Лиса. Серая Шейка стремительно полетела вниз и опустилась как раз между Лисой и Зайцем, заслонив собой друга. — Не трогай его! — громко крикнула Лисе Серая Шейка.
Лиса замерла, пораженная дерзким поступком уточки. Забыв о Зайце, Лиса бросилась на Серую Шейку. Уточка едва успела взлететь. Однако лисья лапа все же коснулась Серой Шейки и ранила ее крыло… С трудом долетела уточка до реки и упала в густые камыши. Над рекой, над лесом летает Утка-мать. — Серая Шейка! — кричит она. — Где ты? Она пролетает над лужайкой, опускается на кочку и видит вдруг на земле утиные перья. Она узнает их: Серая Шейка стала добычей лесного зверя!.. — Доченька моя! — горестно восклицает Утка.
Наступило время отлета в теплые края. Одна за другой покидают реку утиные стаи. Лишь раненая Серая Шейка не может подняться ввысь. Печально смотрит она на улетающих птиц. Пришла зима. Снег покрыл землю и лег на ветви деревьев. Река замерзла. Только на середине ее осталась свободная ото льда полынья. Съежившись от холода, сидит на воде Серая Шейка.
Одинокую уточку часто навещают ее друзья — зайцы. Они приносят ей вкусные лесные ягоды, играют и веселятся вместе с нею. Ударили морозы. Полынья стала совсем маленькой. Скоро Серой Шейке негде будет плавать… Как-то возле полыньи появилась Лиса. — А, старая знакомая!.. — рассмеялась она и стала по льду подбираться к уточке. Вот-вот когтистая лапа схватит ее. Вдруг перед Лисой оказался Заяц. — Не тронь Серую Шейку! — закричал он. Бросилась Лиса на Зайца, но тут другой Заяц перебежал ей дорогу. Кинулась Лиса за ним, а его и след простыл… — Тьфу! — разозлилась Лиса. — Всегда так: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь! Зайцы тем временем уводили Серую Шейку вглубь леса, подальше от злой Лисы.
Всю зиму уточка прожила в уютном заячьем домике среди верных друзей… К весне уточка снова могла летать. Как-то она повстречала Лису. — Серая Шейка! — крикнула та. — Теперь ты от меня не уйдешь!.. Испугалась уточка, вспорхнула и опустилась на плывущую льдину. Лиса бросилась вслед. Серая Шейка взвилась вверх, а льдина перевернулась, и хищница навсегда исчезла под водой. Наступила весна. Одна за другой возвращались в родные места перелетные птицы. Однажды на рассвете над рекой появились и долгожданные утки. Среди них были мать, братья и сестры Серой Шейки.
Приложение 4
«Гадкий утенок»
Родители:
- рассказчик – чтение сказки
- актеры – использование заранее изготовленных бумажных фигурок на палочках.
Стояло лето. На солнечном припёке лежала старая усадьба, окружённая глубокими канавами с водой; от самой ограды вплоть до воды рос лопух, да такой большой, что маленькие ребятишки могли стоять под самыми крупными из его листьев во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей порядком надоело это сидение, её мало навещали: другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать с нею.
Наконец яичные скорлупки затрещали. «Пи! пи!» — послышалось из них.
— Живо! Живо! — закрякала утка
Ну, все, что ли, вы тут? — И она встала. — Ах нет, не все! Самое большое яйцо целёхонько!
Наконец затрещала скорлупка и самого большого яйца. «Пи! пи-и!» — и оттуда вывалился огромный некрасивый птенец. Утка оглядела его.
— Ужасно велик! — сказала она. — И совсем непохож на остальных! Неужели это индюшонок?
Утиное семейство отправилось на птичий двор
Утята так и сделали; но другие утки оглядывали их и громко говорили:
— Ну вот, ещё целая орава! Точно нас мало было! А один-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!
И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!
— Остальные утята очень-очень милы! — сказала старая утка.
Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.
Не выдержал утёнок, перебежал двор и — через изгородь!
Бежал-бежал, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки.
Утром утки вылетели из гнёзд и увидали нового товарища.
— Ты кто такой? — спросили они, а утёнок вертелся, раскланиваясь на все стороны, как умел.
— Ты пребезобразный! — сказали дикие утки. — Но нам до этого нет дела, только не думай породниться с нами!
«Пиф! паф!», «Пиф! паф!» — раздалось опять, и из камышей поднялась целая стая диких гусей. Пошла пальба. Охотники оцепили болото со всех сторон.
Бедный утёнок от страха и только что хотел спрятать голову под крыло, как глядь — перед ним охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она приблизила к утёнку свою пасть, оскалила острые зубы и побежала дальше.
— Слава богу! — перевёл дух утёнок. — Слава богу! Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня!
Он решил бежать дальше. К ночи он добежал до бедной избушки.
В избушке жила старушка с котом и курицей.
Утром пришельца заметили: кот начал мурлыкать, а курица клохтать.
— Что там? — спросила старушка, осмотрелась кругом и заметила утёнка, но по слепоте своей приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.
Курица и кот говорили утенку обидные слова.
— Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят! — сказал утёнок.
И утёнок ушёл.
Настала осень. Стало холодно. Плохо приходилось бедному утёнку. А затем наступила зима - холодная-прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замёрзнуть совсем, но с каждою ночью свободное ото льда пространство становилось всё меньше и меньше. Утёнок без устали работал лапками, но под конец обессилел, приостановился и весь обмёрз.
Рано утром мимо проходил крестьянин, увидал примёрзшего утёнка, разбил лёд и принёс птицу домой. Утёнка отогрели.
Но вот дети вздумали играть с ним, а он вообразил, что они хотят обидеть его, и шарахнулся со страха прямо в подойник с молоком — молоко всё расплескалось. Женщина вскрикнула и всплеснула руками; утёнок между тем влетел в кадку с маслом, а оттуда в бочонок с мукой. Батюшки, на что он был похож! Женщина кричала и гонялась за ним, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали и визжали. Хорошо, что дверь была открыта и утенок убежал.
Когда же солнышко опять пригрело землю своими тёплыми лучами, он лежал в болоте, в камышах. Пришла весна.
Утёнок взмахнул крыльями и полетел. Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. «Полечу-ка я к этим царственным птицам.
И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.
Бедняжка опустил голову, ожидая, что его будут обижать, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное изображение, но он был уже не безобразною тёмно-серою птицей, а — лебедем!
Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами.
— Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!
«Гусь и журавль»
На дом дается задание: подготовить сценку по произведению К.Ушинского «Гусь и журавль». Ребенок и родитель самостоятельно распределяют роли.
«Жили у бабуси»
Заранее шьются фигурки бабуси и гусей для пальчикого театра.
Включается аудиозапись. Мама показывает, а дети по желанию могут танцевать или повторять движения.
Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два веселых гуся.
Вытянули шеи,
У кого длиннее —
Один серый,
Другой белый,
У кого длиннее.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки —
Один серый,
Другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси —
Один серый,
Другой белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый,
Другой белый,
Кланялись бабусе.
«Гуси-лебеди» - Театр теней.
Материалы: заготовки фигур на палочках, ширма.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
- Съешь моего ржаного пирожка - скажу.
- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше - стоит яблоня.
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего лесного яблочка - скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся... Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего простого киселька с молочком - скажу.
- У моего батюшки и сливочки не едятся... Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
- Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
- Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
- Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
- Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
- Пряду, бабушка... Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.
Баба-яга закричала:
- Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.
- Речка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...
- Яблоня, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
- Печка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Приложение 5
1. Вступительное слово к викторине
Наступила весна. Птицы возвращаются на родину. Скоро их весеннее пение будет слышно то тут, то там. Мы рады прилёту птиц. Они возвратились — а значит весна, и «вновь смеётся луг», и жизнь идёт своим чередом. В начале викторины — чудесный стих Георгия Скребицкого.
Какое утро, ширь какая!
Дымки далёких деревень…
Кругом всё искрится, сверкает,
Встречая первый вешний день.
Синеет небо, солнце светит,
Снега лучами сожжены.
Нет дня счастливее на свете,
Чем день рождения весны!
Автор: Георгий Алексеевич Скребицкий
2. Первый блок вопросов
Как мы называем птиц, которые на зимний период отправляются в тёплые края, а весной прилетают обратно?
Ответ: перелётные птицы
Как мы называем птиц, которые на зимний период остаются на родине?
Ответ: зимующие птицы
Вы слыхали, как поют дрозды? И не только дрозды, а и жаворонки, соловьи, иволги? Как называются птицы, которые поют лучше других?
Ответ: певчие птицы
Почему запели птицы?
Ответ: Потому что наступила весна, стало тепло, надо заводить потомство, стараться понравиться друг другу и найти себе пару.
#1042;торой блок вопросов
Какие перелётные птицы вам знакомы?
Ответ: А — аист, Б – береговушка, В — выпь, Г – галстучник, грач, Д — дрозд, Ж – жаворонок, З – зяблик, И – иволга, К – кулик, кукушка, Л — ласточка, лазоревка, М – мухоловка, П – перепел, Р – рябинник, С — стриж, скворец, соловей, Т- трясогузка, Ц – цапля, Ч — чибис, чайка озёрная, У – утка.
Почему птицы улетают в тёплые края?
Ответ: основная причина – недостаточное питание в зимние месяцы
Когда улетают на юг аисты и цапли?
Ответ: когда замерзают водные бассейны
Какие перелётные птицы летят в ночное время?
Ответ: журавли, малиновки
Какие виды птиц добираются «пешком» до места зимовки?
Ответ: коростели, перепела
Как ориентируются перелётные птицы?
Ответ: ориентирами служат: побережья морей, горные цепи, речные долины, солнце
#1047;агадки про перелётных птиц
На вид неказист, зато голосист. (Соловей)
Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)
Целый день по пашне вскачь, и зовётся птица…(грач).
На шесте — дворец, во дворце – певец. (Скворец)
5. Скворец
«Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории,
Ты — наш первый весенний певец
Из березовой консерватории».
В какие календарные периоды у скворца блестящее черное оперение с зеленоватым отливом, а в какие крапчатое (с белыми пятнышками), с характерным металлическим блеском?
Ответ: черное – весной и летом, в пятнышках – осенью и зимой.
Когда прилетает скворец?
Ответ: в марте
Сколько поколений птенцов появляется у скворцов за сезон?
Ответ: два поколения
Где зимует скворец?
Ответ: в Европе, Африке, Средней Азии, на Кавказе
6. Грач
«Грач над березовой чащей.
Света и сумрака заговор.
Вечно о чем-то молчащий,
Неразговорчивый загород».
Где зимует грач?
Ответ: в Северной Африке, Средней Азии, на побережье Черного моря
Чем питается грач?
Ответ: насекомыми, полевыми мышами, улитками, (может поймать молодого зайчонка)
Когда прилетает грач?
Ответ: в период с февраля по апрель
К какому семейству относится грач?
Ответ: к семейству вороновых
#1051;асточка
«Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит».
Почему ласточку иногда называют касатка?
Ответ: потому что деревенская ласточка принадлежит к роду касаток
Кто является врагом ласточки?
Ответ: воробей. Он нередко атакует и захватывает ласточкины гнёзда, выкидывая оттуда крошечных птенцов.
Когда прилетает ласточка?
Ответ: в середине мая
Чем питается ласточка?
Ответ: исключительно летающими насекомыми — мухами, кузнечиками, стрекозами, бабочками, жучками.
Сколько поколений птенцов появляется у ласточек за сезон?
Ответ: два поколения
Приложение 6
Мастер класс «Я вылупился». Участвуют несколько родителей. Один объясняет, остальные помогают детям по мере необходимости.
Материалы: баночки для клея, кисти, картон, заготовки скорлупок, шаблоны утят, салфетки желтого цвета (заранее заготавливаются скрученные шарики из салфеток, если ребенок не сможет сам их сделать), клеенка, тряпочки.
Родитель: Ребята, посмотрите что я нашла сегодня утром по дороге в садик. (Демонстрация поделки – объемное яйцо, изготовленное с помощью ниток и клея). Раз у вас неделя птиц, то я решила подарить его в группу. Только оно пустое. Как вы думаете, чье оно? (варианты детей) Я загадаю загадку, а вы отгадаете и узнаете, чье оно:
Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (утенок)
Молодцы. Там живет утенок. Давайте его туда поместим. Возвращают утенка в яйцо.
Сегодня мы с вами тоже сделаем утят. Я принесла заготовки (вырезанные из картона половинки скорлупок с наклеенной яичной скорлупой – демонстрирует) скорлупок и утяток (шаблоны из картона, желтого цвета).
А еще у меня есть желтые салфетки. Как вы думаете, зачем они нам? (варианты детей) Мы будем из салфеток скручивать шарики и приклеивать их на утят. У нас получатся желтые пушистые утята.
Шаг первый: наклеиваем утенка по центру на картон – показ
Шаг второй: отрываем и скручиваем салфетки
Проводится физминутка: птички-пальчики.
Шаг третий: наклеиваем шарики из салфеток
Наши утята проголодались. Давайте покормим их червячками – «Танец червячков»
Шаг четвертый: наклеиваем скорлупки сверху и снизу утенка.
Приложение 7
Аист |
|
Грач |
|
Жаворонок |
|
Журавли |
|
Иволга |
— Называют птицу «кошкой». Почему так называют? Отвечай, друг, поскорей, Отвечай и не робей. Эта птица (когда страшно) Издаёт тяжёлый звук. Будто кошка где-то рядом Начала скандалить вдруг. |
Ласточка |
|
Скворец |
|
Соловей |
|
Утка |
Травку пощипать люблю, В воду залезаю, Плаваю, ныряю!
|
Приложение 8
Развлечение «Встречаем птиц»
Дети под музыку входят в зал.
Птички малые весной
Прилетают все домой,
С юга возвратиться
Надобно всем птицам
Вот сколько разных птиц прилетело к нам. Посмотрите, какие они разные, красивые и маленькие. Они приносят большую пользу. Охраняют наши леса от вредителей, а как красиво они поют. Дарят людям радость. Любите птиц, не обижайте их. Защищайте птиц. Ведь они наши маленькие друзья.
Хотите, мы с вами тоже превратимся в птичек? (Дети соглашаются).
Становитесь скорее в круг.
Покружились, покружились,
В птичек малых превратились…
У нас птички любят веселиться и приглашают вас потанцевать. Отгадайте, кто вас приглашает:
Как на речку прилетает,
сразу в воду залезает.
"Кря" - нырнула на минутку
Вы узнали? Это -- (утка).
А как у нее деток называют? Правильно – утята. Сейчас мы станцуем «Танец маленьких утят»
Утята хорошо повеселились и на место возвратились. (садятся на свои места)
Мамы рассказывают стихи про птиц.
Подвижная игра «Найди свое гнездо»
В замечательной стране.
На Земле, иль на Луне
Поселились чудо-птицы -
Настоящие царицы.
Встречаем наших птиц. Танец «Птицы» исполняют родители. Птички хотят вам преподнести подарки – свои необычные перья. Раздаются подарки.
Приложение 9
Развлечение «Жаворонки».
Звучит аудиозапись «голоса птиц».
Ребята, вы слышите голоса птиц? Какие это птицы? Почему они так громко и радостно поют? Птицы ожили от зимних холодов. Вся природа ожила. Появляются насекомые – это хорошая пища для птиц. А какое время года наступило? (весна).
Включается запись «Весна идет».
- В конце марта к нам прилетают жаворонки.
Включается запись «Жаворонок».
- Кто из этих птиц жаворонок? (дети показывают жаворонка). Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперенья. Прилетают жаворонки ранней весной, в марте. Жаворонки держатся стайками по проталинам, обнажившимся на солнечных пригорках. Питаются они семенами трав и мелкими насекомыми. Жаворонки относятся к певчим птицам, но поют только самцы. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры.
Проводится мастер класс по лепке жаворонка.
А Лиза приготовила нам песню: «Птичка».
Давайте с вами найдем песню жаворонка. Проводится игра – «Найди песню жаворонка»
Давайте покормим наших жаворонков червячками.
Исполняют танец червячков.
Вы славно потрудились, покормив жаворонков. А теперь я вас приглашаю к столу. Родители нам испекли румяные булочки в виде жаворонков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект "Птицы зимой". Совместная деятельность педагога с детьми младшего дошкольного возраста
Уточнение и расширение представлений о зимующих птицах (воробей, снегирь, голубь). Формирование знаний о внешних признаках птиц и особенностях поведения. Обогащение и активизирование словаря дете...
методическая разработка краткосрочный проект "Птицы зимой"
В данной методической разработке представлен краткосрочный проект " Птицы зимой".В этом проекте участвуют педагог, дети и родители.Дети получают первоначальные представления о зимующих птицах и их обр...
Краткосрочный проект "Птицы зимой"
Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым ...
Краткосрочный проект "Птицы" в старшей группе
Помочь ребёнку открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его – вот основные направления в экологическом воспитании детей. Воспитание бережного и заботливого отношения ...
Детский краткосрочный проект «Птицы- наши друзья»
Участники: дети, родители, воспитатели.Цель: Развивать представления детей о действительной помощи, заботы о птицах.Задачи:Познакомить детей с зимующими птицами;Углублять знания детей с о зимующих пти...
Сценарий в рамках краткосрочного проекта " Птицы-наши друзья"
Сценарий весеннего развлечения для групп раннего возраста...
Краткосрочный проект "Птицы - наши друзья"
Краткосрочный проект "Птицы - наши друзья"...