Проект в старше-подготовительной группе "Это удивительная соль"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Светлячок»
г. Цимлянска
Проект «Эта удивительная соль»
в старше – подготовительной группе «Почемучки»
Подготовили воспитатели: Романовская Н.В.
Бендерскова О.В
Ноябрь 2023г
Проект «Эта удивительная соль»
Участники проекта:
Воспитанники старше - подготовительного группы МБДОУ д/с «Светлячок» г. Цимлянска
Руководитель:
воспитатели старше-подготовительной группы «Почемучки»
Романовская Н.В., Бендерскова О.В.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.
Задачи:
1 Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
2 Исследовать свойства соли опытным путём.
3 Расширить представления о добыче соли.
4 Развивать у детей стремление к поисково- познавательной деятельности.
5 Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
6 Развивать любознательность, уверенность в своих силах.
Актуальность:
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.
Гипотеза:
При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.
Вид проекта:
Среднесрочный, исследовательский, познавательный, творческий.
Ожидаемый результат:
1 Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.
2 Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.
3 Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.
4 Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.
Этапы работы над проектом:
1 Подготовительный этап.
Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.
Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.
Рассмотрели соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Отгадывали загадки. Читали статьи о том, какую роль играла соль в средние века.
В конце этого этапа интерес к изучения соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.
2 Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.
Сначала мы изучили свойства соли. Для этого провели опыты и выяснили, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной, в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной.
Рисовали солью, после чего окрашивали соль разными цветами.
Самым интересным для детей стал эксперимент по выращиванию кристаллов. Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.
3 Заключительный этап.
- Показ открытого занятия, где дети проводили опыт «Лавовая лампа», изготовили осеннее дерево из солёного теста.
- Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.
- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Результат.
В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.
Материалы для проведения проекта.
- Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки , соль, яйцо, ветки сосны, вода, гуашь.
- Материал для рисования: листы для рисования, соль, клей ПВА, краски.
- ИКТ- слайды
Список литературы
1 Детская энциклопедия «Всё обо всём».
2 Интернет ресурс.
Картотека опытов с солью
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется
Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт №5 «Плавающая картошка и яйцо»
Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку), там где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)
Опыт № 6 «Влияние соли на сосуды человека»
Взяли 3 баночки и налили в них одинаковое количество воды.
В первую баночку опустили кусочек шерстяной нитки.
Во вторую баночку добавили соли и опустили такую же ниточку, как и в первую баночку.
А в третьей баночке сделали насыщенный раствор соли и так же опустила нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.
Через несколько дней я заметили:
1 баночка – нитка без изменений
2баночка – нитка стала мокрой и слегка покрылась белым налётом
3 баночка – нитка стала мокрой, покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми
Это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.
Опыт № 7 «Незамерзающая вода»
Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.
В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.
Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.
Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.
Опыт № 8 «Металл и соль»
Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.
1. Приготовить соляной раствор.
2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.
Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.
Опыт № 9 «Наблюдение за кожаным ботинком»
Понадобится: старый кожаный ботинок, емкость, вода и соль.
1. Приготовить соляной раствор.
2. Поместить в него кожаный ботинок.
3. Ботинок пропитался соляной водой и уже через 2 часа на верхней части ботинка образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка.
Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.
Опыт № 10 «Действие соли на растения»
Можно использовать рассаду перца, воду и соль.
1. Приготовить соляной раствор
2. Перец поливать соляным раствором 1 неделю.
3. На 2 день после полива в нижней части стебля перца появились кристаллы соли.
4. Через неделю растение погибло.
Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях. В природе соль накапливается с почве и губит все живое.
Опыт №11 «Снежная ветка сосны»
Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.
На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее.
Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.
Опыт №12 «Выращивание кристаллов»
Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.
Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать.
Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.
А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?
Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы
Опыт №13 Лавовая лампа
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Поговорки и пословицы
о соли
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой
На хлебе, на соли, да на добром слове
Без соли, без хлеба — худа беседа
Соли не жалей, так и есть веселей
Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит
Рассыпал соль — быть беде
Пуд соли вместе съесть
Подавая соль смейся, не то поссоришься
И старая кобыла до соли лакома
Без хлеба не сытно, без соли не сладко
Соли нету, так и слова нету
В воде родится, а воды боится
Речь без пословицы, все равно, что еда без соли
От хлеба-соли и царь не отказывается
Недосол на столе, пересол на спине
За хлебом-солью каждая шутка хороша
Щепотка соли делает сахар слаще
Без соли и хлеб не естся.
Без хлеба смерть, без соли смех.
Без хлеба, без соли никто не обедает.
Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы).
В начале и в конце обеда, для счастья, съешь кусочек хлеба с солью.
Ешь солоно, пей горько (вино): умрешь — не сгниешь.
Ешь солоно, пей кисло — и в земле не сгниешь.
Кисло, сладко, солоно, пресно: хлебнешь — упадешь, вскочишь — опять захочешь (еще попросишь).
Хлеб-соль не бранятся.
Боронись хлебом-солью.
Помяни соль, чтоб дали хлеба
Хлеб-соль платежом красна.
Хлеб-соль заемное дело.
Хлеб да соль и обед пошел.
Так солоно, что в пот бросает.
Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
От хлеба-соли не отказываются.
Пей горячее, ешь солонее: умрешь — сердцем здоров будешь.
Пить вино вместе, а хлеб-соль пополам.
После хлеба-соли 7 часов отдыхать.
Присоля, хлебнешь. Посоля, все съестся.
Солоно ешь, масли плешь, кисло пей, через край не лей — и на том свете нас помянешь.
Юмор это соль жизни, а хорошо хранится то, что хорошо просолено.
Хлеб-соль разбойника побеждает.
И тесно и на брюхе пресно
От пресной еды и бары хворают.
ЗАГАДКИ С ОТВЕТОМ
"СОЛЬ"
Все ребята знать должны
Из чего пекут блины!
Ты не знаешь что ли?
Молоко, мука, яйцо и щепотка... СОЛИ
Одну меня не едят,
А без меня редко едят….СОЛЬ
В воде она родится,
Но странная судьба —
Воды она боится
И гибнет в ней всегда….СОЛЬ
Одну меня -
Не съешь никогда.
А без меня -
Не вкусна еда….СОЛЬ
Поваренная соль. Рассказ детям
В природе встречаются самые разные вещества. Но одно из них крайне необходимо человеку для жизни. Это поваренная соль. Все мы видели этот продукт на столе. Поваренная соль может быть и в виде крупных бесцветных кристаллов, и в виде мелкой «пудры». Для чего же нужна поваренная соль человеку и многим другим живым существам?
Поваренная соль представляет собой химическое соединение атомов хлора и натрия. В организме человека соль разделяется на отдельные ионы, которые активно помогают процессу пищеварения, мышечной деятельности и участвуют в передаче нервных импульсов. Недостаток соли в организме человека приводит к плохому самочувствию, а существенный дефицит этого вещества может нанести вред здоровью.
Казалось бы, добавляй в пищу больше соли и проблем со здоровьем не будет. Но это не так! Переизбыток поваренной соли в рационе человека также вреден для его здоровья. Организм в таком случае начинает задерживать воду, органы работают с перегрузкой, повышается артериальное давление. Поэтому в употреблении поваренной соли важно соблюдать меру и придерживаться рекомендаций врачей.
Откуда же появляется на нашем столе соль?
В природе соль можно встретить в виде залежей каменной соли (галлита), в том месте, где в древности располагались моря. Также соль добывают из морской воды путем ее выпаривания. С древних времен известен и такой способ добычи соли, как ее вываривание из рассолов в специальных печах.
До начала промышленной эры добыча соли во многих странах была трудным и дорогостоящим делом. Поэтому соль в те времена очень ценилась. Зачастую ее цена приравнивалась к цене золота.
Особое отношение к соли можно заметить в русских пословицах и поговорках. «Хлеб-соль», «не солоно хлебавши» и многие другие выражения со словом «соль» прочно вошли в нашу повседневную речь. Ценность соли и в том, что этот продукт является отличным консервантом. Соль позволяет сохранить выращенные летом продукты в течение длительного времени. Соленые огурчики, капуста, соленая рыба и многие другие соленья — традиционно любимые угощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятел...
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Эта удивительная соль"
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Эта удивительная соль"...
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Эта удивительная соль»
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Эта удивительная соль»...
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Эта удивительная соль»
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Эта удивительная соль»...
Проект Исследовательско -творческий "Ах , эта удивительная соль!"
Данный проект направлен на расширение представлений детей группы о свойствах соли, решается главная проблема - "Как соль рождается в воде ?"...
Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»
Цель: Обогащение представлений детей о соли и о её свойствах. Задачи:Способствовать накоплению у ребят конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Помочь дошкольникам устанавливать...