Конспект НОД на тему "22 марта - Всемирный день воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись -
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток,из которого вылилась Жизнь!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_22_marta_-_den_vody.docx | 41.75 КБ |
prezentatsiya_voda_-_istochnik_zhizni.pptx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
«22 марта – Всемирный день воды»
Цель: формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ, вода – источник жизни.
Задачи:
Образовательные:
Дать знания о том, что всему живому на Земле нужна вода;
Познакомить с круговоротом воды в природе, с видами состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).
Продолжать знакомить детей со свойствами воды;
Развивающие:
Развивать:
- познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой;
- память, внимание, речь, познавательную активность;
- умение слушать загадки и давать ответы на них;
- умение слушать стихотворения и понимать их смысл;
- умение отвечать полными предложениями;
Воспитательные:
Воспитывать:
- бережное отношение к воде; аккуратность и самостоятельность.
Предварительная работа:
-наблюдения в природе за осадками;
- игры «Ручеек», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух»;
-отгадывание загадок о воде;
- чтение стихотворений о воде О. Троепольской, «Град» Е. Серовой, «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима.
-беседы: «Кому нужна вода», «Значение воды в жизни всего живого», «Источники загрязнения воды»
Методы и приёмы:
Словесный: загадывание загадок, чтение стихотворений, вопросы;
Наглядный: просмотр презентации.
Практический: экспериментирование с водой.
Словарная работа: круговорот, водопровод, ресурс.
Оборудование и материал: ноутбук, мультимедийное оборудование, глобус, презентация, оборудование для опытов с водой, аудиозаписи звука воды.
Ход НОД:
I Вводная часть. Организационный момент:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
С улыбкой на месте замри.
- Ребята, улыбнитесь друг другу.
- Сегодня к нам придет гостья. А какая гостья к нам придет, нам поможет узнать загадка:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без…….(воды) (слайд 1)
Звучит звук воды.
- Молодцы, угадали.
22 марта отмечается Всемирный день воды. В этот день проводятся различные мероприятия, призывающие всех людей беречь воду.
У воды 22 марта день рождения. (слайд 2)
- Как вы думаете, воду нужно поздравить? (Да, нужно)
- Вода мне в ушко нашептала, что она хотела бы узнать, что дети знают про неё. Готовы показать свои знания воде? (Да, готовы)
II Основная часть.
- Посмотрите на нашу Землю, какая она красивая. Земля – голубая планета.
- Почему её так называют? (Потому что на ней много воды).
(слайд 3)
На экране появляются слайд с изображением моря, реки, озера и ручья.
- Что вы видите на экране? (ответы).
- Как всё это можно назвать одним словом? (Вода)
- Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.
- Как много воды на нашей планете! Суша занимает только третью часть поверхности. Удивительно, что наша планета называется Земля, а не Вода. Основная масса воды в морях и океанах. Это хорошо видно на глобусе. В морях и океанах вода соленая. Пресная вода в значительно меньших количествах имеется в озерах, прудах, реках, ручьях.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-Ребята, о чем говориться в стихотворении?
Как вы считаете, возможна жизнь на Земле без воды? (нет)
-Конечно, вода - главный источник жизни на земле.
-Всему живому на планете нужна вода. Кому нужна вода? (людям, растениям, грибам, зверям, птицам, рыбам, насекомым)
(слайд 4)
- Вода – жидкое вещество. В зависимости от температуры она может менять свое состояние. На морозе, когда температура опускается ниже 00С, она замерзает и становится льдом. Это – твердое состояние воды. При нагревании, когда температура воды достигает 1000С, она превращается в пар – это газообразное состояние.
Вода в природе встречается в разных своих состояниях. (слайд 5)
- Давайте рассмотрим их, и послушаем стихотворения:
Гонит ветер облака,
У них белые бока.
Потемнеют облака –
Значит, скоро жди дождя.
Дожди, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти,
Дай гороху подрасти.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Так бывает только летом
И н утренней заре:
Травы купаются
В сладкой росе.
Прошел теплый летний дождь,
Выглянуло солнышко.
А над речкой, посмотри,
Разноцветная дуга
Соединила берега.
Лето пройдет,
Осень приведет.
Поплывут над лугами
Густые серые туманы
Что за чудные узоры
За окошком на стекле:
И поля, и лес, и горы,
И деревья в серебре!
Если стих холодный ветер
И усилился мороз,
На деревья ляжет иней –
Защитит от холодов.
Зима – веселая пора:
Снежки, салазки, горки.
Веселится ребятня,
Из снега строит города.
- А теперь скажите мне: дождь и роса – это какое состояние воды?
(Жидкое).
- А лед на реке, град? (Твердое).
- А снег, иней, рисунок на стекле? ( Тоже твердое, в виде кристаллов).
- А туман, облака, радуга? (газообразное состояние).
- Посмотрите. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается высоко в воздух. Насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе. (слайд 6)
- А сейчас я вам предлагаю стать лаборантами и исследовать воду, выяснить ее свойства.
Но перед тем, как приступить к работе, предлагаю вам выполнить зрительную гимнастику.
Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают».
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Дети стоят с закрытыми глазами).
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост).
Вверх поднимем, глянем вниз, вправо, влево повернем, (Движения глаз в соответствии с текстом).
Заниматься вновь начнем.
Опыт 1: «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая, и холодная. А горячая вода на земле встречается в гейзерах.
Гейзер - горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением. Вывод: вода бывает холодная, тёплая, горячая.
Опыт 2: «Вода прозрачная»
Перед детьми ставят два стаканчика: один с водой, другой с молоком.
В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 3: «У воды нет вкуса»
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Затем в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан добавить соль.
Вывод: вода может быть безвкусной, сладкой, солёной.
Опыт 4: «У воды нет запаха»
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Опыт 5: «Лед и снег – твердая вода»
В одном тазу лежит лед. Предложить в руку взять лед. Какой он (Твердый, холодный, тает в руке). Дети, как вы думаете, а если мы возьмем снег в руку, то с ним, что будет происходить?
Вывод: Лёд и снег - твёрдые и холодные. От прикосновения тёплой руки тают.
Опыт 6: «Пар – это тоже вода».
Возьмём термос с кипятком. Откроем его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместим над паром стекло или зеркальце. На нем выступают капельки воды.
Вывод: пар – это тоже вода.
Опыт 7 « Вода не имеет формы».
-Ребята, у меня в руке кубик. Какую форму он имеет?
-Куда бы я его не поставила, он форму не меняет.
-Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода?
Перед вами формочки разной формы. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим?
- Вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.
Вывод - вода не имеет форму.
Опыт 8 « Вода – растворитель».
- Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите стаканчик. В один положите кусочек сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворится сахар в воде или нет?
- А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет, как сахар? Добавьте в стакан с водой несколько капель масла. Что произошло?
- Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности желтыми капельками.
- Проведя сейчас опыты с сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Вывод: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
- Итак, что мы можем сказать о воде? Вода какая? (прозрачная, жидкая и твердая, холодная, тёплая, горячая, прозрачная, безвкусная, сладкая, солёная, она может быть снегом, льдом и паром, одни вещества может растворять, а другие нет).
Физминутка
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Вышли на берег мы крутой (Шагаем на месте.)
- Молодцы! Вода одно из самых ценных ресурсов, которые есть на нашей планете. Человеку, как и всему живому, нужна вода. Для чего она нам? (Вода нужна для приготовления пищи, поддержания в чистоте своего тела, одежды, жилища, для выращивания овощей, фруктов, цветов). ( слайд 7)
-Правильно! Вода нужна для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без нее. Человек может прожить без воды всего три дня. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду. (Ответы детей)
- Верно, проснувшись утром, мы умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь белье, не наведешь порядок в доме. Без воды не уберешь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды требуют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию людям! На больших реках построены гидроэлектростанции. Вода, вращая турбины, вырабатывает электрический ток.
По такому же принципу устроены мельницы, на которых зерно превращается в муку.
По рекам и морям ходят корабли, которые перевозят различные грузы и пассажиров.
Реки, моря и озера – хорошее место для отдыха: можно купаться, кататься на водных лыжах , плавать на лодках.
- Где же человек берет воду? (слайд 8)
Хорошая пресная вода есть под землей. В некоторых местах она вытекает на поверхность – это родники. Еще люди роют глубокие колодцы, бурят скважины, чтобы добыть воду из-под земли. В больших городах сооружают водопроводы.
-Вы хотите узнать, как работают водопроводы и откуда в них попадает вода? ( Да). ( слайд 9)
- Посмотрите внимательно на картину. На ней показана работа водопровода.
- На больших реках построены запруды, они называются водохранилища. Из них водопроводы забирают воду. По трубам вода поступает дальше.
- Далее вода поступает в отстойники, где она отстаивается и где грязь оседает на дно.
- После того как вода отстоялась и грязь осела на дно, вода проходит через фильтры.
- Далее вода поступает в емкость, и в нее добавляют специальные вещества, которые уничтожают вредные микробы.
- Вода становится совсем чистой. Здесь воду проверяют с помощью разных приборов.
- Чистая вода с помощью насоса подается по трубам в дома.
- Добывать, очищать, качать воду на высоту – это большая и трудная работа.
Каждой семье необходимо много воды, поэтому к воде надо бережно относиться, зря не расходовать.
Вы можете сказать: «На Земле много воды. Ее хватит всем!»
Так-то оно так, но ведь и людям, и животным, и растениям нужна только чистая вода. От загрязненной воды страдает все живое.
- Я вам предлагаю исследовать влияние на воду природного материала и выяснить причины загрязнения воды.
-Сейчас я вам расскажу экологическую сказку.
- Жил – был маленький Прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. (Дети дуют сильно на воду в тазу так, как делает это ветер). Что случилось с водой? В Прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев. (Дети бросают в воду камешки и наблюдают, как на воде образуются круги. Затем насыпают в воду песок и ждут некоторое время) Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной? Затем бросают в воду листья. Что происходит с листьями в воде? Стих ветер и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем появились песок, камушки и листочки.
Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись, ели конфеты, а фантики бросали в воду. А потом к прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязное масло и бросил бутылку с грязной водой. (Дети бросают в таз фантики и выливают в него окрашенную воду и масло.)
Прудику сделалось плохо от грязи. вода в нем стала мутной, и он загрустил.
-Так что же нужно делать, что бы Прудику было хорошо. Как правильно вести себя на природе у воды, чтобы ее не загрязнять? (Ответы детей)
-Ребята, вы сделали правильные выводы.
- Ребята берегите воду и у нас всегда будут чистые реки, озера, моря, океаны.
Я думаю, вы сегодня много узнали о воде.
III Заключительная часть.
- Что вы сегодня нового узнали?
- Что вам больше всего понравилось, что запомнили?
- Для чего учредили Международный день воды?
- Когда его отмечают?
Звучит звук воды.
- Ой, ребята слышите, как радуется вода? Вы ей на день рождения сделали хороший подарок, рассказав о ней и пообещав беречь ее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кому нужна вода?
Круговорот воды в природе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "22 марта-Всемирный день воды"
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №124»2 младшая группа «Почемучки» Конспект занятия «...
Конспект занятия «22 марта - Всемирный день воды»
Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живого.Задачи:- Формировать знания о том, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – плавают на поверхности.- Развива...
Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «22 марта-Всемирный день воды».
Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «22 марта-Всемирный день воды». Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живого. Задачи: -Формировать знания о том, ч...
Конспект занятия «22 марта - Всемирный день воды»
Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живого. Задачи:-Формировать знания о том, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – плавают на поверхности.-Раз...
22 марта - Всемирный день воды и водных ресурсов: оформление на капельках "Где нужна вода?"
22 марта - Всемирный день воды и водных ресурсов: оформление на капельках "Где нужна вода?"...
Конспект занятия 2 мл группа 22 марта "Всемирный день воды"
Цель: Образовательные задачи:Уточнять и расширять знания о воде, ее роли в жизни человека и всех живых организмов:Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живогоРазвива...
Конспект занятия на тему: «22 марта всемирный день воды» в группе комбинированной направленности детей 4-5 лет «Русалочка»
Конспект занятия на тему: «22 марта всемирный день воды» в группе комбинированной направленности детей 4-5 лет «Русалочка»...