НОД "Вулкан"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширить и углубить представление детей о явлении природы; формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком. В процессе детского экспериментирования развивать потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vulkan.docx | 597.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №18»
Занятие познавательно–исследовательской деятельности «Вулкан»
Выполнила: воспитатель Пискунова Е.А.
2024г.
Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.
Задачи:Расширить и углубить представление детей о явлении природы; формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком. В процессе детского экспериментирования развивать потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материалы: Глобус, пемза, презентация, трубочки, макеты вулканов, сода, уксус 9%, красный пищевой краситель, жидкое мыло, бутылка газировки, стаканчики с водой.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и встанем в круг (Дети здороваются и встают в круг)
Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся, и на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся!
Ребята, я приглашаю вас присесть на ковер. Вы любите загадки? (Да)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется.
Дети: Земля.
Воспитатель: Верно. Планета Земля — это наш дом. А вот еще одна загадка, но она сложная:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны? (Глобус).
Воспитатель: (Показываю глобус) Дети, что изображено на глобусе? Дети: Наша планета Земля
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено, синим цветом? Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым? Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы? Дети: Это возвышенности, высокие холмы. А из чего они состоят? (из камней)
Воспитатель: Ребята, у меня еще есть небольшой сюрприз, он в этой коробочке, этот предмет есть почти у каждого в ванной, как вы думаете, что в ней? Это необычный камень (достать из коробочки пемзу).
Воспитатель: Этот камень называется пемза. Пемза — это камень вулканического происхождения, так что у многих из вас дома есть кусочек вулкана, и мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.
Рассмотрите его внимательно. Какой он на ощупь, по весу? Что есть у этого камня? (Дырочки)
А сейчас я приглашаю вас на стульчик
(Слайд 2) Чтобы понять, зачем мы с вами сюда пришли, послушайте загадку:
Я плююсь огнем и лавой!
Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? (ВУЛКАН)
Воспитатель: Правильно ребята, это вулкан!
(Слайд 3) Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном и опасном явлении природы. Вулкан - это большая гора с крутыми склонами.
(Слайд 4, 5) На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.)
Есть, ребята, живые вулканы - действующие, есть спящие, а есть потухшие. А также вулканы бывают наземные и подводные.
Когда живые вулканы «просыпаются», начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда же куски лавы застывают, получаются новые камни. Мы сегодня с вами такой камень уже видели, он называется пемза.Извергающийся вулкан может вызвать цунами, камнепады и землетрясения.В настоящее время на Земле существует около 900 активных вулканов на суше и около 80 под водой.Каждый день происходит от 10 до 20 извержений вулканов.
(Слайд 6) А спящие вулканы, натрудившись, наработавшись, уходят в спячку, и лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан это действительно печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. А потухшие вулканы никогда не извергаются, все время молчат. А сейчас я хочу рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали.
(Слайд 7) Презентация Легенды.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. Он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря.
(Слайд 8) Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а извержение вулкана это хорошо или плохо для людей?
Воспитатель: Вы знаете, есть свои плюсы и минусы. Вулканический пепел это очень хорошее удобрение для растений – это плюс. Для планеты вулканы являются своеобразными «выхлопными трубами», помогая охлаждать внутренность Земли. За счёт вулканических извержений образуются новые острова, и увеличивается площадь земли. Рядом с вулканами появляются месторождения полезных ископаемых: золото, алмазы и др.
Минусы – лава очень горячая и выжигает всё на своем пути: и деревья, и дома, и всё живое.
(Слайд 9) А теперь, ребята, посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на треугольник, пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. А вы хотите стать вулканологами? (Ответы детей)
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана. Но для начала нам необходимо размяться. Вставайте с мест.
ФИЗМИНУТКА
Вулканы начали "играть" -(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться)
Из жерла лаву извергать. (встряхнуть расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! (Топать)
Вулкан пыхтит! (надуть щеки и дуть)
Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -(Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ)
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -(Сидя в приседе, долгий сильный выдох)
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
Воспитатель: А сейчас мы с вами пройдём в нашу лабораторию.
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.
Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
(ЭКСПЕРИМЕНТ №1) Воспитатель: Проходите в нашу лабораторию. Ребята, посмотрите, перед вами стоят макеты вулканов. Для первого опыта понадобиться вам жидкое мыло. Добавьте в свой вулкан мыло (нажмите 2-3 раза на пипочку), аккуратно передайте друг другу. А теперь возьмите ложечки и насыпьте в жерло соду из стаканчиков, 2-3 ложечк, размешиваем.. Осталось добавить уксус, но это очень опасный ингредиент (детям брать в руки его нельзя) поэтому уксус добавлю я. А вы смотрите внимательно, что будет. Ребята, кажется, ваши вулканы оживают!
Воспитатель: Что вытекает из вулкана? Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность. У настоящего вулкана на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками» - пемза.
(ЭКСПЕРИМЕНТ №2) Бутылка газировки.
Если открыть бутылку с каким-нибудь газированным напитком, которую долго трясли, то из нее хлынет фонтан пены и брызг. Это происходит потому, что от сотрясений внутри бутылки образуется слишком много газа, который выталкивает ее содержимое наружу. При извержении вулкана происходит нечто подобное. Я вам сейчас это покажу.
(Слайд 10, 11) Воспитатель: Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой. Хотите посмотреть, как это происходит?
(ЭКСПЕРИМЕНТ №3) Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? (Да) Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте (опыт «Буря в стакане»). Вот так на поверхность вырываются камни, лава и газ. Иногда эта лава в воде затвердевает и тогда может образоваться новая земля.
Рефлексия
- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.
Вам понравилось?
Какие бывают вулканы? (действующие, спящие, потухшие)
Что вытекает из жерла вулкана? (лава)
Как называется застывшая лава? (пемза)
- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.