Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир профессий» для работы с детьми 5-6 лет
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Скворцова Любовь Михайловна

Актуальными направлениями  дополнительной общеобразовательной программы являются:

Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии; воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дельфин» комбинированного вида городского поселения посёлка Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МДОУдетский сад«Дельфин»

____________ «____» ______________ 20___г.

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования

«Мир профессий»

для работы с детьми 5-6 лет

Срок реализации программы – 1 года

Автор программы:

Скворцова Любовь Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

г.п.п. Чистые Боры, 2022 г

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/15/s_59bbb1715e376/688499_1.jpeg

Оглавление

Паспорт программы ……………………………………………………………...4

Пояснительная записка, актуальность……………………………………….….5

Цель и задачи………………………………………..............................................5

Факторы и актуальные направления…………………………………………....6

Формы и методы работы…………………………………………………………6

Направление программы………………………………………………………...6

Принципы реализации программы………………………………………….….6

Основные технологии, используемые при реализации программы………….6

Механизм реализации программы………………………..………………….….6

Ожидаемый результат……………………………..……………………………..7

Календарно-тематический план…………………………………………………8

Список используемой литературы…………….…………………………..……11







Паспорт программы

по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС «Мир профессий»

Образовательная организация

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дельфин» комбинированного вида городского поселения посёлка Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС «Мир профессий»

Разработчик программы

Скворцова Любовь Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории

Цель программы

Формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, о значимости труда в повседневной жизни для каждого из нас.

Задачи программы

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,

понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Для воспитанников:
  • ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; 
  • называет профессии разных сфер; 
  • различает профессии по существенным признакам; 
  • называет профессионально важные качества представителей разных профессий; 
  • выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); 
  • объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; 
  • объясняет роль труда в благополучии человека; 
  • имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; 
  • моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; 
  • участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; 
  • положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; 
  • демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту. 
  • Для родителей:
  • Расширение знаний родителей о ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • Активное включение в совместные с детьми мероприятия познавательного характера.

Пояснительная записка

       Дошкольный возраст – начальный этап первичной профориентаци, профессионального становления человека, в этом возрасте обращение к миру профессий требует особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года говорится о том, что «развитие воспитания в системе образования предполагает подготовку личности к трудовой деятельности».

Именно в дошкольный период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:

  способности и склонности самого ребенка;

 привычка к разным видам труда;

  позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;

  интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.

Актуальность

     Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала.

      В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.

    Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, была разработана дополнительная общеобразовательная программа

«Мир профессий».

Цель:

Формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, о значимости труда в повседневной жизни для каждого из нас.

Задачи:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в

жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,

понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия

представителей разных профессий.

Работа с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации обусловлена

следующими факторами:

  • Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, где дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества;
  • Дошкольный возраст является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.

Актуальными направлениями такой работы являются:

  • Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;
  • Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

Формы и методы работы с дошкольниками:

-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы воспитателей и родителей;

 -непосредственно образовательная деятельность;

-игры, праздники и развлечения;

-самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Алгоритм ознакомления с профессией.

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Программа направлена, согласно ФГОС ДО:

  • В области «Социально-коммуникативное развитие» - «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»;
  • В области «Познавательное развитие»- «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира»;
  • В области «Речевое развитие» - «на владение речью как средством общения и культуры»;
  • В области «Художественно-эстетическое развитие» - «на реализацию самостоятельной творческой деятельности»;
  • В области «Физическое развитие»- «на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами»

Принципы реализации программы

  • Принцип разностороннего развития личности
  • Принцип цикличности и систематичности
  • Принцип гармонизации отношений ребёнка и детского коллектива.
  • Принцип интеграции
  • Принцип гуманизма
  • Принцип информативности.
  • Принцип взаимосвязи с семьей

Основные технологии:

  • Развивающие технологии;
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Технология «ТРИЗ»;
  • Игровые технологии;
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Механизмы реализации программы

  • Сюжетно-ролевые игры
  • Игры, досуги и развлечения, викторины
  • Беседы
  • НОД;
  • Наблюдения за трудом взрослых;
  • Совместно трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Самостоятельная деятельность;
  • Художественно-творческая деятельность;
  • Игровая деятельность;
  • Взаимодействие с семьями воспитанников.
  • Взаимодействие с социальными партнерами:

Поликлиника

Магазин

Аптека

Библиотека

График работы кружка

  • Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 25 минут, с октября по май, общее количество занятий - 28

    Возраст детей: 5- 6 лет (старшая группа)

Ожидаемый результат:

Для воспитанников:

  • ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; 
  • называет профессии разных сфер; 
  • различает профессии по существенным признакам; 
  • называет профессионально важные качества представителей разных профессий; 
  • выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); 
  • объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; 
  • объясняет роль труда в благополучии человека; 
  • имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; 
  • моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; 
  • участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; 
  • положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; 
  • демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту. 

Для родителей:

  • Расширение знаний родителей о ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • Активное включение в совместные с детьми мероприятия познавательного характера.

Календарно-тематический план

п/п

Содержание

Программное содержание

Части занятия (мин)

теория

практика

ОКТЯБРЬ

1

Беседа о профессиях.

  • Познакомить детей с профессиями прошлого и настоящего

25

      -

2

Беседа «Кто работает в детском саду»

  • Уточнение знаний о профессиях людей, работающих  в д\с

25

     -

3

Чтение В. В. Маяковский «Кем быть?»

  • Познакомить детей с о профессиях людей

25

     -

4

Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

  • Закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий

5

     20

НОЯБРЬ

1

Труд в быту. Знакомство с профессией дворника

  • Совершенствовать представления детей о хозяйственно-бытовом труде, формировать привычки поддерживать чистоту и порядок

25

2

Настольная игра «Профессии»

  • Способствовать умению запоминать профессию дворник

5

      20

3

Аппликация «Инструменты для дворника»

  • Воспитывать уважение к общественной значимости труда взрослых.

5

     20

4

Трудовой патруль

  • Развивать у детей желание попробовать себя в роли дворника

    25

      -

ДЕКАБРЬ

1

Целевая прогулка в магазин.

  • Познакомить с профессиями людей, работающими в магазине, воспитывать уважение к людям труда.

     25

      -

2

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

  • Развивать у детей интерес и уважение к профессии продавца

5

     20

3

Чтение  и обсуждение стихотворения     Н. Кнушевицкая «Продавец»

  • Воспитывать внимательное отношение к покупателям, культуру общения.

     25

       -

4

Д/и «Исправь Незнайкины ошибки»

  • Развивать у детей внимание, логическое мышление

    5

      20

ЯНВАРЬ

3

Знакомство с профессией библиотекаря

  • Познакомить детей с профессией эколог
  • Формировать положительное отношение к труду, к трудовым умениям и навыкам.

    25

      -

4

Беседа - рассуждение                    « Профессии в пословицах и поговорках»

  • Способствовать развитию памяти
  • Развивать умение объяснять смысл пословиц и поговорок

    25

      -

ФЕВРАЛЬ

1

«Военные профессии»

Беседа «Я непременно буду военным»

  • Знакомить детей с профессиями военнослужащих;
  • Формировать представления детей о Российской армии

     25

      -

2

О профессиях в загадках.

  • Закрепить знания детей о профессиях, развивать логическое мышление,
  • Пополнить активный словарь детей, приобщить к произведениям устного народного творчества.

     25

      -

3

. Чтение С. Сахарнова «Два радиста», стихотворения            Ю. Любимцевой «Буду военным»

  • Расширять знания детей через художественную литературу
  • Воспитывать уважение к людям этой профессии

     25

       -

4

Рисование на тему: «Кем я буду, когда вырасту?»

  • Расширение и уточнение представлений о профессиях военных

     5

      20

МАРТ

1

Беседа «Профессии наших мам»

  • Формировать целостные представления дошкольников о профессиях

     25

       -

2

Чтение                          В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»

  • Воспитывать бережное отношения к хлебу как продукту, особо почитаемому людьми

     25

      -

3

Д/и Игра «Кто что делает?», «Продолжи предложение»

  • Развивать у детей внимание, логическое мышление

     5

      20

4

«Выпекали мы в печи пироги и калачи»

  • Развивать интерес к трудовой деятельности, формирование навыков работы с соленым тестом, инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.

     5

      20

АПРЕЛЬ

1

 Беседа «Важная профессия - пожарный»

  • Расширить представления детей о труде пожарных

      25

       -

2

Чтение Л. Толстого «Пожарные собаки»

  • Воспитывать гордость за собак, которые помогают во время пожара

      25

      -

3

Д/и «Выбери, что нужно пожарному для работы»,

 «Что пригодится при пожаре

  • Закрепить знания о профессии

       5

      20

4

Рисование            «Огонь – друг, огонь – враг»

  • Расширить и углубить знания детей о труде пожарных

      5

       20

МАЙ

1

Беседа «Профессии нашего поселка»

  • Закрепить название родного города, достопримечательностей, название профессий формировать у детей чувство любви к своему городу

      25

       -

2

Викторина

 «Чья профессия нужней, интересней и важней»

  • Расширить  и закрепить представления детей  о профессиях
  • Закрепить представления детей  о необходимости и значении труда взрослых
  • Расширить  и активизировать  словарь детей по теме «Профессии»

     25

       -

Список литературы:

  1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – С. 368.
  2. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.
  3. Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.
  4. Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет  /  Е.А. Алябьева —  «ТЦ Сфера»,  2014 — (Библиотека воспитателя (Сфера);
  5. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС / Л.В. Куцакова. - Мозаика-Синтез, 2017г. - С. 128.

Интернетресурсы

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh 

http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/kartoteka_professii.pdf 

http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/kartoteka_professii.pdf 

http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/professii_detskogo_sada.pdf 

http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/mnemotablica_professii.pdf 

http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/kartinki_professij_so_stikhami.pdf 

http://mdou9-nov.ucoz.ru/obrasovanie/temat-slovar_professii_1.pdf 

http://mdou9-nov.ucoz.ru/konsylta/vse_raboty_ne_ves.pdf 

http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/domash-zadanie_orudija_truda-prof-obobshhenie.pdf 

http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/professii_v_detskom_sadu.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"

Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования пооказанию дополнительных платных образовательных услуг «Золотая рыбка»

Цель программы:Оздоровление подрастающего поколения; создание условий для укрепления здоровья детей посредством водной среды; улучшение деятельности сердечно – сосудистой  и дыхательн...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Веселая логика» для работы с детьми 6-7 лет

Дополнительная  общеразвивающая программа для работы   с детьми «Веселая логика» является программой социально-педагогической направленности.  Предлагаемая программа ...