Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир профессий» для работы с детьми 5-6 лет
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Актуальными направлениями дополнительной общеобразовательной программы являются:
Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии; воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_professiy_dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_dlya_detey_5-6_let.docx | 270.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дельфин» комбинированного вида городского поселения посёлка Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МДОУдетский сад«Дельфин»
____________ «____» ______________ 20___г.
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования
«Мир профессий»
для работы с детьми 5-6 лет
Срок реализации программы – 1 года
Автор программы:
Скворцова Любовь Михайловна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г.п.п. Чистые Боры, 2022 г
Оглавление
Паспорт программы ……………………………………………………………...4
Пояснительная записка, актуальность……………………………………….….5
Цель и задачи………………………………………..............................................5
Факторы и актуальные направления…………………………………………....6
Формы и методы работы…………………………………………………………6
Направление программы………………………………………………………...6
Принципы реализации программы………………………………………….….6
Основные технологии, используемые при реализации программы………….6
Механизм реализации программы………………………..………………….….6
Ожидаемый результат……………………………..……………………………..7
Календарно-тематический план…………………………………………………8
Список используемой литературы…………….…………………………..……11
Паспорт программы
по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС «Мир профессий»
Образовательная организация | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дельфин» комбинированного вида городского поселения посёлка Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области |
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС «Мир профессий» |
Разработчик программы | Скворцова Любовь Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории |
Цель программы | Формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, о значимости труда в повседневной жизни для каждого из нас. |
Задачи программы | - развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда; - формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей; - развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых; - формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; - воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда; - формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
|
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – начальный этап первичной профориентаци, профессионального становления человека, в этом возрасте обращение к миру профессий требует особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года говорится о том, что «развитие воспитания в системе образования предполагает подготовку личности к трудовой деятельности».
Именно в дошкольный период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:
− способности и склонности самого ребенка;
− привычка к разным видам труда;
− позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
− интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.
Актуальность
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала.
В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, была разработана дополнительная общеобразовательная программа
«Мир профессий».
Цель:
Формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, о значимости труда в повседневной жизни для каждого из нас.
Задачи:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в
жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Работа с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации обусловлена
следующими факторами:
- Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, где дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества;
- Дошкольный возраст является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.
Актуальными направлениями такой работы являются:
- Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;
- Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей;
-непосредственно образовательная деятельность;
-игры, праздники и развлечения;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Программа направлена, согласно ФГОС ДО:
- В области «Социально-коммуникативное развитие» - «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»;
- В области «Познавательное развитие»- «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира»;
- В области «Речевое развитие» - «на владение речью как средством общения и культуры»;
- В области «Художественно-эстетическое развитие» - «на реализацию самостоятельной творческой деятельности»;
- В области «Физическое развитие»- «на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами»
Принципы реализации программы
- Принцип разностороннего развития личности
- Принцип цикличности и систематичности
- Принцип гармонизации отношений ребёнка и детского коллектива.
- Принцип интеграции
- Принцип гуманизма
- Принцип информативности.
- Принцип взаимосвязи с семьей
Основные технологии:
- Развивающие технологии;
- Личностно-ориентированные технологии;
- Технология «ТРИЗ»;
- Игровые технологии;
- Информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы реализации программы
- Сюжетно-ролевые игры
- Игры, досуги и развлечения, викторины
- Беседы
- НОД;
- Наблюдения за трудом взрослых;
- Совместно трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Самостоятельная деятельность;
- Художественно-творческая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
- Взаимодействие с социальными партнерами:
Поликлиника
Магазин
Аптека
Библиотека
График работы кружка
- Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 25 минут, с октября по май, общее количество занятий - 28
Возраст детей: 5- 6 лет (старшая группа)
Ожидаемый результат:
Для воспитанников:
- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Для родителей:
- Расширение знаний родителей о ранней профориентации детей дошкольного возраста;
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия познавательного характера.
Календарно-тематический план
№ п/п | Содержание | Программное содержание | Части занятия (мин) | |
теория | практика | |||
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | Беседа о профессиях. |
| 25 | - |
2 | Беседа «Кто работает в детском саду» |
| 25 | - |
3 | Чтение В. В. Маяковский «Кем быть?» |
| 25 | - |
4 | Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» |
| 5 | 20 |
НОЯБРЬ | ||||
1 | Труд в быту. Знакомство с профессией дворника |
| 25 | |
2 | Настольная игра «Профессии» |
| 5 | 20 |
3 | Аппликация «Инструменты для дворника» |
| 5 | 20 |
4 | Трудовой патруль |
| 25 | - |
ДЕКАБРЬ | ||||
1 | Целевая прогулка в магазин. |
| 25 | - |
2 | Сюжетно – ролевая игра «Магазин» |
| 5 | 20 |
3 | Чтение и обсуждение стихотворения Н. Кнушевицкая «Продавец» |
| 25 | - |
4 | Д/и «Исправь Незнайкины ошибки» |
| 5 | 20 |
ЯНВАРЬ | ||||
3 | Знакомство с профессией библиотекаря |
| 25 | - |
4 | Беседа - рассуждение « Профессии в пословицах и поговорках» |
| 25 | - |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 | «Военные профессии» Беседа «Я непременно буду военным» |
| 25 | - |
2 | О профессиях в загадках. |
| 25 | - |
3 | . Чтение С. Сахарнова «Два радиста», стихотворения Ю. Любимцевой «Буду военным» |
| 25 | - |
4 | Рисование на тему: «Кем я буду, когда вырасту?» |
| 5 | 20 |
МАРТ | ||||
1 | Беседа «Профессии наших мам» |
| 25 | - |
2 | Чтение В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом» |
| 25 | - |
3 | Д/и Игра «Кто что делает?», «Продолжи предложение» |
| 5 | 20 |
4 | «Выпекали мы в печи пироги и калачи» |
| 5 | 20 |
АПРЕЛЬ | ||||
1 | Беседа «Важная профессия - пожарный» |
| 25 | - |
2 | Чтение Л. Толстого «Пожарные собаки» |
| 25 | - |
3 | Д/и «Выбери, что нужно пожарному для работы», «Что пригодится при пожаре |
| 5 | 20 |
4 | Рисование «Огонь – друг, огонь – враг» |
| 5 | 20 |
МАЙ | ||||
1 | Беседа «Профессии нашего поселка» |
| 25 | - |
2 | Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней» |
| 25 | - |
Список литературы:
- Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – С. 368.
- Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.
- Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.
- Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет / Е.А. Алябьева — «ТЦ Сфера», 2014 — (Библиотека воспитателя (Сфера);
- Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС / Л.В. Куцакова. - Мозаика-Синтез, 2017г. - С. 128.
Интернетресурсы
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh
http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/kartoteka_professii.pdf
http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/kartoteka_professii.pdf
http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/professii_detskogo_sada.pdf
http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/mnemotablica_professii.pdf
http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/kartinki_professij_so_stikhami.pdf
http://mdou9-nov.ucoz.ru/obrasovanie/temat-slovar_professii_1.pdf
http://mdou9-nov.ucoz.ru/konsylta/vse_raboty_ne_ves.pdf
http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/domash-zadanie_orudija_truda-prof-obobshhenie.pdf
http://mdou9-nov.ucoz.ru/prof/professii_v_detskom_sadu.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательно-образовательной работы по реализации основной общеобразовательной программы на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с детьми седьмого года жизни подготовительной группы.
Сентябрь 02.09.2013 – 27.09.2013...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»
1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"
Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования пооказанию дополнительных платных образовательных услуг «Золотая рыбка»
Цель программы:Оздоровление подрастающего поколения; создание условий для укрепления здоровья детей посредством водной среды; улучшение деятельности сердечно – сосудистой и дыхательн...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по «художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники рисования) «Волшебная палитра» для детей старшего дошкольного возраста от 6 д
ДополнЦель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения....
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Веселая логика» для работы с детьми 6-7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми «Веселая логика» является программой социально-педагогической направленности. Предлагаемая программа ...