картотека дидактических игр с водой
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Гулевская Ольга Владимировна

Дидактические игры с водой для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_s_vodoy.docx731.08 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

с водой

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=013b36805888ad2b8b486011786b7360a95df0fb-8377138-images-thumbs&n=13

  •  «Кому нужна вода?»https://pushinka.top/uploads/posts/2023-08/1692569010_pushinka-top-p-kartinki-voda-dlya-detei-v-detskom-sadu-vk-12.jpg

Цель: закрепление знания детей о том, что вода нужна всему живому, развитие связной речи, воспитание бережного отношения к воде.                                                                       

Материал: большие карты с изображением воды, маленькие карточки с изображением животных, человека, растений.                                                                                                               

  Ход игры: Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода.

  • «Вода – наша помощница»

Цель: расширение представлений о применении воды.                                                                      

Ход игры: Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения.   

 Вода нужна людям, чтобы стирать свои вещи.                                                                               

 Вода нужна детям, чтобы купаться и плавать в реке.                                                                        

Вода нужна людям, чтобы выращивать овощи и фрукты.                                                               

 Вода нужна людям, чтобы поить домашних животных.                                                             

 Вода нужна художнику, чтобы рисовать красками.                                                                     

- Вода нужна доктору, чтобы делать лекарства и лечить больных.                                                   

 Вода нужна повару, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины.                                                     

 Вода нужна рабочим, чтобы умываться после работы.                                                                 

 - Вода нужна всем, чтобы ее пить, когда жарко. И т. д.

  • «Зверь, рыба, птица, небылица»

Цель: закрепление животных леса, луга, водоёмов.                                                                             

 Ход игры. Играющие располагаются в кругу. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт. Если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не выполнивший задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов. 

  • «Разрезные картинки»

Цель: развитие мыслительной деятельности, закрепление знания о разных водоемах, воспитание бережного отношения к воде.                                                                             

Материал: иллюстрации разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки.           

 Ход игры. Рассмотреть картины с изображением разных водоемов. Обратить внимание на стол, где лежат все перепутанные карточки, их необходимо сложить.                                   

"Возьмите по две карточки одного цвета.

Дети с карточками синего цвета должны подойти к столу с  треугольником синего цвета, дети с карточками желтого цвета - к столу с желтым треугольником, фиолетового цвета - к столу с фиолетовым треугольником и т. п.

 А теперь самое интересное, переверните эти карточки и соедините их между собой".                                

Дети выполняют задание.

Педагог проверяет качество выполненного задания.

Каждая группа рассказывает, что она сложила (озеро, море, реку и т. п.). Предложить посмотреть внимательно на все картинки и ответить, что у них общее? (на всех картинках изображены водоемы).https://sneg.top/uploads/posts/2023-04/1681032118_sneg-top-p-kapelka-kartinka-dlya-detei-instagram-1.jpghttps://kartinkof.club/uploads/posts/2022-06/1655486481_26-kartinkof-club-p-kartinki-na-den-vodi-dlya-detei-28.jpg

 

  • «Плавает - не плавает»

Цельзакрепление плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.                                       

 Ход игры. Играющие стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках - в центре - называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает - не ловят. Кто ошибся, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге. 

  • «Определи по описанию»

Цель: закрепление умения определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр, обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.                                 

Ход игры. Играющие стоят в кругу, воспитатель - в центре - описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!» Ведущий называет имя одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Ответив правильно, он встаёт на место ведущего.

  • «Помоги Незнайке!»

Цель: закрепление растительного мира и обитателей водоёмов (рек и озёр, морей и океанов).

Ход игры: Незнайка пришел с картинками и просит детей помочь ему разобраться, что на них изображено. На одних картинках изображены растения: водяные лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз. На других – обитатели рек и озёр: щука, карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Играющие объясняют, что это за растения и обитатели водоёмов, что эти растения и обитатели живут в воде. Незнайка пытается запомнить, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её. Если называет неправильно, играющие его исправляют. Потом наоборот, Незнайка показывает, а дети называют картинку.https://sneg.top/uploads/posts/2023-04/1681032118_sneg-top-p-kapelka-kartinka-dlya-detei-instagram-1.jpghttps://kartinkof.club/uploads/posts/2022-06/1655486481_26-kartinkof-club-p-kartinki-na-den-vodi-dlya-detei-28.jpg

  • «Что перепутал художник?»

Цель: закрепление части тела рыб и других обитателей водоёмов.                                                   

Ход игры: Играющим предлагаются несколько картинок, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, также им выдаются разрезные части картинок. Дети должны исправить ошибки художника, правильно назвать части тела рыб и обитателей водоёмов. 

  • «Закончи рисунок»

Цель: закрепление части тела рыб и других обитателей водоёмов.                                                 

 Ход игры: Воспитатель сообщает детям: «Незнайка рисовал рыб и других обитателей водоёмов, но каждый раз ему кто-то мешал, и он не закончил ни одного рисунка. Нужно помочь Незнайке нарисовать недостающие части тела рыб и других обитателей водоёмов». Каждый играющий получает незаконченный рисунок, называет, кто на нём изображён, чего не достаёт и заканчивает его.https://kartinkof.club/uploads/posts/2022-06/1655486481_26-kartinkof-club-p-kartinki-na-den-vodi-dlya-detei-28.jpg

  • «Определи по контуру»

Цель: закрепление обитателей водоёмов, учить определять по контуру.                                     

 Ход игры: Играющему предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов: щуки, сома, карася, дельфина, акулы, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто изображён на картинке и назвать этого обитателя. 

https://sneg.top/uploads/posts/2023-04/1681032118_sneg-top-p-kapelka-kartinka-dlya-detei-instagram-1.jpg

  • «Определи по тени»

Цель: обучение умению определять обитателей водоёмов по тени.                                                 

Ход игры: Играющим предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Дети по тени должны определить, кто изображен и назвать объект.

  • «Вода хорошо - вода плохо»

Цельобучение умению находить противоречие в окружающей действительности. 

Материал: картинки, отображающие положительное и отрицательное значение воды: человек пьет воду, идет дождь, растут растения, таяние льда на реке, речные обитатели, затопление домов.                                                                                                                                         Ход игры. Детям предлагается, глядя по очереди на картинки, назвать положительное, а затем отрицательное значение воды, и сделать вывод – вода полезна или неполезна.   https://kartinkof.club/uploads/posts/2022-06/1655486481_26-kartinkof-club-p-kartinki-na-den-vodi-dlya-detei-28.jpg

·       Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воду - хорошо.                                           

 ·       Если дождь идет день, другой - для прогулок плохо.                                                                 

 ·       Если дождь идет - для растений хорошо.                                                                                         

  ·       Если весной на реке растаял лед - хорошо для речных обитателей.                                       

 ·       Если речка вышла из берегов - плохо, вода может подтопить дома людей.

  • «Рассели правильно обитателей» 

Цель: закрепление знаний о водных обитателях.

Ход игры. Одна команда выбирает картинки с изображением морских животных и рыб, а другая – речных. Нужно расселить их в соответствующие водоемы. После выполнения задания каждая команда называет тех рыб и животных, которых они выбрали.https://sneg.top/uploads/posts/2023-04/1681032118_sneg-top-p-kapelka-kartinka-dlya-detei-instagram-1.jpg

https://kartinkof.club/uploads/posts/2022-06/1655486481_26-kartinkof-club-p-kartinki-na-den-vodi-dlya-detei-28.jpg

  • «Дельфин»

Цель: обобщение знаний о морских обитателях.                                                                             

 Ход игрыИграющие сидят на стульчиках по кругу. Ведущий проговаривает слова:

Ты плыви, дельфинчик,

Быстро-быстро по волнам.

У кого дельфин остался, 

Тот сейчас расскажет нам…

В это время дети передают друг другу по кругу игрушку-дельфин. У кого окажется игрушка на словах "Тот сейчас расскажет нам", рассказывает детям всё, что он знает о каком-либо из морских обитателей по желанию.

  • «Четвертый лишний»

 

Цель: уточнение и закрепление знаний о классификациях разных природных объектов. Материал: карточки с разнообразными водными объектами.

 Ход игрыИграющим предлагаются 4 карточки: 3 - одного вида, четвертая - другого. Дети должны определить лишнюю карточку и объяснить свой выбор. (Можно проводить игру словесно, называя предметы и объекты)

 

 

  • «Найди домик»

 

Цель: закрепление знаний детей о морских обитателях, пресноводных и аквариумных рыбах.

Материал: предметные картинки животного мира, схемы с изображением аквариума, пруда, моря.                                                                                                    

  Ход игры. На мольберте размещаются схемы пруда, моря, аквариума. Из банка предметных картинок нужно выбрать те, на которых изображены морские, аквариумные, пресноводные обитатели и поместить под нужной схемой. Играющие выполняют задание и объясняют свои действия.https://sneg.top/uploads/posts/2023-04/1681032118_sneg-top-p-kapelka-kartinka-dlya-detei-instagram-1.jpg

 

  • «Мы - капельки»

 

Цель: закрепление представления о круговороте воды в природе, развитие эмпатии, воображения, мыслительной деятельности, связной речи (подбор эпитетов); умение делать выводы; воспитание бережного отношения к воде.                                                                           

 Ход игры: педагог читает стихотворение А.Стойло «Капелька дождя»

 

Эта капелька дождяhttps://sneg.top/uploads/posts/2023-04/1681032118_sneg-top-p-kapelka-kartinka-dlya-detei-instagram-1.jpg

В землю теплую упала.

Не пропала, не пропала

Эта капелька дождя:

Вышел гриб - дождевик,

Вышел гриб - боровик, 

Их сестричка – гриб лисичка,

Их подружка - гриб волнушка,

Вышла тонкая травинка,

Вышла тонкая рябинка…

Обсуждение стихотворения, кому помогла вырасти капелька дождя.

Педагог предлагает детям превратиться в капельки и рассказать, что они сделали в этой роли: кого напоили, спасли от засухи т. п., как они путешествовали по земле? Дать образец начала рассказа «Я маленькая капелька дождя…» (и дальше следует рассказ о ее путешествии и делах).

В конце сделать выводы: всем живым существам на земле нужна вода, есть растения, животные, которым для жизни, развития нужно много воды, и есть такие, которые довольствуются небольшим количеством воды.

 

  • «Животные водоемов»

 

Цель: закрепление представления о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развитие мыслительной деятельности.                                                                   

Материал: набор карточек с изображением жителей водоемов и суши, макет водоема.       

  Ход игры. Предложить детям внимательно рассмотреть рисунки животных на карточках и отметить их приспособляемость к обитанию именно в воде, выделить характерные признаки каждого животного. Например, у гуся, утки, лягушки, бобра - на лапках есть перепонки. Хвост у бобра - это и весло, и руль одновременно.

Предложить детям подумать, почему говорят: «Как с гуся вода?», Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы?

Предложить детям набор карточек различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудилась и никак не найдут свой водоем, дети должны помочь им. Задание детям: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

 

  • «Пищевые цепочки»

 

Цель: знакомство с пищевыми связями обитателей водоема; закрепление представления о приспособляемости животных к условиям жизни в воде.                                                 

  Материал: карточки с изображением обитателей реки по типу «Домино».                                 

Ход игры: Игроки по очереди выкладывают пищевые цепочки.

Например: комар – лягушка – цапля; водоросли – улитка - рак, ряска – малек – щука, червяк – рыба - чайка, ряска – рыба – выдра – человек.

 

  • «Этажи реки»

 

Цель: закрепление элементарного представления о ярусах и нишах в экосистеме «река», развитие любознательности, интереса к природе родного края.                                         

Материал: цветная схема ярусов реки: желтый (дно), синий (вода), зеленый (берег); изображения обитателей реки: моллюски – беззубка, катушка, прудовик;

 насекомые – личинки ручейника, стрекозы, жук – плавунец, водомерка, комар, стрекоза;     

земноводные – лягушка, рыбы, змея; 

млекопитающие – бобр, выхухоль;             

 птицы – цапля, утка, чайка, крачка;                                                                                                

 растения – ива, тростник, кувшинка, кубышка, ряска.                                                                        

 Ход игры: Игроки из цветных полосок выкладывают «этажи реки» и размещают на них обитателей, обосновывая свой выбор.

 

https://sneg.top/uploads/posts/2023-04/1681032118_sneg-top-p-kapelka-kartinka-dlya-detei-instagram-1.jpg

  • «Капелька» https://kartinkof.club/uploads/posts/2022-06/1655486481_26-kartinkof-club-p-kartinki-na-den-vodi-dlya-detei-28.jpg

 

Цель: закрепление представления детей о том, что вода - это жидкость и может принимать разную форму.                                                                                                                                               

 Ход игрыПедагог предлагает детям: «Мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (дети хаотично гуляют по залу).                                                                                                             

 Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек (дети разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом).                                                               

 А теперь ручеек течет и впадает в море (дети берутся за руки и образуют большой круг). Наш круг может менять форму, как и вода (дети берутся за руки и образуют большой круг).                                                                                                                             Наш круг может менять форму, как и вода (круг детей вытягивается в овал).                            

А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (вода будет нагреваться)                                                                                             

Итак, каждый из вас – частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки, ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться.  Каждый из вас стал частичкой пара (дети бегают по залу).                                                              

А теперь вас замораживают. Вам холодно. Встаем поближе друг к другу и обнимаемся, чтобы стало теплее, (дети обнимают друг друга).                                                                 

 Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по – разному». Вместе с детьми сделать выводы:

  1.    В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая частица движется сама по себе.
  2.  В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.https://sneg.top/uploads/posts/2023-04/1681032118_sneg-top-p-kapelka-kartinka-dlya-detei-instagram-1.jpg
  3.    Вода в твердом состоянии – лед. Частички воды прочно связаны друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека дидактических игр во второй младшей группе Дидактические игры по экологии (картотека)

Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности.Проблемы экологии в наше время остро стоят перед человечеством. Воспитывать детей...

Картотека дидактических игр с водой

Игры с водой дома и с друзьями для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр с водой.

Картотека дидактических игр с водой....