Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Карточка № 1
«Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу, номер дома, номер квартиры, домашний телефон, этаж.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на улице …», ребёнок продолжает, называя свою улицу, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад»
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках дет.сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада. План дет сада.
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.
Карточка № 2
«Наша страна»
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстрации города Москвы, карта мира, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
«Малая Родина»
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.
Материал: иллюстраций, фотографий города.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины. Вопрос- ответ.
«Поиски добрых слов»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.
Карточка № 3
«Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, Республики) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
«Герб России»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, Республики) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.
«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
«Найти флаг города Озерск»
Цель: способствовать закреплению знания флага своего города, закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал; картинки с изображением разных флагов
Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
Карточка № 4
«Найти флаг города Старого Оскола»
Цель: способствовать закреплению знания флага своего города, что он обозначают?
Материал: картинки с изображением разных флагов
Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
«Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка…
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
Карточка № 5
«Назови кто»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин)
Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Наш микрорайон»
Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет. сада
Материал: Иллюстрации.
Ход работы: По иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.
Материал: изображения памятников.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Путешествие по городу »
Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города .
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
Карточка № 6
«Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Вчера- сегодня»
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
«Почта»
Цель: закрепить знания детей о городах России.
Материал: почтовые конверты, открытки.
Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.
Карточка № 7
«Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях, которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс –ец.
Ход игры: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец, Африка-африканец…
«Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.
«Страны и народы»
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта мира, изображение национальных костюмов, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира.Рассказывает о них.
«Скажи какой»
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.
Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Ход игры: татарин- татарский, мордвин - мордовский….
Карточка № 8
«Узнай по описанию кто это»
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира. Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают.
«У кого какой домик»
Цель: Закрепить знания детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.
Ход игры: Медведю – берлога, Белке – дупло.
«Малая красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных,птиц нашего края, занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности
Материал:Картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, детиназывают. Воспитатель рассказывает о них.
«Птицы нашего города (края)»
Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).
Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать за птицами.
Материал: карточки с изображениями птиц.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
Карточка № 9
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников, и листьев.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева, просит определить детей, что это за дерево.
Карточка № 10
«Из чего построен дом»
Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное.
Материал: Изображение разных жилищ человека.
Ход игры: стекло- стеклянный, Камень-каменный….
«Жилое – Нежилое»
Цель: Закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди, в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений
Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение: дом - жилой, аптека–нежилой….
«Назови ласково»
Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, знакомить с разными именами.
Ход игры: Женя - Женечка, Алеша – Алешенька.
«Я люблю…»
Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
Карточка № 11
«Узнай, о ком я говорю»
Цель: Закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: Воспитатель описывает портрет ребенка, дети отгадывают.
«Продолжи пословицу»
Цель: Знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
«Как найти дорожку в детский сад?»
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Материал: план местности.
Ход игры: дети ориентируются по плану.
«И я…»
Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят: «И я…если эти слова подходят по смыслу. Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала…
Карточка № 12
«Подбери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: Карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры: Дети рисуют подбирают у узора по образу, называют вид народного промысла.
«Подбери наряд кукле»
Цель: Знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю.
Материал: Бумажная кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.
Ход игры: Дети одевают куклу в национальную одежду.
«Собери узор»
Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: Разрезные картинки с изображениями народных промыслов.
Ход игры: Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
«Народные промыслы»
Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: Картинки и изображения с предметами народного творчества.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов. Дети называют.
Карточка № 13
«Мир предметов»
Цель: Обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода.
Ход игры: Чугун - чугунный, дерево- деревянный……
«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал: Таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал: Таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира.
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
«Богатства недр земли».
Цель: Расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.
Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
Карточка № 14
«Отгадай профессию»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
«Я имею право...»
Цель: Расширить область правовых знаний детей.
Материал: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Кто что делает?»
Цель: Формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память.
Материал: Карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.
«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку
Карточка № 15
«Кто мы? Какие мы?»
Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.
Материал: Картины и изображения человека (мужчины и женщины
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.
«Волшебные слова»
Цель: Вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Материал: Картины и изображения людей.
Ход игры: Злые - добрые, больные – здоровые…
«Особенности жизни в современном городе»
Цель: Познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.
Материал: Картины и изображения различных предметов, созданных людьми.
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет.
«Природа и человек»
Цель: Закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе.
Материал: картинки и иллюстрации по теме.
Ход игры: Воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать, что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_nravstvenno_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Старооскольского
городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №42 «Малинка» Старооскольского городского округа
Картотека дидактических игр по
нравственно - патриотическому воспитанию
Воспитатель: Романова Э.Н.
Жирнова О.В.
г.Старый Оскол
Карточка № 1
«Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу, номер дома, номер квартиры, домашний телефон, этаж.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на улице …», ребёнок продолжает, называя свою улицу, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад»
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках дет.сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада. План дет сада.
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.
Карточка № 2
«Наша страна»
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстрации города Москвы, карта мира, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
«Малая Родина»
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.
Материал: иллюстраций, фотографий города.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины. Вопрос- ответ.
«Поиски добрых слов»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.
Карточка № 3
«Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, Республики) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
«Герб России»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, Республики) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.
«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
«Найти флаг города Озерск»
Цель: способствовать закреплению знания флага своего города, закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал; картинки с изображением разных флагов
Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
Карточка № 4
«Найти флаг города Старого Оскола»
Цель: способствовать закреплению знания флага своего города, что он обозначают?
Материал: картинки с изображением разных флагов
Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
«Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка…
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
Карточка № 5
«Назови кто»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин)
Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Наш микрорайон»
Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет. сада
Материал: Иллюстрации.
Ход работы: По иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.
Материал: изображения памятников.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Путешествие по городу »
Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города .
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
Карточка № 6
«Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Вчера- сегодня»
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
«Почта»
Цель: закрепить знания детей о городах России.
Материал: почтовые конверты, открытки.
Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.
Карточка № 7
«Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях, которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс –ец.
Ход игры: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец, Африка-африканец…
«Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.
«Страны и народы»
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта мира, изображение национальных костюмов, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира.Рассказывает о них.
«Скажи какой»
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.
Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Ход игры: татарин- татарский, мордвин - мордовский….
Карточка № 8
«Узнай по описанию кто это»
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира. Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают.
«У кого какой домик»
Цель: Закрепить знания детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.
Ход игры: Медведю – берлога, Белке – дупло.
«Малая красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных,птиц нашего края, занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности
Материал:Картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, детиназывают. Воспитатель рассказывает о них.
«Птицы нашего города (края)»
Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).
Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать за птицами.
Материал: карточки с изображениями птиц.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
Карточка № 9
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников, и листьев.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева, просит определить детей, что это за дерево.
Карточка № 10
«Из чего построен дом»
Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное.
Материал: Изображение разных жилищ человека.
Ход игры: стекло- стеклянный, Камень-каменный….
«Жилое – Нежилое»
Цель: Закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди, в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений
Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение: дом - жилой, аптека–нежилой….
«Назови ласково»
Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, знакомить с разными именами.
Ход игры: Женя - Женечка, Алеша – Алешенька.
«Я люблю…»
Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
Карточка № 11
«Узнай, о ком я говорю»
Цель: Закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: Воспитатель описывает портрет ребенка, дети отгадывают.
«Продолжи пословицу»
Цель: Знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
«Как найти дорожку в детский сад?»
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Материал: план местности.
Ход игры: дети ориентируются по плану.
«И я…»
Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят: «И я…если эти слова подходят по смыслу. Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала…
Карточка № 12
«Подбери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: Карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры: Дети рисуют подбирают у узора по образу, называют вид народного промысла.
«Подбери наряд кукле»
Цель: Знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю.
Материал: Бумажная кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.
Ход игры: Дети одевают куклу в национальную одежду.
«Собери узор»
Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: Разрезные картинки с изображениями народных промыслов.
Ход игры: Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
«Народные промыслы»
Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: Картинки и изображения с предметами народного творчества.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов. Дети называют.
Карточка № 13
«Мир предметов»
Цель: Обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода.
Ход игры: Чугун - чугунный, дерево- деревянный……
«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал: Таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал: Таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира.
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
«Богатства недр земли».
Цель: Расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.
Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
Карточка № 14
«Отгадай профессию»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
«Я имею право...»
Цель: Расширить область правовых знаний детей.
Материал: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Кто что делает?»
Цель: Формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память.
Материал: Карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.
«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку
Карточка № 15
«Кто мы? Какие мы?»
Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.
Материал: Картины и изображения человека (мужчины и женщины
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.
«Волшебные слова»
Цель: Вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Материал: Картины и изображения людей.
Ход игры: Злые - добрые, больные – здоровые…
«Особенности жизни в современном городе»
Цель: Познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.
Материал: Картины и изображения различных предметов, созданных людьми.
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет.
«Природа и человек»
Цель: Закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе.
Материал: картинки и иллюстрации по теме.
Ход игры: Воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать, что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию.
Игры которые можно использовать для воспитания нравственно - патриотических качеств у дошкольников....
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
Материал для воспитателей ДОУ....
Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...
Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию
подборка дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию...
"Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию"
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний.Предлагаемые игры и упражнения можно проводит...
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр...
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию....