Экологическое воспитание в детском саду.
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологическое воспитание в детском саду.
Всё хорошее в людях — из детства!
Началом экологического воспитания является некоторые правила с детства (нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных). Детей надо приучать не оставаться равнодушным к сломанной ветки. Во время бесед или прогулок в природу детям надо объяснять, что заботясь о природе нашего родного края, мы в дальнейшем заботимся об экологии и о нашей Земле в целом. Ведь дошкольное детство – это начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Мною были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: программы экологической направленности. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Для решения задач экологического воспитания я опираюсь на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Релеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой. Элементы этих программ я внедряю в свою работу. Понимание значимости экологических проблем все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Для меня оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей.
При проведении занятий с детьми им дается четкое понимание ценности природы и природных ресурсов. Задача человека охранять и оберегать природу и то, что она дает. На занятиях дети узнают какими природными ресурсами пользуется человек. Какую пользу дает вода, солнце, земля, растения. В целом занятия по экологии проводятся в двух направлениях: эстетическое и рационалистическое воспитание.
Так же у детей имеется возможность проводить эксперименты и вести наблюдение.
Летом сажаем разного вида овощи. Дети с большим желанием и интересом ухаживают за ними, получая радость от самого маленького ростка. В своей работе я использую в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка: наблюдения и их фиксация в календаре природы, экскурсии, игры экологического содержания, чтение художественной литературы и т.д. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений - это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.
Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить природу.
Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит экологическим играм. Они также являются неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада.
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Дидактические игры делятся на: предметные, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры – игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты, овощи, камни). В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, я пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.
“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,
пока вы не научите ваших воспитанников
любить поле, птиц и цветы” (Д. Рескин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в детском саду.
Всё хорошее в людях — из детства!
Началом экологического воспитания является некоторые правила с детства (нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных). Детей надо приучать не оставаться равнодушным к сломанной ветки. Во время бесед или прогулок в природу детям надо объяснять, что заботясь о природе нашего родного края, мы в дальнейшем заботимся об экологии и о нашей Земле в целом. Ведь дошкольное детство – это начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Мною были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: программы экологической направленности. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Для решения задач экологического воспитания я опираюсь на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Релеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой. Элементы этих программ я внедряю в свою работу. Понимание значимости экологических проблем все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Для меня оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей.
При проведении занятий с детьми им дается четкое понимание ценности природы и природных ресурсов. Задача человека охранять и оберегать природу и то, что она дает. На занятиях дети узнают какими природными ресурсами пользуется человек. Какую пользу дает вода, солнце, земля, растения. В целом занятия по экологии проводятся в двух направлениях: эстетическое и рационалистическое воспитание.
Так же у детей имеется возможность проводить эксперименты и вести наблюдение.
Летом сажаем разного вида овощи. Дети с большим желанием и интересом ухаживают за ними, получая радость от самого маленького ростка. В своей работе я использую в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка: наблюдения и их фиксация в календаре природы, экскурсии, игры экологического содержания, чтение художественной литературы и т.д. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений - это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.
Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить природу.
Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит экологическим играм. Они также являются неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада.
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Дидактические игры делятся на: предметные, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры – игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты, овощи, камни). В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, я пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.
“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,
пока вы не научите ваших воспитанников
любить поле, птиц и цветы” (Д. Рескин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду № 11
Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....
Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.
В этом докладе изложен мой опыт работы по экологическому воспитанию , представлены формы и методы работы с детьми и их родителями....
Экологическое воспитание в детском саду
Доклад для родительского собрания...
Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду
Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....