Эко-квест для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данный конспект можно использовать для работы с детьми 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
41d472f7f333008ce40e3990f3e0cce5.docx | 414.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Эко-квест для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формировать у детей представления об эко-волонтерах, об основных направлениях их работы, о значении их деятельности для природы
Задачи:
- Социально-коммуникативное: формирование у детей основ экологической культуры и безопасного поведения в природе, формирование навыков взаимопомощи, партнерства;
- Познавательное развитие: расширение представлений о мире природы, вовлечение в познавательно-исследовательскую деятельность, активизация любознательности и познавательной мотивации, , формирование исследовательских навыков;
- Речевое развитие: совершенствование коммуникативных навыков; развитие интереса к научно-познавательной литературе;
- Художественно-эстетическое развитие: развитие интереса к оформлению участка ДОУ цветами;
- Физическое развитие: развитие двигательных навыков и физических качеств: ловкости , быстроты.
- Нравственно-патриотическое: формирование представлений о том, что человек – часть природы, поэтому он должен беречь, охранять и защищать ее.
Действующие лица:
Солнечная фея Лесная фея Цветочная фея Волшебник Природа Хозяйка Усадьбы
Оборудование: Красная книга, конверты со схемами следования, костюмы героев, фотоаппарат, плакаты: «Пищевые цепочки», «Лес- многоэтажный дом», «Знаки охраны природы», фишки: зеленая, светло-зеленая, желтая по количеству групп- участников, шапочки для детей, обозначающие классификацию «Животные»; макет Солнечной системы, материалы для конструирования макета солнечной системы (для самостоятельной работы детей) глобус, карточки: реки, горы, животные, растения, картинки: лесной пожар, засуха, солнечный ожог; картинки с изображением животных, мест их обитания; картинки: растение, птица, зверь, человек, солнце, вода и т. д.; материал для логопедической игры: картинки с изображением цветов; оригами «Лягушка», дорожка для лягушачьих бегов, обручи; рассада цветов, лопатки, грабли, ведерки или лейки, вода; значки «Защитник природы».
Встреча команд проходит в спортивном зале, где оборудован уголок природы: деревья, кустарники, животные. Раздается стрекотание сороки.
Ведущий : Прилетела к вам сорока не случайно, новости на хвосте принесла: природа в опасности! Слышала, говорит, звон, не знаю, откуда он! Может, вы мне поможете понять, какая опасность подстерегает природу? (Ответы детей). Чтобы вы правильно все поняли, Волшебник Природа попросил принести вам подсказку - книгу, непростую, а какую? (Красную).
Ведущий. Что это за книга?
Дети: Красная.
Ведущий. Правильно, а почему она красного цвета?
Дети: Красный цвет – сигнал бедствия. Все животные и растения, занесенные в Красную книгу, исчезли или их осталось очень мало. Их нужно беречь и охранять.
Ведущий: Послушайте, дети, жили когда-то на нашей планете
Звери и птицы, которых уж нет,
И на земле не отыщешь их след.
С грустью поведаю я вам, ребята,
Были в лесах и растенья когда-то
Те, что сейчас очень трудно найти.
Но нашу природу мы можем спасти.
Чтобы животные не исчезали,
И растения зря не срывали,
Птицы всегда в небе летали,
Красную книгу люди создали.
Известно ли вам, какие растения или животные занесены в Красную книгу? (Ответы детей).
Чтобы помочь Волшебнику Природе и встретиться с ним, вам предстоит преодолеть непростой путь. Вы готовы к преодолению трудностей? Волшебник Природа даст вам волшебную воду, которая поможет вырасти десяткам растений в нашем детском саду. Пройти правильно путь вам поможет карта, следуя согласно которой, вы будете всегда на верном пути. Каждая команда-подгруппа встретит необыкновенных фей и получит ключ к следующей дорожке. А также команда получит фишку зеленого, светло-зеленого или желтого цвета в зависимости от того, как легко справится с заданиями. Фишки нужно хранить до конца пути, пока мы с вами снова не встретимся в этом зале. Но если кто-то один получит фишку красного цвета, это будет означать, что он не может продолжать путь вместе со своей командой и будет вынужден вернуться в группу. Вернуть красную фишку и остаться в команде можно только, прочитав стихотворение о природе. Правила всем понятны? Тогда в путь!
Первой получает конверт и отправляется команда-подгруппа «Зеленые листочки» с капитаном команды, мамой Сони. Подсказка о том, куда следовать дальше, находится внутри карты.
Остальные команды-подгруппы также получают конверты, рассматривают свои карты, начинают движение под руководством капитана- родителя.
1 этап. « У Солнышка в гостях».
Детей встречает Солнечная фея.
Солнечная фея: говорит, что очень рада встрече с ребятами.
- Почему вы любите теплое время года? Почему наступает тепло? Какую пользу приносит Солнце?
Дети говорят, что Солнце – большой огненный шар, ближайшая к Земле звезда, которая находится очень далеко, поэтому кажется маленьким кружочком. Но Солнце во много раз больше Земли. Вокруг Солнца вращаются планеты.
- Прошу вас сконструировать модель Солнечной системы.
Задание для самостоятельной работы: сконструировать макет Солнечной системы с помощью подготовленных материалов (каждая пара получает набор для конструирования макета ( в продаже ( ) или подготовленный воспитателем в процессе предварительной работы).
- На что оказывает влияние Солнце?
Дети: Солнце влияет на смену времен года на нашей планете, смену дня и ночи, несет тепло и свет, благодаря этому на планете Земля есть жизнь.
Солнечная фея предлагает детям выбрать объекты нашей планеты (реки, горы, животные, растения), для которых Солнце имеет значение, обосновать свой выбор.
- Только ли пользу приносит Солнце? Имеет ли оно вредное воздействие на нашу планету?
Дети: Солнце не всегда приносит добро природе, от слишком сильной жары возникают лесные пожары, засыхают растения, для человека длительное пребывание на солнце вредно, могут возникнуть солнечные ожоги или солнечный удар.
Солнечная фея демонстрирует подтверждающие ответы детей иллюстрации.
Вывод: благодаря Солнцу появилась жизнь на нашей планете, солнечный свет обеспечивает жизнедеятельность всех живых организмов на Земле.
Солнечная фея выдает цветную фишку, соответствующую уровню знаний детей, и конверт для следующего этапа, в нем - подсказка, куда идти дальше.
2 этап. «Лес- многоэтажный дом».
Лесная фея: Ребята, у меня послание.
Здесь необычное задание:
«Лес- многоэтажный дом.
Разные жильцы живут в нем.
Вы этих жильцов найдите,
Дом лесной вы заселите».
Работа по плакату «Лес – многоэтажный дом».
Дидактическая игра «Где мой дом»: у феи картинки с изображением животных, а у детей – с изображением мест обитания различных животных (нора, берлога, дупло, гнездо и т. Д.) Дети должны определить, на каком этаже леса строит свой дом животное, заселить этажи.(Проверка по образцу).
- Какие из них занесены в Красную книгу? (Ответы детей).
- Что произойдет, если поджечь траву в лесу? (Ответы детей).
- Как нужно вести себя в лесу?
Задание: собрать из заготовок схемы «Знак охраны природы».
Вывод: Лес- многоэтажный дом. Нужно беречь и охранять лесные богатства.
Лесная фея выдает соответствующую фишку и конверт для следующего этапа (для цветочной феи –
изображение цветка).
3 этап. «Цветочная полянка».
Цветочная фея встречает детей и проводит игру «На лужайке».
На лужайке поутру Мы затеяли игру. Я- подснежник, ты – вьюнок. Становитесь в мой венок. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки. Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. Становитесь в круг опять, Будем в солнышко играть. Мы – веселые лучи, мы – резвы и горячи. | Встают в круг, берутся за руки. Делают четыре шага назад, расширяя круг. Бегут по кругу, взявшись за руки. Бегут друг за другом. Смыкают круг. Бегут по кругу. Останавливаются, тянутся на носочках. Прыгают, кто выше. |
- А теперь знакомая вам игра «Что лишнее?»: из группы изображений цветов выбрать лишний, обосновать, почему.
Задание: дополнить ряд картинок другими названиями, занесенными в Красную книгу.
Цветочная фея выдает соответствующую знаниям фишку и конверт с ключом для следующего этапа (для Волшебника Природы -)
4 этап. «Береги природу!»
Волшебник Природа. (Приветствует детей, спрашивает, что удалось сделать по пути к нему). Для того, чтобы дать вам волшебную воду, мне необходимо проверить знание важности взаимодействия в моем царстве природы. Перед вами картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды, и т. д. Волшебник убирает одну из них, и дети должны рассказать, что произойдет с оставшимися объектами, если на Земле исчезнет тот или иной объект. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с растениями, человеком и т. д.). (Для каждой команды один- два варианта).
С помощью плаката «Пищевые цепочки» дети выясняют значение каждого элемента в природной пищевой цепочке, делают вывод: нарушение цепи питания причиняет вред природе или ведет к ее гибели.
Проводится подвижная игра «Воздух, земля, вода».
Волшебник Природа дает участникам: 1) соответствующую знаниям фишку, 2) «волшебную воду, которая поможет вырасти десяткам растений в нашем детском саду» (в пластиковых бутылках для каждой группы окрашенная в разные цвета – вода, которую нужно вылить в большую емкость для полива рассады цветов); 3) конверт с ключом для Хозяйки усадьбы -
5 этап. Хозяйка усадьбы (заведующий) проводит акцию «Посади свой цветок» на закрепленных клумбах.
Заключение: сбор в зале.
Анализ результатов пройденных этапов: зеленые фишки – высокий уровень знаний, светло-зеленые фишки – достаточный уровень знаний, наличие желтых фишек – необходимо пополнить знания. Также в конвертах вами были собраны буквы, из которых мы сейчас сложим слова (дети собирают из букв слова, из слов получается предложение: «Береги планету – наш общий дом») – девиз сегодняшнего мероприятия.
(Звучат звуки природы.
Ведущий. Я хочу вручить всем участникам знак, который вы заслужили: с сегодняшнего дня каждый из вас - «Волонтер - защитник природы».
Методическое обеспечение:
- Наглядно-дидактическое пособие к парциальной программе «Юный эколог». Автор. С. Н. Николаева.
- Журнал «Справочник старшего воспитателя»
- Технологические карты «Опыты и эксперименты с веществами и материалами» – автор-составитель И. С. Батова, ООО «Издательство «Учитель»
- Демонстрационные плакаты и конспекты занятий для развития первичных естественно-научных представлений “Живая природа» - С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
- Интернет-ресурс
Приложение
Схемы следования 1 группы:
Схема следования 2 группы:
4. 5.
2.
- ДЕТСКИЙ САД
3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно - развлекательный квест для детей старшего дошкольного возраста.
Спортивно - развлекательный квест для детей старшего дошкольного возраста."В поисках пиратского клада"...
Сценарий спортивно-развлекательного квеста для детей старшего дошкольного возраста "Конфеты знаний"
Спортивно - развлекательный квест для детей старшего дошкольного возраста: «Конфеты знаний».Цель: создать атмосферу праздника, настроить детей на радость от общения друг с другом, на радость от с...
Квест для детей старшего дошкольного возраста "В поисках Весны"
Квест для детей старшего дошкольного возраста "В поисках Весны"...
Конспект Открытого занятия (квест) для детей старшего дошкольного возраста "В гости к Снежной Королевы"
Конспект зимней прогулки в подготовительной группе "Организация двигательной деятельности на прогулке". Квест "В гости к Снежной Королеве"...
"Эколята-дошколята" - эко-квест для детей старшего дошкольного возраста
В системе мероприятий МКДОУ "Большесолатский детский сад" важное место отведено мероприятиям, организованным в игровой форме, посвященным заботе о природе и окружающем мире, способствующим форми...
Квест для детей старшего дошкольного возраста "Правила несложные, но зато надёжные"
Увлекательный квест для детей старшего дошкольного возраста. Позволяет закрепить правила поведения на дороге, правила пожарной безопасности, поведения на льду, в лесу и правила пользования предметами ...
Игра- квест для детей старшего дошкольного возраста «В поисках пиратского клада»
Спортивнй праздник, где дети проходя по станциям находят клад с сокровищами....