«Кто живет в горах?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шапиева Алена Викторовна

Конспект организации образовательной деятельности «Природа и ребенок» с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_organizatsii_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организации образовательной деятельности «Природа и ребенок» с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности № 7

«Кто живет в горах?»

Воспитатель: Шапиева А.В. 

Цель: познакомить детей с некоторыми обитателями гор, их приспособленностью к таким условиям жизни, с некоторыми видами растений.

Задачи:

Обучающие:

- продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

Воспитательные:

- воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;

-воспитывать интерес к окружающему миру, любовь и бережное отношение к природе;

Оборудование и материалы: глобус, мультимедийная установка, ПК, презентация «Кто живет в горах?».

Предварительная работа: просмотр книг и энциклопедий о животных, горах, растениях гор, видеофильма о горах.

Речевое развитие: обогащать словарный запас детей; развивать способность к выражению своих мыслей путем построения своих высказываний.

Содержание занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель: - Добрый день, ребята, посмотрите к нам сегодня пришли много гостей, давайте мы с ними поздороваемся.

2. Введение в ситуацию.

Воспитатель: - Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие. Но куда? Отгадайте загадку.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут

Ну, какие разговоры –

Знаешь, ты, что это… (горы)

Воспитатель: - Да, это горы. Чтобы наш путь был правильным, нужно узнать, где они находятся. А что же нам поможет? (загадывает загадку)

На ноге стоит одной, крутит, вертит головой.

Нам показывает страны, горы, реки, океаны. Что это? (Глобус).

Воспитатель: - Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы; синий – моря, реки; зеленый – леса, поля; желтый – пустыня). Молодцы, кто нам покажет на глобусе горы? (Ответы детей).

   -Что обозначают синие и голубые пятна? (Это вода). А что обозначают коричневые и зеленые пятна? Правильно, горы и леса.

Воспитатель: - А теперь ребята, я вас приглашаю отправиться в путешествие. Музыкально-ритмическая композиция «В поход идем с друзьями» (звучит походная музыка, участники походят к имитации горы).

 Воспитатель:- Вот мы и пришли к горе. Присядьте и отдохните. Ребята, а что же такое горы? (Ответы детей). Это высокие холмы. Взгляните на эти картинки. (Показ). Горы бывают разными. На этой картинке самые-самые высокие горы из всех на нашей планете. Их вершины так высоки, что на них всегда лежит снег. Вот совсем маленькая гора, даже не гора, а горка. А еще бывают крутые и пологие горы.

Наше путешествие начинается у подножия горы.

Воспитатель: Здесь, внизу, у подножия горы тепло. Нам придется долго идти по склону горы. Наша тропинка снова поднимается вверх, а склон становится круче. Деревьев с широкими листьями осталось мало, а вот елей еще достаточно. Смотрите, со склона горы падает водопад. Здесь можно отдохнуть - сейчас немного разомнемся.

Физкультминутка:

Эти горы далеко, к ним добраться нелегко: через горы и овраги (Ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги (Прыжки на двух ногах), под еловыми кустами (В полуприсяде)

Да сосновыми мостами (Приставным шагом) Вот и горы впереди – выходи и погляди!

Воспитатель: Молодцы. Ой, смотрите, какой забавный зверек сидит на камнях. Вы знаете, кто это?

Дети: нет.

Воспитатель: - А на кого он похож?

Дети: - На большую мышку, на зайца.

Воспитатель: - Этот забавный зверек называется сеноставка. Свое имя они получили за то, что запасают еду своеобразным способом – ставят небольшие стожки сена. Вот такие. Кроме того, в преддверии холодов сеноставки собирают траву, веточки и кладут их на камни, чтобы подсушить. В горах они прячут свои запасы между камнями.

Еще их называют пищухами, так как в случае опасности эти зверьки громко свистят. Давайте и мы с вами побудем пищухами, и немного посвистим. Кто громче.

Дети свистят. (Дыхательная гимнастика «Дудочка»)

Воспитатель: - Молодцы. Продолжим наше путешествие. Чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее.

Воспитатель: - Какие большие камни! Их невозможно сдвинуть с места. На больших камнях лишь мхи с лишайниками растут. В горах часто бывают камнепады, нужно быть осторожными. Посмотрите, вон за тем камнем спрятался горный козел. Это горный козел-внешне напоминает домашнего козла, отличаясь крупным, мускулистым телосложением. Горный козел – ловкое и сильное животное, движения его стремительны. Без особого труда они могут забраться на высокую скалу.

Спрячемся среди камней, замрем на минутку и понаблюдаем: вдруг заметим какого-нибудь зверя. Смотрите, из-за камней показался очень большой бык. Рассмотрим его в бинокль.

Дети при помощи ладошек имитируют бинокль.

Воспитатель: - Это – як. У него густая, длинная коричневая шерсть. Он двигается не спеша, он очень забавно хрюкает. У яка на животе очень длинная шерсть, которая заменяет ему спальный мешок: когда он ложится, густая шерсть не дает ему замерзнуть. Чем отличаются эти быки от других?

Дети: - На спине у них горб, длинные рога, загнутые вверх.

Воспитатель: - Правильно, таких быков люди давно разводили в горах, они выносливые, люди пьют их жирное молоко.

Будьте внимательны: вон там спрятался очень редкий зверь, который живет только в горах – снежный барс. Нам очень повезло: снежного барса увидеть очень трудно, обычно он охотится ночью, а днем прячется среди скал, в пещерах. Это редкое животное, его даже в Красную книгу занесли. У барса очень густой, пушистый, мягкий мех, который не дает ему замерзнуть. На кого он похож?

Дети: - На большую кошку, на леопарда.

Воспитатель: - Конечно, это родственник кошки. Иногда люди домашних котов называют Барсиками.  Давайте попробуем двигаться, как барс. Этот зверь умеет незаметно подкрадываться к своей добыче.

Воспитатель: - Попрощаемся с этой дикой кошкой и продолжим наш путь. Кто будет внимателен, тот сможет заметить необычный цветок – эдельвейс. Он растет высоко в горах, и его трудно найти.

Воспитатель: - Ну, вот мы и на вершине! Посмотрите, что вы видите. Везде снег, он блестит. Здесь очень холодно, не то, что у подножия горы! Давайте на вершине оставим наш флажок. Так делают путешественники, которые покоряют горы.

Дети втыкают флажок в макет горы.

Воспитатель: Вот и окончилось наше путешествие! Сейчас мы спускаемся вниз. Давайте вспомним, кого мы видели?

Дети: Видели пищуху, снежного барса, горного козла, яка, растение – подушку и эдельвейс.

Воспитатель: Молодцы. В следующий раз мы узнаем, как нужно себя вести в горах. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Что интересного вы для себя узнали? Что вам понравилось? Что было сложно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по ознакомлению с окружающим "Кто где живет? Домашние животные"

Презентация к занятию в старшей группе по теме: "Кто где живет? Домашние животные"...

Презентация по ознакомлению с окружающим "Кто где живет? Домашние животные"

Презентация к занятию в старшей группе по теме: "Кто где живет? Домашние животные"...

Ах! Как весело живется на Руси!

Сценарий празднования широкой Масленицы...

"Кто в домике живет"

«Кто в домике живет?»        Программное содержание:Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подраж...

Конспект открытого занятия для педагогов СЗОУО в рамках Недели педагогического мастерства Тема: «Кто живет в лесу?»

Тема: «Кто живет в лесу?»Задачи: Развивать речь детей. Активизировать словарный запас. Закрепить название частей тела животных: уши, хвост, лапы.Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат д...

Конспект спектакля для детей старшего дошкольного возраста "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?"

Спектакль "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?" (для детей старшего дошкольного возраста)....