Проект "Почему зимой глаза не мёрзнут?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Сенькинская средняя общеобразовательная школа»
Почему глаза зимой не мерзнут
Выполнили:
Будау О.С.
Коновалова Н.В.
д.Сенькино
2023
Оглавление
Список использованной литературы
- 7
Приложение 8-1
- 8
- Введение
Цель: | Выявление причины, почему глаза не мёрзнут на морозе. |
Задачи: | -развивать интеллектуальную инициативу и поисковую деятельность; -развивать умение из имеющихся способов решения проблемы выбирать один и использовать его; -развивать умение самостоятельно анализировать полученные результаты, делать выводы; -познакомить со свойствами организма, не позволяющими глазам замёрзнуть, понять причины происходящих явлений; |
Объект исследования: | Человек |
Предмет исследования: | Глаза человека |
Участники проекта: | Дети старшей группы «Радуга», воспитатели. |
Вид проекта: | Познавательно -исследовательский |
Тип проекта: | Краткосрочный - 2 недели |
Гипотеза: | «Если глаза не мёрзнут, значит, у них есть защита от холода» |
Методы исследования: | #1048;зучение литературы.
|
Источники информации: |
|
Ожидаемый результат: | Узнаем, почему глаза не мерзнут на морозе. |
Актуальность: С самого рождения мы познаем мир через глаза. 80 – 90% информации поступает через органы зрения. Зрение имеет наиважнейшее значение и огромную ценность в нашей жизни. Это отражается во всех сферах: игре, учебе, работе, повседневной жизни. Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире. Одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.
Возникает много вопросов по поводу зрения: почему глаза не замерзают зимой? Во время работы над этим вопросом дети занимаются поисковой деятельностью, узнает о строении глаза, вместе с воспитателем и детьми проводит опыты.
Проблема:Когда мы с ребятами гуляли на прогулке, то через некоторое время у меня замерзли нос и щеки. Было холодно даже рукам, хотя на них были одеты варежки. А вот, глаза, которые все время находились на холоде, не замерзли. А только выступили слезы.У меня возник вопрос: «Почему мои влажные глаза не превратились в ледышку, ведь я же знаю, что на морозе вода превращается в лед».Я спросил у воспитателя - почему глаза не замерзают на морозе? Она предложила разобраться в этом вопросе.
Когда мы зашли в группу я решил спросить у ребят, может они знают: почему глаза не замерзают на морозе? Но ребята, даже не задумывались об этом. Тогда мы решили изучить этот вопрос и затем поделиться со своими друзьями.
- Основная часть
Этапы реализации проекта:
1этап | 2этап | 3этап |
Подготовительный -Определение основного направления работы -Систематизация материала по данному вопросу -Изучение научной литературы по данному вопросу -Подготовка оборудования к проведению опытов с водой и солью | Основной -Проведение опытов. -Беседы: «Что такое глаза?», «Как сберечь зрение», «Строение глаза человека», «Можно ли прожить без глаз?» -Цикл передач «Галилео» о глазах. -Чтение детской энциклопедии «Анатомия человека» -Создание упражнений для сохранения зрения. -Рисование «Мамины глаза» -Чтение стихотворения Н.С. Орловой «Береги свои глаза» -Дидактическая игра «Хорошо – плохо». -Подвижная игра «Жмурки » -Дидактическая игра «Наш глаз». -Пальчиковая имнастика «Пчела». -Беседы по теме: «О значении зрения в жизни людей». -Сюжетно-ролевая игра «Больница» | Заключительный -Обобщение полученного опыта -выставка рисунков «Мамины глаза» -Участие в школьном конкурсе «Проектная деятельность с детьми» -Изготовление брошюры «Береги глаз – как алмаз» -Консультация для родителей « Как сохранить зрение детям?» |
- Заключение
Таким образом, мое исследование на тему « Почему глаза зимой не мерзнут?», привело к следующим результатам. Глаза очень хорошо защищены от замерзания. Факторов, не позволяющих глазам замерзнуть, несколько.
Во-первых, жидкость, которая увлажняет глаз - это не чистая вода, она содержит соли. А у соленой воды точка замерзания ниже, чем у чистой воды.
Во-вторых, в нашем организме действует мощная система терморегуляции, которая начинает работать каждый раз, когда температура окружающей среды отличается от оптимальной. Глаза обильно снабжены кровеносными капиллярами, и при снижении температуры кровоток в них усиливается, принося к глазам дополнительное тепло и не позволяя им замерзнуть.
В-третьих, глазное яблоко хорошо защищено от повреждений со стороны окружающей среды: большая его часть расположена в углублении черепа - глазнице, а снаружи его прикрывает веко.
Моя гипотеза: «Если глаза не мёрзнут, значит, у них есть защита от холода» получила подтверждение. Природа – матушка позаботилась о глазах человека. Нужно только не разрушать эту защиту: беречь глаза.
Вывод: Опыты подтвердили теоретические изыскания, в связи с чем предлагаю исследование считать завершенным, а опыты оконченными.
- Список использованной литературы
- Волцит П.М. Тело человека. Анатомия. Физиология. Здоровье. Иллюстрированная энциклопедия. - М.: Изд-во: «Владис», 2016. - 128с.
- Гуиди Винченцо Анатомия человека. Детская иллюстрированная энциклопедия. - М.: Изд-во: «Владис», 2015. - 64с.
- Мирер А. Анатомия человека. Детский иллюстрированный атлас. - М.: Изд-во: «Оникс», 2008. - 91с.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
23:2011-12-12-17-10- 17&catid=39
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
- Приложение
муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Сенькинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
«НАШИ ПОМОЩНИКИ – ГЛАЗА»
Подготовила воспитатель:
Коновалова Н.В.
Цель:
Ознакомление детей с тем, что глаза являются проводником информации об окружающем мире. Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Знакомство со строением глаза.
Задачи:
Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. Закрепить знания детей о правилах бережного отношения к органу зрения.
Воспитывать чувства сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь.
Коррекционные цели:
Учить детей дополнять зрительную информацию той, которую они получают с помощью сохранных анализаторов.
Развивать прослеживающую функцию глаза и фиксацию взора, логическое мышление, долговременную память.
Локализовывать зрительную деятельность и движение рук, развивать глазодвигательную функцию.
Методические приемы:
Беседа, рассказ, художественное слово, показ, объяснение.
Оборудование:
Зеркальца на каждого ребенка, плакат «строение глаза», счетные палочки, подставки, подкладные листы разных цветов с учетом диагноза детей, пластилин, фасоль, разрезные картинки с изображением глаз, кубик, машинка, флажок, дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Предварительная работа:
Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения, для активации работы глазных мышц. Беседы по теме: «О значении зрения в жизни людей». Сюжетно-ролевая игра «Больница» (на приеме у врача окулиста).
Дети заходят в зал и здороваются с гостями. Садятся около воспитателя на коврик.
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку:
Двое – глядят, двое – слушают,
Один – вдыхает, один – говорит.
(ответы детей)
-Правильно, ребята, это глаза, уши, рот и нос – наши незаменимые помощники. Вот сегодня мы поговорим о наших глазках, как они нам помогают.
-Возьмите зеркальце и посмотрите, что вы там видите?
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(Дети перечисляют, что видят в зеркальце: волосы, рот, нос, щеки, брови, уши …)
Воспитатель:
Давайте рассмотрим наши глаза. Посмотрите друг другу в глазки. Что вы там видите?
(маленький цветной кружок и черную точку по середине)
Воспитатель:
Этот цветной кружок называется радужная оболочка. У одних она серая, у других – зеленая, голубая, черная. Посмотрите в зеркальце и скажите, какого цвета у вас радужная оболочка?
(у меня радужная оболочка коричневая (кареглазый), у меня радужная оболочка серая (сероглазый)
Воспитатель:
А черная точка у нас в глазах – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то, на что смотрим.
Природа заботливо охраняет орган зрения. Как вы думаете, для чего нам нужны брови? (ресницы, веки).
(Ответы детей)
Воспитатель:
Давайте подойдем к мольберту и я вам сейчас расскажу строение наших глаз.
Зрение – это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Оно называется глазное яблоко. Давайте мы аккуратно, пальчиками потрогаем его. Мы его не можем потрогать целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу. А наружу выглядывает любопытный зрачок.
Но прежде, чем попасть в глазное яблоко, свет должен пройти через маленькое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Поэтому его назвали таким чистым, прозрачным словом – хрусталик.
Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам , как по телефонным проводам , сигналы мчатся в мозг и человек видит то, на что смотрит.
Вот видите, как сложно устроен наш глаз!
А теперь, давайте закрепим части глаза. Берите пособия и садитесь на свои места.
Пальчиковая гимнастика « Пчела».
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела, (дети машут руками)
А за нею шмель – шмелёк
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза - (загибают пальчики по тексту)
Как фонарики глаза. (смыкают пальцы в виде фонариков около глаз)
Полетали, пожужжали,
От усталости упали! ( машут руками и опускают )
Дидактическая игра « Наш глаз ».
#1042;ыложить глаз из счетных палочек.
#1057;обрать рисунок глаза из частей.
#1053;арисовать глаз по точкам.
#1042;ыложить на пластилине фасолью, чешуйками от орешков глаз.
Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
А теперь нажмем немного
Точки возле наших глаз –
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше –
Убедитесь вы сейчас!
Воспитатель:
А теперь мы поиграем в игру « Жмурки » .
( Ребенок с завязанными глазами должен определить:
1.Быстро или медленно едет машина?
2.Что это за предмет?
3.Какого цвета флажок?
4.Я стою или сижу?
5.Что я сейчас делаю?
6.К кому я подошла?
Вот видите, ребята, как тяжело жить, когда ничего не видишь. А вы знаете, среди нас есть люди, которые ничего не видят. Кто-нибудь встречал такого человека? Как он ориентируется в пространстве?
(ответы детей )
Такие люди передвигаются с помощью палочки – они идут и постукивают палочкой перед собой. А ещё, есть специально обученные собаки – поводыри, которые помогают человеку передвигаться. Ребята, вот если мы встретим такого человека, как мы ему сможем помочь?
( Ответы детей )
Сюрпризный момент.
Вваливается Незнайка.
Незнайка
Ну, наконец, я вас нашел!
Воспитатель
Незнайка, ты пришел в гости и ни с кем не поздоровался, разве это прилично? И почему у тебя такие красные глаза и опухшие веки?
Незнайка
Ну, здравствуйте! ( Зевает.) Да я только что проснулся. Я вчера целый день лежал на диване и смотрел мультики, а потом мне надоело и я пошел играть в компьютер – а там стрелялки всякие, догонялки – ужас, как интересно! А тут пришел Пилюлькин, доктор наш, отругал меня, как всегда и к вам отправил на перевоспитание. А почему, не пойму?
Воспитатель:
Ай – ай – ай, Незнайка! Даже маленькие дети знают, как надо беречь зрение!
Ребята, давайте вспомним, как надо поступать, для того, чтобы глаза были здоровы? Что можно делать, а чего нельзя?
Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
(Дети выбирают на столе картинки, прикрепляют магнитом к доске и объясняют правило)
Воспитатель:
Ребята, а мы же еще знаем какие овощи, фрукты и ягоды полезны для глаз. Назовите их. ( Яблоко, морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, красный перец, шиповник, абрикос, изюм.) Давайте нашему гостю сделаем салат.
Приготовление салата. ( Дать название салату.)
А в заключении, прочитаем стихотворение Н.С. Орловой
«БЕРЕГИ СВОИ ГЛАЗА».
Чтоб глаза твои, дружок,
Могли на долго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице.
Глаз поранить очень просто,
Не играй с предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза!
В доме телевизор есть,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану,
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко
И над книгой каждый раз
Не сгибайся как от ветра –
От стола до ваших глаз, должно быть 40 см.
Я хочу предостеречь:
НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ.
муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Сенькинская средняя общеобразовательная школа»
Консультация для родителей
« Как сохранить зрение детям?»
Выполнили:
Коновалова Н.В
Будау О.
Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.
Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребенок в наш век, ознаменованный колоссальным объемом информации, более 80 % которой поступает через зрительный канал связи.
Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться – важнейшая задача, которая должна решаться во всех образовательных учреждениях и родителями в условиях семейного воспитания.
Знакомство с оздоровительными методиками, владение ими важно для всех детей, но особенно, для тех, чей организм ослаблен, кто страдает врожденными и приобретенными заболеваниями.
В дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения обучающая деятельность строится таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Обязательно проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный характер и предполагающих большую зрительную нагрузку (например: рисование, аппликация, конструирование).
Нельзя забывать о том, что основными принципами зрительных гимнастик являются:
- Регулярность проведения;
- Постепенное увеличение нагрузок, за счет регулирования скорости, времени и сложности упражнений;
- Сочетание с двигательной активностью;
- Развитие интереса ребенка к этому виду упражнений.
Детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превращая их в игры, а затем в привычку играть в эти игры. Например: в таких играх как «Шоссе», «Аэродром» идет постепенное обучение ребенка «управлению» своим взглядом за движением объектов. Усваиваются пространственные понятия «перед собой», «влево», «вправо», «слева направо», «вперед», «от себя», «назад», «к себе».
Дети старшего дошкольного возраста быстро усваивают эти правила и в результате постоянных упражнений в их соблюдении начинают следовать им самостоятельно. Данный вид работы позволяет к концу дошкольного возраста сформировать у детей адекватные представления о роли зрения в жизни человека, о своих зрительных возможностях, о том, как ухаживать за глазами, как сохранять и развивать свое зрение.
Известно, что любое статичное положение для ребенка дошкольного возраста не является комфортным, если оно достаточно длительное и связано с монотонными действиями. Это может вызвать ненужное напряжение некоторых мышц у ребенка, снизить эмоциональный фон занятия (урока) и, в ряде случаев, отрицательно повлиять на состояние зрения. Поэтому зрительные игры в статичном положении необходимо чередовать с активными играми.
Необходимо знакомить детей с правилами охраны зрения, которые включают в себя следующее:
- соблюдение правильной позы при выполнении графических работ, дидактических упражнений за столом, а также рассматривании картинок;
- умение правильно пользоваться дополнительным (местным) освещением);
- умение пользоваться вспомогательными средствами (лупами, подставками для книг);
- соблюдение режима чередования зрительной работы с расслаблением зрения.
Дети старшего дошкольного возраста быстро усваивают эти правила и в результате постоянных упражнений в их соблюдении начинают следовать им самостоятельно.
Без должной поддержки со стороны родителей сохранение и укрепление здоровья ребенка станет трудно выполнимой задачей, поэтому следить за здоровьем глаз вашего ребенка нужно с очень раннего возраста, ведь кажущиеся несерьезными поначалу отклонения, позже могут перерасти в болезнь.
Мы предлагаем Вам основные правила, позволяющие сохранить ребенку хорошее зрение?
1. На столе, за которым занимается ребенок, обязательно должна стоять настольная лампа. Если вечером ребенок что-то делает за своим столом, то должен гореть верхний свет плюс настольная лампа, причем лампа должна стоять слева от ребенка.
2. Очень важно, чтобы у ребенка были подходящие именно ему стол и стул. Если вашему чаду будет неудобно на своем рабочем месте, то он может заработать неправильную осанку, которая негативно влияет на общее здоровье ребенка.
3. Нельзя разрешать ребенку читать во время езды на любом виде транспорта. В дороге лучше вообще не играть в игры, которые требуют напряжения зрения. Такой запрет объясняется тем, что постоянные толчки, которые просто неизбежны в дороге, ослабляют глазную мышцу ребенка, а это приводит к ухудшению зрения.
4. Обращайте внимание на ребенка, когда он занят своими делами. Если ребенок изучает картинки на близком от глаз расстоянии или же часто щурится, то это означает, что у малыша не все в порядке со зрением. Нужно сразу же обратиться за помощью к детскому окулисту. Врач поставит диагноз и назначит необходимое для выздоровления лечение.
5. С раннего возраста учите своего ребенка делать зарядку для глаз. Делайте такую зарядку вместе, тогда ребенку будет весело и он быстро запомнит все упражнения. Начните зарядку с вращения глазами, потом сведите глаза к носу, дальше выполняйте движения глаз вверх-вниз, влево - вправо. Все упражнения нужно повторять по 10 раз каждое утро.
6. Покупайте ребенку только правильные книжки.
Обращайте внимание на шрифт, он не должен быть очень мелким или крупным, лучше – среднего размера, который легко воспринимается глазами. У детской книги должны быть матовые страницы, ведь от глянца отражается свет, а это мешает нормальному чтению и вредно для глаз. Также книга должна быть цветной, но без неестественных цветов. Все в детской книге должно быть максимально натурально.
Желаем Вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зима - глазами художников - пейзажистов. Тема: "Яблоки на снегу"
Конспект занятия предполагает рисование гуашевыми красками, используя различные приемы (рисование всем ворсом кисти, концом кисти); нетрадиционную технику в рисовании яблок (пальчиковое рисовани...
Зима глазами ребенка
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Зима глазами ребёнка"
Зима глазами ребенка."Зимушка хрустальная,в гости нас пусти.Царство белоснежноедетям покажи."Зима. Снегопад. Вьюги да метели. Зимний лес. Заснеженные улицы городов и сел. Искрящийся снег манит своими ...
зима глазами ребенка
"Зимушка хрустальная,в гости нас пусти.Царство белоснежноедетям покажи."...
Консультация для родителей "Зима глазами ребенка"
Зима. Снегопад. Вьюги да метели. Зимний лес. Заснеженные улицы городов и сел. Искрящийся снег манит своими переливами. С наступлением зимы все преобразилось до неузнаваемости....
Консультация для родителей ""Зима глазами ребёнка"
Консультация для родителей...
Планирование воспитательно-образовательной работы "Зима глазами художников"
Группа : подготовительнаяТема: "Зима глазами юных художников ". Цель: Закрепить у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, ...