Памятка "Особенности детского экспериментирования"
материал по окружающему миру

Насонова Елена Владимировна

Ребенок- природный исследователь окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_pedagogov_po_eksperimentirovaniyu.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

  1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
  2. Жёсткая регламентация детского опыта не допустима. Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое на эксперимент по плану. Исключения составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред живому организму.
  3. Не следует четко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит от намеченной цели занятия. Если воспитатель радуется открытиям своих воспитанников, одобряет их попытки мыслить самостоятельно, в группе создаётся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.
  4. Дети не могут работать в тишине. Многие психологи показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребёнка наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим, когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме. Создание возможности проговаривания своих действий, нужно рассматривать как один из ведущих факторов развития ребёнка в дошкольном возрасте.
  5. Учет индивидуальных особенностей детей. Поощрять детей ищущих собственные способы решения задачи, экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленнее, по какой-то причине отстает ни в коем случае «не давить» на них.
  6. Не увлекаться чрезмерно фиксированием результатов эксперимента. Главной задачей экспериментирования является обучение детей размышлению, а не формулирование выводов как таковых.
  7. Право ребенка на ошибку. Воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться «подогнать» его под представления, которые кажутся правильными. Непредусмотренный результат не является не правильным. Нужно позволить ребенку самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предложений (если при этом никому не будет нанесен вред).
  8. Строгое соблюдение правил безопасности. Дети воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но увлекаясь работой часто о них забывают. Поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности, целиком лежит на педагоге.
  9. Эксперименты незаметно и органично вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. В детском саду не должно быть четкой границы между жизнью и обучением. Эксперименты на самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
  10. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношение к работе. Нельзя порицать детей за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.

Памятка для педагогов

«Уголок экспериментальной деятельности»

В уголке экспериментирования может быть выделено:

1.     Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы;

2.     Место для приборов;

3.     Место для выращивания растений;

4.     Место для хранения материалов (бросового и природного);

5.     Место для проведения опытов;

6.     Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» или емкость для песка, воды, мелких камней).

 

Приборы и оборудование в уголке экспериментирования (примерные):

 1.     Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы  (безмен, аптечные, настольные); магниты; термометры;  веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, мыло, щетки, губки, пипетки,  одноразовые шприцы без игл,  пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики,  клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, мелкие вещи из различных материалов, мельницы.

2.     Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3.     Материалы:

        Природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, спилы дерева, крупа и т.д.);

        Бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для сока и т.д.).

4.     Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт. 

 

Материалы для организации детского экспериментирования в группах

               I.    Младший и средний возраст:

        Бусины, пуговицы;

        Веревки, шнурки, тесьма, нитки;

        Пластиковые бутылочки разного размера;

        Разноцветные прищепки;

        Камешки разного размера;

        Винтики, гайки, шурупы;

        Пробки;

        Пух и перья;

        Разноцветные резинки;

        Полиэтиленовые пакетики;

        Семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов;

        Спилы дерева;

        Вата, синтепон;

        Деревянные катушки или пластиковые;

        Упаковки от киндерсюрпризов;

        Глина, песок;

        Вода и пищевые красители;

        Бумага разного сорта. 

            II.            Старший дошкольный возраст:

        Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объема (стаканы, миски, ковшики, бутылочки);

        Мерные ложки;

        Сита и воронки  разного объема;

        Резиновые груши разного объема;

        Половинки мыльниц, формы для льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет;

        Резиновые и пластиковые перчатки;

        Пипетки с закругленными концами; пластиковые шприцы без игл;

        Резиновые и пластиковые трубочки, соломки для сока;

        Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар);

        Взбивалка, деревянная лопаточка; шпатели, лопатки от мороженого;

        Природный материал (емкости с землей, глиной, песком, водой);

        Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки);

        Технические материалы (болты, гайки);

        Увеличительные стекла, микроскоп; спиртовки, пробирки;

        Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник;

        Часы механические, песочные;

        Свеча в подсвечнике;

        Календари (отрывные, перекидные);

        Бумага для записей, зарисовок; карандаши, фломастеры;

        Степлер, дырокол; ножницы;

        Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок;

        Карточки с алгоритмом проведения опытов т экспериментов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...