Экологическая беседа на тему: «Правила поведения в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кретинина Алена Юрьевна

Цель: Закрепить знание правил безопасного поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая беседа на тему: «Правила поведения в природе»

 Выполнила воспитатель:  Кретинина А.Ю.

Беседа : «Правила поведения в природе» старшая группа.

Цель: Закрепить знание правил безопасного поведения в природе.

Задачи :

Образовательные:

-Закрепить ранее полученные знания о правилах поведения в лесу, на водоёме, в поле;

-Закрепить правила поведения в лесу во время пожара, во время грозы;

-Учить применять полученные знания на практике.

Развивающие:

развивать умение:

- устанавливать причинно-следственные связи;

правильно формулировать вопросы и умения;

- зрительное внимание;

- образное мышление;

- воображение.

Воспитательные:

-Содействовать формированию у детей отзывчивости, понимания;

-Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

-Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей)

-Я предлагаю вам это сделать сейчас, а где мы будем путешествовать вы узнаете, отгадав загадку:

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его … (Лес)

-Тогда давайте закроем глаза и представим, что мы с вами находимся в лесу.

-Посмотрите на картину. Как здесь красиво!

-Давайте подумаем, что нас радует в природе(Ответы детей)

- Да, красота, чистый, воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка.

-А для чего люди ходят в лес?

-Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать тихую музыку леса: шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков. (Звучит запись «Голоса птиц»)

-Каких птиц по голосам вы узнали? (Ответы детей)

-Что дает человеку лес? ( Ответы детей: Грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, строительный материал)

-Вспомните ребята, что делали люди в старину из дерева? ( Ответы детей: дома рубили, посуду вырезали, лодки строили, игрушки для детей)

-Как вы думаете, какие предметы из дерева делать нельзя? (Ответы детей)

-Ребята, а почему лес- аптека? ( Ответы детей: в лесу много лекарственных трав. Воздух чистый лечит)

-А как лес может обогреть человека? ( Ответы детей: Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу)

-но здесь, ребята, таится и опасность, а какая- отгадайте:

Дети взяли в руки спички –

Нет жилья у бедной птички.

После страшно огня

Не осталось даже пня.

- Пожар — самая большая опасность в лесу. Поэтому нельзя брать в руки спички, а тем более пытаться разводить костер.

-Почему нельзя брать в руки спички? (Ответы детей)

-Все правильно в сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или малейшей искры от огня, чтобы лес загорелся.

-Кто страдает от огня в лесу? (Ответы детей)

А если пожар все- таки произошел, что нужно делать? ( Ответы детей: немедленно выбегать из леса, выйдя из леса, обязательно сообщить о пожаре взрослым.)

-А если это небольшой костер, который вы разводили с родителями в лесу, его можно засыпать землей или песком.

-Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.

-Знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5-7 лет? Пожалуйста, не делайте новых кострищ!

-Какие же дрова можно использовать для костров? Правильно, сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток.

-Молодцы, а сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны будете угадать, что это за опасность подстерегает нас в лесу:

Потемнело небо,

Тучами покрылось,

Будто колесница

В небе покатилась.

Муравьишки скрылись,

Гром гремит, пугает,

Дождь ручьями льётся,

Молния сверкает.

Спрятались под крышу

Воробьи-зазнайки.

Что с природой стало,

Дети, отгадайте… (Гроза).

-Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? Ответы детей: Летом).

-По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? --Что бывает раньше — молния или гром?

-Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающие предметы. Если гроза застала вас в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь; металлические предметы из рук выбросить. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом. В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями. Молнии реже поражают березу, чаще поражается дуб.

-А теперь вставайте возле стульчиков и повторяйте за мной:

Физкультминутка:

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь —

Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

А теперь посмотрите вокруг, что ещё вы видите? Ответы детей: Цветы, кусты, грибы).

- Чем для них является лес? Ответы детей: Это их дом).

Правильно ребята. Лес-это дом для растений, животных, грибов. И с грибами, найденными вами в лесу, тоже нужно быть очень осторожными-собирайте только известные вам грибы и обязательно покажите собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Когда гуляете по лесу, не трогайте поганки: они очень ядовиты. И ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными для человека.

-А как вы думаете-почему? (Ответы детей)

-Вы должны запомнить: лес наш друг и помощник. И относиться к нему надо, как к другу, бережно и внимательно.

-Молодцы! А ещё нельзя цветы рвать. Есть люди, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов. Ребята, надо ли рвать цветы?

Многие растения становятся редкими из- за того, что люди их рвут. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

«Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если вместе: я и ты,

Если мы сорвём цветы.

Опустеет вся планета и не будет красоты.

Цветок, выросший на поляне, находится у себя дома. К нему прилетают бабочки, шмели. Они питаются нектаром и опыляют растения. После цветения появляются семена, попадут в землю, из них вырастут новые цветы. Может мы сорвём цветок только для того, чтобы полюбоваться им? Конечно нет! Для букетов люди специально выращивают садовые цветы.

-А ещё незнакомые растения и цветы таят в себе опасность- их ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот. Некоторые растения, если взять их в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть и ядовитые растения, яд которых не менее опасен, чем змеиный.

-Ну а там, где цветы, обязательно есть насекомые. Угадайте их по описанию:

Насекомое — в почёте,

Целый день она в полёте,

Опыляет все цветы,

Чтоб медку отведал ты. (Пчела)

Разрешенья не спросил,

Подлетел — и укусил! (Комар)

Пролетела мимо уха

Вроде муха, но не муха

Эта муха не жужжала

У нее, ребята, жало

Коль ужалит, будет «ай»

Кто же это отгадай!

-Муха с жалом?

- Чудеса! Знают все это – (Оса!

Каких насекомых вы еще знаете? (ответы детей).

-Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых. Кто знает как? ( Ответы детей: Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых, отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор) Надо быть осторожным и внимательным на природе. Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят, и будут жалить. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Если пчела укусила, и осталось ее жало, то надо обязательно обратиться за помощью к взрослому. Опасное насекомое - клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни.

-Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно, но осторожно.

-А ещё а знаю, что все дети на свете очень любят купаться в реке. Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или реке! Прошло лето и вы помните правила безопасного поведения на воде. Какие правила знаете вы? ( Ответы детей: Без взрослых самостоятельно нельзя входить в воду; хватать, толкать друг друга в воде; звать на помощь без причины; заходить глубоко, если не умеешь плавать.

-Ребята, а как вы думаете какая ещё опасность может подстерегать нас в лесу? Ответы детей: В лесу можно заблудиться.)

-Правильно! В походе или просто гуляя с родителями по лесу, очень легко заблудиться.

-Скажите, а что нужно делать если вы все-таки заблудились? ( Ответы детей: Можно покричать, позвать на помощь или воспользоваться компасом)

А сейчас мы поиграем в игру «Можно — Нельзя». Детям раздаются кружки (зеленый — можно, красный — нельзя).

Предлагаемые детям ситуации:

-Никогда не наноси вред природе.

-Если рядом летает пчела маши руками и кричи.

- Сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе.

- Мусори на месте своего отдыха.

-Сообщить взрослым или позвонить на номер 01 если вдруг увидели пожар

- Находясь на природе, учись наблюдать за ней.

- Учись слушать голоса природы.

-Засоряй реки, родники.

-Шуми на прогулках, пугай животных.

-Без взрослых самостоятельно входи в воду.

-Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

-Во время пожара оставайся в лесу.

-Убегай от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку.

-Заходить глубоко, если не умеешь плавать.

-От грозы прячься в низине, в овраге.

-Если заблудился воспользуйся компасом.

-Отправляясь в лес, надень длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

-Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами закрепили правила поведения на природе. Я думаю, если вы с родителями поедите на природу, то будете соблюдать все правила безопасности. Спасибо, мои друзья, вы хорошо справились с заданиями. А теперь закроем глаза и вернёмся в детский сад.

-Понравилось путешествие? А сейчас мы можем нарисовать что больше всего понравилось и запомнилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы на тему: "Правила поведения детей во время самостоятельных игр в группе"

Взаимоотношение между детьми с младшей по подготовительную группу...

Беседа на тему: «Правила поведения при пожаре».

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности....

Конспект беседы с детьми «Правила поведения в природе»

Когда мы отдыхаем на природе, очень важно, чтобы во время отдыха не произошли неприятности, которые причинили бы вред нашему здоровью.Обязательно запомните правила, соблюдать которые совсем ...

Беседа с детьми «Правила поведения в природе»

Когда мы отдыхаем на природе, очень важно, чтобы во время отдыха не произошли неприятности, которые причинили бы вред нашему здоровью, природе.Обязательно запомните правила, соблюдать которы...

Беседа на тему «Правила поведения на льду в осенне-зимний период»

Цели: - формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в осенне – зимний период; - в целях предупреждения несчастных случаев на водоёмах в осенне-зимний...

Конспект беседы с детьми «Правила поведения в природе» для детей подготовительной группы

           Конспект беседы с детьми «Правила поведения в природе»...