Картотека опытов и экспериментов для старшей группы
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно-экспериментальная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_i_eksperimentov.pptx | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опыт 1 Задачи: и зучить внешний вид песчинок, выявить свойства песка, сравнить песок из разной местности, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. Оборудование: тарелка плоская, мерная ложка, стакан с водой, совочек, лупа, разные виды песка Ход работы: Насыпьте немного песка на тарелку, рассмотрите его с помощью лупы. Расскажите, какую форму имеют песчинки. Одинаковые ли они по размеру? По цвету? Добавьте одну мерную ложку воды в песок. Какими свойствами обладает сухой(мокрый) песок? Рассмотрите под увеличительным стеклом песок из разных стран. Предположите, откуда появился песок (подвергаясь влиянию ветров, осадков, температур, горные породы распадаются на мелкие частицы). Вывод: песок состоит из маленьких частиц-песчинок, которые имеют разный цвет и размер. Сухой песок-рассыпчатый, мокрый-липкий
Опыт 2 Задачи: формировать знания о песочных часах, их внешнем виде, строении. Назначении Оборудование : механические часы, песочные часы. Ход работы: Расскажите , для чего человеку нужны часы? Давайте рассмотрим песочные часы. Как они устроены? (Они состоят из двух колб с перешейком и оправы) Как ими пользоваться? Пока песок будет пересыпаться из одной колбы в другую, посчитайте вслух / засечем сколько оборотов сделает секундная стрелка механических часов. Вывод : с помощью песочных часов можно определять небольшие промежутки времени.
Опыт 3 Задачи: в ыявить свойства глины. Сравнить свойства песка и глины. Оборудование: тара с глиной, тара с песком, доска для лепки, стека . Ход работы: Исследуйте глину. Расскажите, какая она на ощупь. Есть ли у нее запах, цвет. Сравните глину и песок . Намочите их. Чем они похожи? Чем отличаются? (Песок рыхлый, а глина вязкая) Слепите поделки из глины и из песка. Подождите некоторое время и сделайте вывод . Вывод: мокрая глина мягкая и вязкая. После высыхания поделки из глины становятся твердыми, а поделки из песка рассыпаются.
Опыт 4 Задачи: Формировать представление о камнях, их происхождении, разновидностях, свойствах. Оборудование: камни разного размера, структуры, банка с водой, весы, пластилин, лупа . Ход работы: Рассмотрите камни. Расскажите, какие камни по цвету, по форме, по размеру ? Рассмотрите камни через увеличительное стекло. Что интересного вы увидели? (На поверхности камней видны бороздки, крупинки, дырочки ) Возьмите в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему? Положите на одну чашу весов большой камень, а на другую-маленький. О пределите, какой камень тяжелее, а какой легче. Осторожно положите камень в банку с водой. Что вы видите? (Камень опустился на дно, на поверхности воды образовались круги, уровень воды в банке поднялся, цвет камня изменился) Вывод: камни бывают разные по внешнему виду и структуре. Они твердые . Вес камня зависит от его размера. Камни тонут в воде, потому что они тяжелее воды.
Опыт 5 Задачи : у точнять и обобщать знания о деревьях, деревянных изделиях, их свойствах и назначении, пользе для человека, воспитывать бережное отношение к природе Оборудование: картинка с изображением дерева , спил дерева, таз с водой, деревянный брусок, ветка дерева, спичка, деревянные изделия Ход работы : Рассмотрим на картинке строение дерева. На спиле видно, как ствол выглядит изнутри, это годичные кольца, они появляются из-за того, что летом дерево растет быстрее, чем зимой. Давайте опустим деревянный брусок в воду. Попробуем сломать толстую ветку. Я зажгу деревянную спичку-она сгорела. Какими свойствами обладают деревянные изделия ? Как человек использует дерево в быту? Расскажите , какую роль играют деревья в природе. Почему нужно беречь природу? Вывод: д ерево не тонет, горит, оно прочное. Листья деревьев выделяют кислород, необходимый для жизни. Человек использует древесину для строительства домов; изготовления бумаги, мебели, посуды, игрушек и пр.. Из коры деревьев получают деготь, смолу. Деревья участвуют в круговороте воды в природе, они защищают жилые массивы и поля от ветра, поглощают излишки влаги в почве. Опавшие листья служат основой для удобрения. Деревья дают плоды, служат домом для животных, птиц и насекомых.
Опыт 6 Задачи: п ознакомить детей с процессом выращивания соляных кристаллов. Оборудование: соль, два стакана с теплой водой, две стеклянные банки, веревочка, две металлические скрепки, лупа, тарелка. Ход работы : С помощью лупы рассмотрите соль. Добавьте ее в стакан с водой . Перемешайте. Что произошло с солью? (Она растворилась) Добавляйте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Разлейте получившийся соляной раствор в две банки. Прикрепите по скрепке к каждому концу веревки. О пустите скрепки в банки с соляным раствором, чтобы между банками получился «мостик » из веревочки. Поставьте банки в теплое место. Через несколько дней посмотрите, что получилось . Вывод: Соль имеет вид прозрачных кубиков-кристаллов. При остывании воды соль оседает на скрепках и нитке, образуя многочисленные кристаллы
Опыт 7 Задачи: ф ормировать знания об известняке Оборудование : образцы мела белого и цветного, кусок мрамора, тарелочка , стакан, уксусная кислота , рисовальная доска Ход работы: Как вы думаете, что такое мел? (Ответы детей) Положите мел на тарелку и исследуйте его. Расскажите, что вам удалось узнать про мел. (Он крошится, оставляет следы, имеет цвет и пр.) Мел-это известняк, горная порода , добываемая преимущественно в солевых морских бассейнах, сформированная из останков живых существ и продуктов их жизнедеятельности. Мрамор-это прочный известняк. Существует много разновидностей известняка. Мел- один из них . Как получается цветной мел? Как человек может использовать известняк ?( в строительстве, для изготовления зуб.пасты , лекарств, подкормки для животных) Давайте поместим кусочек мела в стакан. Я добавлю в стакан немного уксусной кислоты. Что произошло? (Выделился газ, мел «растаял ») Возьмите цветные мелки и нарисуйте картину. Вывод: Мел-это разновидность известняка белого цвета. Мел хрупкий, маркий. При взаимодействии с кислотой мел разрушается, выделяя углекислый газ.
Опыт 8 Задачи : с оздавать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды . Уточнять и расширять представления детей о пользе воды для живых организмов. Познакомить с силой воды. Оборудование: глобус , 4 прозрачных стакана, кипяченая вода, ложка, лимон, сахар, гуашь. Водяная мельница, таз Ход работы: Посмотрите на глобусе, какое пространство на земном шаре занимает вода. Для чего она нужна человеку? Какую роль вода играет в природе? Рассмотрите воду в стакане. Наберите в ложечку воды, затем вылейте ее обратно в стакан. Что можно сказать о воде? (Вода прозрачная, жидкая) Имеет ли вода форму? Цвет? Дети подносят ладонь к задней стенке стакана - ладонь видно сквозь воду. Добавьте в стакан с водой гуашь. Что произошло? Попробуйте на вкус воду из второго стакана. Есть ли у воды вкус? (Нет) А запах? Добавьте в воду сок лимона. Размешайте в воде сахар. Что произошло? Выльем стакан воды на лопасти мельницы, они вращаются. Почему? Вывод : вода не имеет цвета, запаха, вкуса, но приобретает цвет, запах и вкус того вещества, которое в нее добавили. В жидком состоянии вода не имеет формы . В воде растворяются многие вещества. Она необходима для жизни всего живого на Земле. Вода имеет большую силу.
Опыт 9 Задачи: п ознакомиться с агрегатными состояниями воды. Оборудование : формочки для льда, 2 мерных стакана, зеркало, эл.чайник , маркер Ход работы: Расскажите, какие свойства воды вы знаете. Налейте воду в формочку и вынесите на улицу. Расскажите, что произошло с водой? (Она замерзла, превратилась в лед). Исследуйте лед. Расскажите, какой он на ощупь? (Холодный, твердый) Что произошло со льдом в теплом помещении? (Он начал таять ) Взрослый держит зеркало над чайником с кипящей водой. Демонстрирует детям запотевшее зеркало. Возьмите зеркало и посмотрите , что происходит. (Зеркало охлаждается, на нем появляются капли воды) Давайте нальем воду в стакан и отметим ее уровень маркером. Через несколько дней посмотрим, что произошло(уровень воды изменился) Вывод: при замерзании вода превращается в лед, т.е. переходит из жидкого состояния в твердое. В тепле лед тает, вода снова переходит из твердого состояния в жидкое. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывании - газ снова становится жидкостью.
Опыт 10 Задачи: ф ормировать представление об образовании снежинок, снега в природе . Оборудование : лупа, снег, ложка, акварельные краски, бумага альбомная, кисть Ход работы: Поместите ложку в снег, чтобы она охладилась. Наберите в ложку немного снега. Рассмотрите снег через лупу. Что вы заметили? (снег состоит из множества снежинок) Как выглядит снежинка? Сколько у нее лучей? Что происходит со снежинками в теплом помещении ? Нарисуйте снежинки. Вывод: снежинки - это замерзшие частицы воды. У снежинки шесть лучей. У каждой снежинки свой узор.
Опыт 11 Задачи: уточнять и расширять знания о воздухе. Оборудование: т аз, 2 прозрачных стакана, лист бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, бутылка с водой Ход работы: расскажите , что вы знаете о воздухе. Для чего он нужен живым организмам? (Мы дышим воздухом, воздух невидим и пр.) Положите руку на живот и сделайте вдох. Грудная клетка поднимается – это воздух наполняет легкие. Поднесите руку к носу и почувствуйте поток воздуха, который выходит из легких . Возьмите стакан, налейте в него немного воды и подуйте через трубочку. Что вы видите? (Пузырьки воздуха) Возьмите воздушный шар и надуйте его. Шар стал плотным. Что находится внутри шара? (Воздух). Отпустите шар. Пронаблюдайте, как, выталкиваясь , воздух заставляет шарик двигаться. Хлопните в ладоши. Воздух между ладонями выталкивается, и мы слышим звук. Возьмите сухой прозрачный стакан. Сомните бумагу и положите ее на дно стакана. Переверните стакан вверх дном и проследите, чтобы бумага не падала. Налейте в таз воду и опустите в нее стакан с бумагой. (Бумага осталась сухой, потому что в стакане есть воздух, который не дает воде попасть в стакан ) Вывод : Воздух невидим, но он жизненно важен и присутствует повсюду.
Опыт 12 Задачи: формировать представление о том, что такое «Атмосферное давление» Оборудование : т аз, прозрачный стакан , 2 листа бумаги для принтера, почтовые открытки, бутылка с водой Ход работы: Вспомните, что мы уже знаем о воздухе. Возьмите в руки 2 листа бумаги-вертикально и горизонтально. Отпустите их. Какой лист упал быстрее. Почему? ( Из-за давления воздуха). Наполните стакан водой, накройте его открыткой и переверните. Почему вода не выливается? Вывод : Атмосферное давление-это сила, с которой воздух давит на предметы
Опыт 13 Задачи: п ознакомить с особенностями взаимодействия воды и растительного масла Оборудование : прозрачный стакан, лед, вода, растительное масло Ход работы: Наполните стакан наполовину водой. Поместите туда лед. Понаблюдайте. (Лед плавает на поверхности воды) Добавьте масло. Что произошло? (Лед плавает между двумя слоями жидкости ) Вывод : лед легче воды, но тяжелее масла, поэтому он не тонет в воде, но тонет в масле.
Опыт 13 Задачи: показать, как различные вещества могут взаимодействовать между собой Оборудование : тарелка, цельное молоко, пищевые красители, ватная палочка, жидкое моющее средство, пипетка. Ход работы: Налейте молоко в тарелку и добавьте в него несколько капель разных красителей. Затем возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и коснитесь молока (Цвета начинают красиво смешиваться) Вывод : моющее средство вступает в реакцию с частицами молока –молекулами и приводит их в движение.
Опыт 14 Задачи: формировать представление о химической реакции при взаимодействии веществ Оборудование : сода, уксус, вода, бутылка, воздушный шарик, ложка, воронка, пищевой краситель, стакан с водой. Ход работы: Возьмите бутылку с водой и добавьте в нее краситель. Я добавлю в бутылку уксус. Через воронку насыпьте в шарик 3 ложки соды и аккуратно наденьте шарик на бутылку. Высыпьте содержимое шарика в бутылку, подняв его вверх. Наблюдайте, что происходит. (Содержимое бутылки шипит и пенится ) Вывод: при взаимодействии соды, уксуса и воды, выделяется углекислый газ.
Опыт 16 Задачи: п ознакомить с устройством и назначением термометра Оборудование: термометры-жидкостный , ртутный , электронный, маркер Ход работы: Как можно определить температуру воздуха? (ответы детей) Давайте познакомимся с устройством термометра. (Он состоит из тонкой колбы, в которую помещена шкала с цифрами, тонкой трубочки, заполненной специальным веществом) Давайте сделаем отметку, возле какой цифры находится красное вещество. А теперь поднесем термометр к батарее и немного подождем. Что произошло? (Жидкость в трубочке поднялась вверх) А теперь поместим термометр за окно и немного подождем. Что произошло? (Красная жидкость опустилась вниз) Термометры бывают разные. (Демонстрация) С помощью термометра можно измерять температуру воды, тела и пр . Вывод: термометр-это прибор для измерения температуры. Измерять можно температуру воздуха, тела, воды и пр. Когда жидкость в термометре нагревается, она расширяется и поднимается вверх, а когда охлаждается, сжимается и опускается вниз. Термометры бывают разные.
Опыт 17 Задачи: помочь детям понять, что такое свет и как образуется тень. Оборудование: фигуры из картона, нить, фонарь, лист картона, прозрачный стакан с водой . Ход работы: Назовите природные источники света. Какие источники света изобретены людьми? (Фонарик, лампочка) Зайдите в темную комнату. Включите фонарик. Что произошло? (Стало светло, мы смогли увидеть разные предметы) Расскажите, в каком направлении падает луч света. (Прямо) Попробуйте посветить на предмет с близкого расстояния, а теперь медленно отодвигайте руку с фонариком назад. Что происходит со светом? (Свет рассеивается) Посветите на лист картона. Проходит ли свет сквозь картон ? Подвесьте на нитках фигурки перед белой стеной. За фигурками поместите фонарик . (Образуется тень) Вывод : свет обладает прямолинейностью, отражаться и рассеиваться. Свет не проходит сквозь предметы . Тень-это темное отражение от предмета за которым находится источник света.
Опыт 18 Задачи: п ознакомить с принципом работы солнечных часов. Оборудование : стержень, круг из картона, карандаш, кусочек пластилина, маркер. Ход работы : Как мы узнаем время? (ответы детей). Еще примерное время можно определять по солнцу. Давайте изготовим солнечные часы. С помощью пластилина прикрепим стержень в центр картонного круга. Маркером будем отмечать, как перемещается тень от стержня. Длина тени меняется в зависимости от частей суток. Вывод : При движении тени, отбрасываемой солнечным указателем можно определять время. Конец тени описывает правильную окружность, подобно стрелкам часов.
Опыт 19 Задачи: о рганизовать наблюдение за появлением солнечного блика. Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только. Оборудование : зеркало небольшого размера; набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала (фольга, металлическая крышка и т.п.) Ход работы: В солнечную погоду возьмите зеркальце и «поймайте » луч света. Понаблюдайте за передвижением солнечного зайчика по комнате. Можно ли «поймать» солнечного зайчика с помощью других предметов? Попробуйте . Вывод: солнечный зайчик - пятно света, которое появляется на гладкой, блестящей поверхности в результате отражения солнечных лучей.
Опыт 20 Задачи: р асширять представления о природном явлении-огне. Изучить влияние высоких температур на некоторые предметы и жидкости Оборудование: лимон, ватная палочка, две чашки, мерная ложка, вода, лист бумаги, настольная лампа. Ход работы : Где в природе можно увидеть огонь? Давайте посмотрим презентацию о том, как люди научились использовать огонь для своей пользы. Какую пользу приносит огонь современному человеку? Когда огонь опасен? Выдавите сок лимона в чашку. Смешайте в другой чашке одну мерную ложку воды и столько же сока лимона. Обмакните ватную палочку в раствор и нарисуйте что-нибудь на листе бумаги. Когда «чернила» высохнут, нагрейте бумагу над включенной настольной лампой. Что произошло ? Вывод : Огонь-это природная стихия. Он может приносить пользу и вред. Сок лимона меняет цвет под воздействием температуры.
Опыт 21 Задачи: формировать исследовательские умения сбора информации об объекте неживой природы- почве. Оборудование: образцы почвы, стакан с водой, лупа, лист бумаги, мерная ложка, 2 тарелки Ход работы: Насыпьте немного почвы на лист бумаги и рассмотрите ее с помощью лупы. Из чего состоит почва? Определите, имеет ли почва запах и цвет. Какая почва на ощупь? Добавьте почву в стакан с водой, размешайте. Что вы заметили? (Часть почвы осела, часть осталась на поверхности) Почему? Возьмите две тарелки. С помощью мерной ложки поместите в них одинаковое количество почвы. В одной тарелке тщательно примните почву, в другой - взрыхлите. Почему рыхлая почва занимает больше места? Полейте почву в обеих тарелках. Что вы заметили? (Рыхлая почва быстрее впитывает воду ). Вывод: почва состоит из песка, глины и перегнивших растений.
Опыт 22 Задачи: создать условия для выращивания овощных культур в домашних условиях. Оборудование: семена гороха, стаканчики, почва, лейка с водой, календарь Ход работы: Наполним стаканчики почвой, сделаем углубления и посадим горошины. Польем почву и оставим стаканы на подоконнике. В календаре будем отмечать, через сколько дней появятся всходы. Вывод: горох взошел через ______ дней.
Опыт 23 Задачи: выявить зависимость состояния растений от наличия или отсутствия необходимых условий Оборудование: 2 лотка с молодыми всходами гороха, лейка с водой, стека для рыхления почвы, лист бумаги Ход работы: Возьмем 2 одинаковых стаканчика с молодыми растениями и выясним, какие условия необходимы для их хорошего роста. Один стакан поместим на подоконник, будем регулярно поливать и рыхлить в нем почву. Второе растение затеним листком бумаги и оставим в покое. Расскажите что произошло с растениями через неделю Вывод: для хорошего роста растению необходим уход, источник света и воды.
Опыт 24 Задачи: формировать понимание, что растение это живой организм Оборудование: листья пекинской капусты, три стакана с водой, пищевые красители . Ход работы: Добавьте в каждый стакан с водой пищевой краситель. Поместите по одному капустному листу в каждый стакан. Оставьте на ночь. Что произошло с листьями? (Они окрасились ) Вывод: растения могут впитывать воду
Опыт 25 Задачи : установить связь между строением пера и образом жизни птиц в экосистеме. Материалы и оборудование: перья куриные, гусиные, микроскоп . Ход работы : Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня — пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность ). Рассматривают опахало через микроскоп (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают , для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела ). Вывод: перо состоит из ствола и опахала. Перья бывают разные.
Опыт 26 Задачи : выяснить, как образуется радуга Оборудование: призма, лист бумаги, краски акварельные Ход работы: п оставьте стакан с водой на стол вблизи окна в солнечную погоду. Расположите лист бумаги не далеко от окна так, чтобы на него падали солнечные лучи. Смочите окно горячей водой. Меняйте положение стакана и листа до тех пор, пока на листе бумаги не отразится радуга Вывод: лучи солнца проходят сквозь капельки дождя и разлагает белый свет солнца на составляющие
Опыт 27 Задачи: формировать представление о клетке как составной части живого организма Материалы и оборудование: микроскоп, пинцет, долька лука, предметная картинка Ход работы: взрослый рассказывает, что все организмы состоят из множества частиц-клеток, которые могут расти, размножаться и пр. Рассмотреть строение клетки на картинке(ядро, окруженное жидкостью, оболочка) С помощью пинцета берут кожицу лука и помещают под микроскоп. Рассматривают. Делают выводы. Вывод: м икроскоп увеличивает размер предмета . Кожура лука состоит из клеток
Опыт 28 Задачи: выявить , что воздух обладает силой. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение ). Материалы и оборудование : вертушка , материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага , ножницы, палочки, гвоздики. Ход работы: в зрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее . Вывод: Ветер-это движение воздуха. Ветер имеет силу
Опыт 29 Задачи : в ыявить , что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня. Материалы и оборудование : свеча , банка, бутылка с обрезанным дном. Ход работы: в зрослый предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече , ни к пламени и не задувая ее. Вместе со взрослым проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой, наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет. Взрослый подводит детей к выводу о том, что для горения нужен кислород и когда он выгорает, огонь гаснет. Повторяют правила безопасности и способы тушения огня(водой, пеной огнетушителя, песком и пр.)
Опыт 30 Задачи: познакомиться с проявлениями статического электричества и возможностью снятия его с предмета Оборудование: бумага, ножницы, тарелка, кусочек шерстяной ткани, пластмассовая линейка, салфетка. Ход работы: Нарежьте бумагу на маленькие кусочки. Разбросайте их по тарелке. Потрите линейку о шерстяную ткань. Поднесите линейку к кусочкам бумаги. Что произошло? (Кусочки бумаги прилипли к линейке) Ударьте линейкой по столу. Протрите линейку салфеткой и попробуйте снова «приклеить» кусочки бумаги. Получилось? При трении о шерстяную ткань линейка накопила заряженные частицы и притянула к себе бумагу, а при ударе - разрядилась . Вывод: статическое электричество – явление, при котором предмет накапливает заряженные частицы.
Опыт 31 Задачи : в ыявить материалы, взаимодействующие с магнитами . Материалы и оборудование : предметы, изготовленные из разных материалов, магниты разного размера, тара с водой, лист бумаги, скрепка, шаблоны машин, цветные карандаши Ход работы: д етям предлагается взять любые п р едметы и проверить, притягивает ли их магнит. Экспериментальным путем выясняют, что магнит притягивает металлические предметы. Взрослый опускает в воду металлический предмет и предлагает достать его не замочив рук ( вылить воду, поднять с помощью другого предмета: сачка, магнита). На листе бумаги рисуют дорогу. К шаблону машинки прикрепляют скрепку. Организуют игру-«движение» машин с помощью магнита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека опытов и экспериментов в старшей группе
Мир опытов и экспериментов увлекателен для ребенка. Это сказочный и волшебный мир, когда одно превращается в другое, когда результат непредсказуем, когда на обычные действия возникает бурная реакция....
Картотека опытов и экспериментов в старшей группе
Картотека опытов и экспериментов.Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, класс...
Картотека опытов и экспериментов в старшей группе
Ниже представлена картотеки опытов и экспериментов, которая может использоваться в любой старшей группе дошкольного учреждения....
Картотека опытов и экспериментов для старшей группы
практическая деятельность...
В помощь воспитателям старших групп детского сада. Картотека опытов и экспериментов в старшей группе.
Цель: обеспечить согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива детского сада, увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и организации экспериментальной деятель...
Картотека опытов и экспериментов в старшей группе
Картотека опытов и экспериментов в старшей группе...
Картотека опытов и экспериментов в старшей группе
Представлены опыты и эксперименты с различными материалами ( магниты, мыло и др.)...