Картотека экспериментов с водой
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Она – без вкуса, запаха и цвета, но всеми учёными признано это:
С любого грязнули всю грязь без следа, смоет обычная наша вода.
Опыт 1
«Вода прозрачная!» Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В один стакан положить ракушку, в другой – ложку. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ракушку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 2
Перед опытом задайте вопрос: «Чем пахнет вода?». После ответов детей, попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из них, но так, чтобы дети не видели (попросите их закрыть глаза, пахучий раствор, например, валерианы). Спросите: «В каком стакане пахнет?»
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 3
Спросите у детей перед опытом: «Какого вкуса вода?» После этого дайте детям попробовать простую кипячёную воду. Затем положите в один стакан немного соли, а в другой сахар. Хорошо размешайте и дайте попробовать эти растворы детям. Задайте вопрос: «Какой вкус приобрела теперь вода?»
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 4
Пар- это тоже вода? Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар-это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите чайник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Вывод: пар- это тоже вода
Опыт 5
Дайте детям два стаканчика – один с водой другой пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая.
Вывод: если бы вода не была жидкой, то она не могла бы течь в ручейках и реках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Вывод: вода жидкая и может течь
Опыт 6
Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложив нижний конец к блюдцу или мисочке. Верхний конец желоба укрепите на какой-нибудь подставке так, чтобы он держался и не падал. В результате у вас должна получиться модель наклонного русла ручейка, пруда или озера. Возьмите ёмкость с водой примерно на 1 литр. Наклоните её над жёлобом и лейте воду небольшой струйкой, чтобы вода наполнила ручей, положите немного мелких камешек, создавая преграду для воды. Так вы сможете добиться эффекта журчащих струек.
Вывод: вода течет
Опыт 7
Растворяются ли разные вещества в воде?
Возьмите два стакана с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Предложите детям размешать акварельную краску в стакане с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Вывод: В воде одни вещества растворяются, другие нет
Опыт 8
Вода всегда бывает одной температуры?
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком потрогают: определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.
В реках и озерах, морях вода разной температуры: и теплая и холодная. Некоторые рыбки, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар.
Вывод: в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Опыт 9
Имеет ли форму вода?
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед- это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы его опустим в стакан, в миску, положим на стол, на ладошку? Нет, в любом месте он окажется кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть дети нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.
Вывод: жидкая вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Опыт 10
Нужна ли вода растениям?
Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
Вывод: вода нужна растениям
Опыт 11
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Вывод: растения «пьют» воду.
Опыт 12
У растения есть внутри вода?
Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них есть внутри вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и поставьте его без воды (нужно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются?
Вывод: вода «ушла» из засушенного цветка испарилась.
Опыт 13
Лед легче воды?
Опустите кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.
Вывод: вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Опыт 14
Можно ли смешать воду и масло? Друзья они или враги?
Масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета
Вывод: масло и вода «враги», лишь только мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой.
Опыт15
«Спичка-пленница»
Положи спичку на лед. Насыпь сверху немного соли, и ты увидишь, как спичка вмерзнет в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут же замерзает.
Опыт 16
«Двухцветный цветок»
Расщепи стебель белого цветок на две части и каждую половинку погрузи в подкрашенную воду. Через несколько часов цветок станет двухцветным.
Вывод: внутри стебля имеются маленькие каналы, по которым подкрашенная вода впитывается цветком.
Опыт 17
«Спичечные берега»
Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхности воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка.
Положите кусочек сахара на середину: спички приблизятся друг к другу.
Вывод: сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.
Повторите опыт с мылом спички «разбегутся».
Вывод: мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.
Опыт 18
«Как выйти сухим из воды?»
Сомните бумагу и положите ее на дно стакана. Быстро переверните стакан и погрузите его в воду. А теперь выньте стакан: бумага осталась сухой. Почему?
Вывод: вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.
Опыт 19
Как действует вода на срезанные веточки деревьев?
Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд с водой, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни, и вы покажете их детям в теме «Деревья».
Вывод: животворное свойство воды.
Опыт 20
«Вода способна смачивать и очищать предметы»
Возьмите сухую марлевую или туалетную салфетку и осторожно положите её в широкий сосуд на поверхность воды. Через некоторое время салфетка промокнет. Объясните детям, что вода проникает в волокна ткани и смачивает её. Точно также вода будет питать те же веточки, которые вы поставили в сосуд с «Живой водой».
Вывод: вода способна смачивать и очищать предметы, вода питает все живое.
Опыт 21
Есть ли у воды поверхностное натяжение?
Баночка доверху наполнена водой, что произойдёт, если на поверхность воды осторожно положить канцелярскую скрепку. Скрепка вытесняет небольшое количество воды, которая поднимается выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельётся через край, лишь её поверхность слегка изогнётся. Можно уложить таким способом много скрепок и тем самым изрядно взгорбить поверхность, пока вода не начнёт выливаться.
Вывод: у воды есть поверхностное натяжение.
Опыт 22
«Кораблик плывет по воде»
Сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместите его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как плывет кораблик по воде. Вы можете вместе с детьми моделировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный.
Опыт 23
«Радуга»
Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающий свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «радуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они может назвали бы ее «ра-круг».
Опыт 24
«Вода защищает растения от низких температур»
Сверните фольгу так, чтобы она смогла служить подобием пенальчика для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите за показаниями термометра каждые две минуты в течение 10 минут. Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру. Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется и поглощается. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой.
Опыт 25
«Замершая вода двигает камни»
Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из нее не вылилась вода, вытащите ее из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильник. Когда вытащите соломинку из морозильника, то увидите, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лёд. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образовываться выбоины.
Опыт 26
«Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Вывод: Когда вода превращается в лёд? Когда лёд превращается в воду?
Опыт 27
«Капельки»
Из пипетки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели какой формы появляется капля и как она падает.
Опыт 28
« Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно». Дети опускают в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут? Вывод: лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.
Опыт 29
« Вода может иметь цвет, запах, вкус». Вспомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся две пробирки с водой. Дети растворяют краску в пробирках, рассматривают, как изменяется цвет воды. Для того, чтобы вода приобрела запах, предложить детям добавить в один стакан с водой лимон, в другой – розовый тоник. Что изменилось? Вода приобрела запах лимона и тоника. Для того чтобы вода приобрела вкус, в один стакан дети выжимают апельсин, в другом стакане – размешивают сахар.
Вывод: вода является растворителем различных веществ, может приобрести запах, цвет, вкус.
Опыт 30
«Превращение в воду»
Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращения снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает - его становится все меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.
Опыт 31
Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше покрывается кристалликами снега. Что это? Это иней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Эксперименты с водой"
Способствовать знакомству со свойствами воды, обеспечить формирование умения устанавливать простейшие закономерности и связи, делать самостоятельные выводы....
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
картотека эксперименты с водой
картотека эксперименты с водой...
картотека экспериментов с водой и песком в первой младшей группе детского сада
Вода и песок - это одни из первых веществ, с которыми дети начинают играть и экспериментировать, познавать окружающий мир, именно вода и песок дают ребенку первую возможность для познания удивит...
Картотека экспериментов с водой и песком в раннем возрасте
В данном материале представлены варианты игр с водой и песком в раннем возрасте...
Картотека "Эксперименты с водой".
Картотека "Эксперименты с водой"....
Картотека экспериментов с водой
Картотека экспериментов с водой...