Конспект по ФЦКМ "Волшебница-вода" в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Борисова Юлия Федоровна

Конспект занятия поможет познакомить детей с приёмами элементарного экспериментирования

- познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного

- уточнить представление детей об использовании воды,

-формировать умение рационально использовать водные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnitsa_voda.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»

по формированию целостной картины мира

Тема: «Волшебница вода»

в средней группе  (4-5 лет)

Используемы педагогические технологии:

Технологии исследовательской деятельности

Интегрированное обучение

Подготовила и провела:

Воспитатель Борисова Юлия Фёдоровна

        

Санкт-Петербург

2019

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей : познавательное (опытно-экспериментальная деятельность) и речевое развитие

Тип занятия: Интегрированное

Возрастная группа: от 4 до 5 лет

Форма непрерывной деятельности: Совместная деятельность

Форма организации: Подгруппа

Цели: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Задачи:

Образовательные:

-Знакомить с приёмами элементарного экспериментирования

- познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного

- уточнить представление детей об использовании воды,

-формировать умение рационально использовать водные ресурсы,

Развивающие:

развивать внимание и наглядно – действенное мышление;

- воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;

- развивать любознательность, речь;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде

-воспитывать самостоятельность, активность

Словарная работа:  жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.

Оборудование и материалы: иллюстрации, бутылочки с водой, стаканчики, блюдца,  ложки, лимонный сок, сахар, камушки, разноцветные краски, кисточки.

Ход:

 Формирование положительной мотивации

Воспитатель:     Дети, ой, что утром было,

                            Я же вам сказать забыла —

                            Только в садик я зашла,

                             в гости Капелька пришла.

         Посмотрите, какая она грустная. Но почему она такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно появилась на свет и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?

Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.

- Как вы думаете, Капелька из чего состоит? (Из воды). Да, капелька это маленькая частичка воды. А где живет она? (В воде).

Молодцы А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)

В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

Д:- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

В:А нам, в детском саду, нужна вода?

Д: Да!

В:А для чего?

Д: Умываться, мыть пол, готовить обед, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

В: Вы сказали все правильно: растениям нужна вода и их нужно поливать водой — иначе они погибнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода

просто необходима: пить, готовить пищу, купаться, мыть.

Ни одно живое существо не может жить без воды.  Вода – это жизнь!

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить! (Н. Рыжова)

В: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. Она умеет превращаться и превращать. А что-бы за этим понаблюдать, мы с вами отправимся в волшебную лабораторию. Для этого нам понадобиться надеть волшебные халатики.

Дети надевают халатики и проходят к столам, где приготовлено все необходимое для опытов.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость». Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).

В: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?

Д: Она переливается.

В: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?

ДЖидкая.

Опыт №2 «Вода не имеет вкуса и запаха»

В: Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и

узнаем, пахнет вода или нет.

Д: Нет.

В: Правильно, чистая вода ничем не пахнет.

     А теперь попробуем воду на вкус. Есть ли вкус у воды.

Д: Нет, у воды нет вкуса.

В: Правильно, вода безвкусная. Давайте все месте скажем «безвкусная».

     А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю лимонный сок.

     А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?

Д: Есть.

В: А почему вода с лимоном пахнет?

Д: Потому, что лимон пахнет.

В: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?

Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у

воды появится запах того, что в нее добавили.

Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?

Д: Кислая.

В: Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить,

какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили.

В: Посмотрите, наша Капелька повеселела, потому что она немного уже узнала о себе и готова с нами немножечко поиграть.

 Физминутка «Дождик»

 

Дождик песенку поёт:                         Дети свободно встряхивают кистями

Кап, кап…

Только кто её поймёт —                      Недоумённо разводят руками в стороны

Кап, кап?                                                

Не поймем ни я, ни ты,                      Показывают на себя, на соседа.

Да зато поймут цветы,                      Изображают пальцами бутон

                                                             Имитируют как распускается бутон.

И весенняя листва,                             Поднимают руки вверх , машут ладошками

И зеленая трава…                               Сидя на корточках, шевелят пальцами,

Лучше всех поймет зерно:                Показывают, как держат в руках зерно.

Прорастать начнет оно.                     Совершают змеевидные движения.

(Б. Заходер)

Опыт № 3 «Вода умеет растворять вещества»

В: Я вам говорила, что вода умеет не только превращаться, но и превращать.

В: Возьмите ложечки, добавьте сахар в стаканчики и размешайте его. Что произошло с сахаром?

Д: Он растворился, стал невидимым, исчез.

В: Потому что вода растворила его. А теперь снова попробуйте воду на вкус. Какая она стала?

Д: Вода стала сладкой.

Опыт №4 «Чистая вода бесцветная и прозрачная»

Раздать детям новые стаканчики с чистой водой.

В: Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? У меня тут есть полосочки разных цветов. Может мы сможем подобрать какой-то подходящий цвет?

Нет, ни один цвет полоски не совпадает с цветом воды. Потому что у воды нет никакого цвета. Значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная".

Найдите теперь на своих подносиках камушки и опустите их в стаканчики. Камушки тяжелее воды, поэтому они упали на дно стаканчика. Видны ли камушки на дне?

Д: Видны

В: Значит мы можем сказать, что вода прозрачная.

 Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.

У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой?

Д: Вода поменяла свой цвет.

В: Да, у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.  

     А теперь в цветную водичку положите камушек. Видно его на дне?

Д: Нет.

В: Это значит, что только чистая вода бесцветная и прозрачная.

Опыт №5 «Вода не имеет формы»

В: Ребята, как вы думаете, а у воды есть форма?

     Вы видите, что вода налита в разные емкости, в бутылку, в стакан, в вазу приобретает форму того сосуда, той емкости в которой она находится. Возьмите немного воды и налейте ее в блюдечко. Вот и по нему она растеклась, приобретя форму блюдца. Вывод, что у воды нет своей формы.

Опыт №6 «Вода может превращаться в лед»

В: Вода всё продолжает нас удивлять своими превращениями. (Раздаю детям по кубику льда) Во что на этот раз превратилась водичка?

Д: В лёд!

В: Правильно, в лёд вода может превратиться на морозе. Например, на улице зимой или дома в холодильнике. А чтобы убедиться, что это на самом деле вода давайте подержим кусочек льда в теплой ладошке. Что происходит?

Д: Лёд тает и превращается снова  в воду.

  Посмотрите, наша Капелька стала совсем веселая. Теперь она столько всего нового знает о себе.  Давайте напомним Капельке что мы узнали о ней: капелька живет в водоемах и встречается в кране, вода жидкая, прозрачная и бесцветная, без вкуса и запаха, вода растворитель. У нее нет формы, а на морозе она замерзает.

Капелька благодарит нас за все эти открытия и говорит, что ей пора возвращаться к своим подружкам капелькам. А мы в свою очередь должны пообещать ей беречь воду, закрывать кран, если вода капает или льется без надобности, не засорять водоемы, не кидать мусор в воду или рядом с ней. На этом наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Интегрированное занятие в средней группе Образовательная область «Художественное творчество» Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)

Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно...

План-конспект упражнений ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (средняя группа) по теме: " Зимние забавы" конспект совместной деятельности в средней группе

Уточнение знаний о весёлых зимних  играх - забавах, зимних  природных  явлениях , используя  упражнения для  развития  мелкой   моторики  пальцев рук...

Конспект спортивного развлечения в средней группе Спорт- помощник! Спорт – здоровье! Спорт - игра! Физкульт-ура! с детьми и родителями средней группы

 Конспект спортивного развлечения в средней группеСпорт- помощник! Спорт – здоровье!Спорт - игра! Физкульт-ура!с детьми и родителями средней группы...

Конспект занятия – досуга для средней группы «Но, лошадка, но, лошадка, но, лошадка поскачи И ребяток, и ребяток на прогулку повези!» Конспект занятия – досуга для средней группы «Но, лошадка, но, лошадка, но, лошадка поскачи И ребяток, и ребяток на прог

Цель: знакомить детей с малыми фольклорными произведениями (потешками) закрепить знания о знакомых потешках, воспитывать любовь к родному языку через фольклор.Задачи:- создать радостное настроен...

Конспект досуговой деятельности в средней группе. «День Матери» в средней группе.

Конспект досуговой деятельности в средней группе.«День Матери» в средней группе.   Описание: сценарий  игрового развлечения, приуроченного ко Дню Матери в средней групп...