картотека опытов и экспериментов для старшей группы
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Ушакова Наталья Вячеславовна

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития детей, оказывает положитнльное влияние на эмоциональную сферу ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_i_eksperimentov_dlya_starshey_gruppy.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека опытов и экспериментов для старшей группы

Слайд 2

Опыты со снегом Почему нельзя есть снег? Возьмите чистое блюдце белого цвета и зачерпните им немного свежевыпавшего снега ( сфокусировать внимание детей на том, что снег кажется действительно чистым). Накройте блюдце крышкой. Занесите блюдце в детский сад. Снег растает. Процедите воду через марлю. Что же мы видим? На марле появились ворсинки, частички копоти и грязи.

Слайд 3

Как получить из снега воду? Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыпь рыхлого снега. В другую формочку снег насыпай постепенно и утрамбовывай его, чтобы как можно больше вошло. Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Внести формочки со снегом в тепло. Продолжайте наблюдать. Что произошло со снегом? Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды? Вывод снег тает в тепле и превращается в воду. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды.

Слайд 4

Знакомство со строением снежинки Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег, поймать на варежку снежинку и рассмотреть через лупу. Обратить внимание, что все они имеют разное строение. Дать детям задание подышать на снежинку и рассказать, что с ней случилось.

Слайд 5

Почему снег греет? Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов (укрывают снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? ( нет) А почему? ( в рыхлом снегу много воздуха и он лучше сохраняет тепло) Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Затем на улице одну из бутылок ставим на открытой местности, другую закапываем в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставим рядом и сравниваем.

Слайд 6

Удивительный песок Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. Материал: 3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка, пластинка, 3 оргстекла. Ход: Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть? Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть. Вывод: песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера. Почему песок тонет? В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду). Вывод: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.

Слайд 7

Свойства сухого и мокрого песка Цель: познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность. Материал: две баночки (одна с сухим, другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейке. Ход: Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую ( песок сыпучий ); Из сухого песка слепить колобок – не получается ( сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль ); Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий), сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок ( влажный быстро пропускает влагу, а сухой – некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит в глубь ). Вывод: песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

Слайд 8

Черное и белое Цель: познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. Материал: салфетки из ткани чёрного и белого цвета. Ход: Белая тряпочка похожа на зайчика, Тряпочка чёрная – на ворона огородного Потрогайте салфетки – какие они? (прохладные) Положить салфетки на окно, оставить под лучами солнца на несколько минут. Затем прикоснуться рукой. Что произошло? (они нагрелись: белая – стала тёплой, а чёрная - горячей) Переложить салфетки с окна на стол, оставить на несколько минут. Что произойдёт? (салфетка белого цвета стала холодной, а салфетка чёрного цвета - тёплой). Вывод: белый цвет отталкивает солнечные лучи – салфетка белого цвета нагрелась слабо; чёрный цвет поглощает солнечные лучи – салфетка чёрного цвета стала горячей.

Слайд 9

«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?» Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами. Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани. Ход: В –ль: Какую песенку поет вода? Дети: Буль, буль , буль . В – ль: Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше? Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится. Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему? Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

Слайд 10

«ПАР – ЭТО ВОДА» Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду. Материал: чайник, оргстекло. Ход: Воспитатель ставит перед кипящим чайником стекло. Все наблюдают, как постепенно по нему начинают стекать струйки воды.

Слайд 11

«ЧТО БЫВАЕТ С ПАРОМ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ?» Цель: показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов. Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды. Делают вывод: пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду. Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

Слайд 12

«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК» Цель: продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. Материал: ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани. Ход: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (кораблик плывёт медленно). Делают то же самое с силой. (кораблик плывёт быстрее и может даже перевернуться). Вывод: при слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость.

Слайд 13

«Выращиваем чудо кристаллы» Цель : вырастить кристалл из обыкновенной соли. Материалы и оборудование : Пол-литровая банка на две трети наполненная горячей водой. Соль. Скрепка или иголка, нитка, карандаш. Ход опыта\ эксперимента : Готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не сможет растворяться. Теперь соорудим основу для нашего будущего кристалла. Берем скрепку или иголку привязываем ниткой. Другой конец нитки прикрепите к карандашу, уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор. Поставьте банку в такое место, чтобы ребенок мог легко за ней наблюдать, и объясните ему, что тревожить раствор нельзя, можно лишь смотреть. Иначе ничего не выйдет. Рост кристалла - дело не быстрое. А можно попробовать вырастить кристаллы сахара. Вся процедура подготовки абсолютно такая же, только теперь на скрепке и нитке появятся сладкие кристаллы, которые можно будет даже попробовать. Выводы : Из перенасыщенного раствора, соль, которая была растворена в воде, опять выкристаллизовывается.

Слайд 14

«Радуга» Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы. Материал: таз с водой, зеркало. Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас? Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Слайд 15

«Как вода поступает к листьям» Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению. Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется. Вывод: вода поднимается вверх по растению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Мир опытов и экспериментов увлекателен для ребенка. Это сказочный и волшебный мир, когда одно превращается в другое, когда результат непредсказуем, когда на обычные действия возникает бурная реакция....

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Картотека опытов и экспериментов.Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, класс...

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Ниже представлена картотеки опытов и экспериментов, которая может использоваться в любой старшей группе дошкольного учреждения....

В помощь воспитателям старших групп детского сада. Картотека опытов и экспериментов в старшей группе.

Цель: обеспечить согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива детского сада, увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и организации экспериментальной деятель...

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе...

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Представлены опыты и эксперименты с различными материалами ( магниты, мыло и др.)...