проект в подготовительной группе "Мир природы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
проект для детей подготовительной группы по ознакомлению детей с природой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по экологии | 46.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«МИР ПРИРОДЫ»
2024г.
Актуальность выбранной темы
Проблема формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста – одна из самых важных на сегодняшний день. Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Органично сочетаясь, они составляют нравственную позицию ребенка, которая проявляется в его отношении к природе. Задача взрослых, находящихся в окружении ребенка - помочь ему открыть для себя окружающий мир, полюбить его, как общий дом, который в равной степени необходим всем нам. Именно эта идея должна найти отклик в душе каждого ребенка.
Решается эта задачу систематической работой по приобщению воспитанников к миру природы. Особенно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания, специфики живого и его ценности. Добиться осознанного отношения дошкольника к природе можно и нужно.
Проблема: дети не всегда бережно относятся к миру природы.
Цель: формирование представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
расширить представления детей о домашних питомцах.
закрепить и пополнить знания детей о диких животных средней полосы России,
Расширить представление детей о комнатных и дикорастущих растениях .
продолжать знакомить детей с приемами ухода за растениями
Развивающие:
- Развивать память, мышление, внимание, воображение;
- Развивать любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение и бережное отношение к живой природе.
Предполагаемые результаты проектной деятельности:
- дети станут проявлять интерес к объектам природы;
- у детей расширятся знания о живой природе;
- у детей сформируется осознанное отношение к объектам природы, к себе и людям как части природы;
- у детей сформируется бережное отношение к объектам природы.
План реализации проекта:
Этапы | Названия мероприятия | Сроки |
1. Подготовительный | Сбор информации. Планирование работы с детьми и родителями. Подготовка оборудования для реализации проекта. | 1 неделя |
2. Основной | Работа с детьми Блок «Дикие и животные» Беседа: Кто и как помогает пережить животным холодную зиму», «Для чего зайцам нужны волки?» «Кто, чем питается». «Я знаю 5 животных» Пальчиковая игра: «Зимовье зверей», «Дикие животные», «Кто в лесу живет» Чтение Е. Чарушин «Медвежонок», Ю.Коваль «Заячьи тропы». С-р игра «Мы лесники» Игра со снегом «Построй домик для зайца» П/и «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «Охотники и звери», «Зайцы и медведи» Просмотр презентации «Животные леса зимой». Аппликация способом обрывания бумаги «Заинька зайка» Рисование «Мишка спит», Книжка малышка «Дикие животные» Лепка «Мишка в берлоге» | 1 неделя |
Блок «Домашние животные» Беседа с использованием иллюстративного материала «Домашние животные» «Труд животноводов», «Кто живёт на бабушкином дворе?», «Что чувствуют животные» Обсуждения ситуации: «Если у тебя заболел питомец». Сюжетно-ролевая игра: «Ветеринарная лечебница». «У бабушки в деревне», «Ферма» ЧХЛ В. Левин «Лошадь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Конструирование из деревянного конструктора «Ферма». д/и «Дружные семейки», «Кто, что даёт?» Выкладывание силуэтов домашних животных их подручных материалов. п/и «Стадо и волк», «Пастух и стадо» Аппликация «Овечка с ягненком» Рисование «Кто живет на дворе», Конструирование «Преврати конус в …» | 2 неделя | |
Блок «Растения средней полосы России » Наблюдение за деревьями, почками на деревьях, кустарниками Беседа «Деревья нашего участка», «Лес зимой», «Может ли мороз убить дерево», Беседа «Какие растения нас окружают?» Рассматривание картин И. Броцкого «Лес зимой», А.Саврасова «Зимний пейзаж» Д/и: «Расскажи о себе», «С какой ветки детки», «Четвертый лишний», Лото «Деревья» , «Продолжи» (найти закономерности и продолжить ряд слов: Береза, осина, сосна, …) «Найди свое дерево», «Дерево – куст, Д/и: «Отгадай-ка!» Пальчиковые игры «Деревья» Конструирование из бумаги (оригами) «Елочка Чтение х/л «Елочкина беда». Сказка «О маленьком кедре» К, Д. Ушинский «Спор деревьев», С. Прокофьев «Про маленький дубок» Заучивание стихотворения И. Никитина «Люблю природу русскую…» Рисование « Деревья в снегу», Аппликация Конструирование из бумаги «Белая береза» Презентация «Природа России» | 3 неделя | |
Блок Комнатные растения» Беседа «Мы любим уголок природы», «Растения - лекари», «Что любят комнатные растения?» «Рассматривание и сравнение комнатных растений» с/р игра «Магазин комнатных растений» практическая деятельность «Способы ухода за растениями» Д/ игра «Растения, живущие рядом с нами», «Собери цветок». «Назови потребности растений», «Собери комнатное растение», «Собери букет»; Чтение художественного произведения: О. Аленкина «Кактус», И. Евдокимова «Кактус», Ю. Лысаков «Кактус», Г. Охапкина «История одного растения» Разбор и моделирование ситуаций «Почему пожелтел листочек » Рисование с натуры «Комнатное растение», «Алгоритм ухода за растениями» Лепка «Кактус» Игра-имитация «Посадим комнатное растение» | 4 неделя | |
Работа с родителями: | ||
консультация для родителей «Природа дарит чудеса» Папка – передвижка «Воспитание любви к природе» | ||
3. Заключительный | Изготовление альбома «Домашние питомцы». Газета «Выставка котиков и др.» Книжки малышка «Дикие животные», «Растения зимой» Викторина «Знатоки природы» Подведение итогов проекта | 4 неделя |
Список использованной литературы
- Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 2015.
- Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40–49.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. — 432с
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт - Петербург «Детство - пресс» 2010 г
3. Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира. Вид проекта: внутренний, групповой, краткосрочный; Продолжительность: с 12 марта по 16 марта;
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители;
Ожидаемый результат: • расширение знаний о растительном и животном мире; • бережное отношение к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе; • формирование стремления к исследованию объектов природы; • развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной • активности, коммуникативных навыков • совместное составление презентации детей с родителями • представление презентации детей на итоговом занятии.
Этапы реализации программы.
Изучение методической и художественной литературы по данной теме, подготовка демонстрационного материала;
(Основной) этап: Создание предметно - развивающей среды, реализация проекта; Заключительный этап: Анализ работы по данному разделу, проведение итогового занятия с показом презентация, приготовленных детьми совместно с родителя
Образовательная область Вид деятельности Формы работы с детьми
1 Социально-коммуникативное развитие
Речевое
1. Беседа «Что такое природа?»; 2. С/р игра «Двор домашних
ное развитие животных»
3. Беседа "Что мы знаем о домашних животных"
4. Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Назови ласково»
2 Познавательное развитие
- Дидактические игры: «Природа – не природа», «Угадай по описанию», «Чей цветок?»; 2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, иллюстраций, картинок лекарственных растений, домашних
- 3 Речевое развитие Речевая 1. Чтение: стихотворения А. Плещеева «Весна»; (приложение 2) 2. Чтение Поэзия С. Маршака «Усатый - полосатый»; 3. Отгадывание задок (приложение 3)
- 4 Художественно-эстетическое развитие Изобразительная Творческая 1. Рисование на тему: «Зоопарк», «По – горам, по – долам»; (приложение 4,5) 2. Лепка «Лошадь»; 3. Раскрашивание картинок с животными, птицами, пейзажами; (приложение 6) 4. Слушание музыки А.Вивальди «Времена года».
- 5 Физическое развитие
- Подвижная игра: «Кот и мыши», «Лошадки»; 2. Физкультминутки: В деревне, Конь через мост идет шажком, На полянке
Приложение 1
Цель: создать условия для обобщения знаний детей о растительном и животном
Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей по экологии; формировать целостное представление о живой и неживой природе.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы; развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру, развивать чувство любви к объектам природы; закрепить умение работать в
Речевые: развивать связную речь и активный словарь
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская художественно – творческая (коллаж),восприятие художественной литературы
Формы организации детской деятельности: физминутка, игровая (дидактические игры, игра с мячом),восприятие художественной литературы (разгадывание загадок, чтение стих-я ),
коммуникативная (совместная деятельность, организация сотрудничества, обсуждение вопросов
познавательно – исследовательская (игры, вопросы поискового характера).
Формы организации: фронтальная, подгрупповая Оборудование: картинки с изображением животных, деревьев, медали, эмблемы командам, песочные часы, круги зеленого и красного цвета,
Иллюстрированный материал (дикие животные леса, знаки "Что нельзя делать в лесу", " Кто где живет, муз.центр, запись музыки из телепередачи "В мире животных", фонограмма песни "Звериная зарядка",«Раскрасим все планеты» «Барбарики», «Улыбка» автор Пляцковский М., композитор Шаинский В. викторина, чтение художественной литературы, вопросы и ответы, создание проблемной ситуации, загадки, физкультминутка, рассматривание иллюстраций
Предварительная работа:
.
Алексей Плещеев - стихи Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. "Весна!"- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят - кто больше всех Природы любит обновленье!
Приложение
Загадки По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды) •В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его - полоска света, А зовут объект… (Комета) •Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки. (Облака) •Как над речкой, над рекой Появился вдруг цветной Чудо мостик подвесной. (Радуга) •Серебристый занавес с неба вдруг спустился. Серебристый занавес каплями пролился. Уронила занавес тучка, представляешь? Что за чудный занавес? Может, угадаешь? (Дождь) •По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик своё потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует - оно задрожит. (Лужа) •Это что за невидимка Хлопает в саду калиткой, На столе листает книжку, Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку, Покачал в коляске Димку, Поиграл листвой, поверьте! Ну, конечно, это… (Ветер) •Петух - будильник во дворе. Всех будит рано на ... (заре). Привет он звонкий солнцу шлёт И кукарекает не зря. Алеет краем ... (небосвод): Его благодарит ... (заря). •В небе чистом от дождя Светит яркая дуга. Улыбается всегда Семицветка - ... (радуга). •Совы селятся в лесах. Звёзды светят в ... (небесах).
Приложение 4 Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе по теме «
Задачи: Образовательные • Учить детей отражать в рисунке свои впечатления, побуждая к самостоятельному нахождению выразительных средств; • передавая движение фигур; • Закреплять умение рисовать различными изобразительными материалами; • Продолжать вырабатывать навыки рисования простым карандашом. Развивающие • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений; • Развивать творчество: умение самостоятельно выбирать содержание своих работ и воплощать собственные замыслы; • Развивать связную речь детей при составлении коротких рассказов о животных Воспитательные • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; • Формировать трудовые навыки и умения: организовать своё рабочее место, подготовить необходимые для работы материалы; • Воспитывать коммуникативные навыки: умение действовать совместно, договариваться, уступат
ХОД ЗАНЯТИЯ. I. Организационный момент. Колокольчик наш звенит, Нам ленится, не велит. На занятие торопит нас – Рисование сейчас.
II. Основная часть занятия. 1. Введение в тему занятия.
Педагог: Угадайте загадку, и вы узнаете, кто к нам сегодня прилетел на занятие. Эту птицу каждый знает, В теплый край не улетает. Эта птица - круглый год. Во дворе у нас живет. И чирикает она. Громко с самого утра: - Просыпайтесь поскорей. Всех торопит. Дети: Воробей. Педагог: К нам в гости прилетел воробей. (Педагог показывает картинку с изображением воробья.) Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии. Педагог: Ребята, давайте покормит нашего воробья. Дети произносят слова. Воробушек, воробушек. Покушай наших зернышек. (Круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой). Одно ржаное, Второе овсяное, Третье льняное, Четвертое горчичное, Пятое пшеничное. (Зажимаются по очереди пальчики). Клюй, не робей! Наш любимый воробей. (Кулак, ребро, ладонь). Педагог: Ребята, а в каком художественном произведении встречается воробей? Дети: «Где обедал воробей?»
Педагог: Кто написал это произведение? Дети: Самуил Яковлевич Маршак. Педагог: Ребята, а как вы думаете, где был воробей раньше, до того как прилетел к нам на занятие? (дети высказывают свои предположения, педагог следит, чтобы ответы детей были полными). 2. Работа по теме занятия. Педагог: А давайте спросим у нашего волшебного зеркала. Оно у нас все всегда знает. Повторяйте вместе со мной волшебные слова (педагог смотрит в зеркало). Свет наш зеркальце скажи. Нам всю правду расскажи. Воробья нам покажи. Педагог показывает картинку с изображением зоопарка. Педагог: Ой, ребята, куда мы попали? Дети: В зоопарк. Педагог: Сейчас мы с вами отправимся в зоопарк посмотреть на животных. Как вы думаете, каких животных мы сможем там увидеть? А каких животных встретил воробей в зоопарке? Дети: Льва, слона, носорога, крокодила, лису, моржа, кенгуру. Педагог: А что животные делают в зоопарке? Дети: Едят, отдыхают, играют, лазают, спят, купаются. Педагог: Отправляемся (подходим к «Зоопарку»). Но что случилось? Животных в зоопарке не оказалось. Хотите помочь животным вернуться? Как можно это сделать? Дети: Нарисовать. Педагог: Поможем нашим пальчикам подготовиться к рисованию. Пальчиковая гимнастика «Животные» За мамой слонихой шагает слоненок. За медведицей топает медвежонок. За лисою крадется лисенок. За львицей шагает маленький львенок, За волчицей крадется волчонок. За зайчихой прыгает зайчонок.
За верблюдицей бежит верблюжонок. За тигрицей крадется тигренок. За кем же торопится каждый ребенок? Дети поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки. Педагог: Сейчас подумайте, какого животного вы будете рисовать, подберите лист бумаги и материал, которым хотите изобразить животного и приступайте. Самостоятельная работа детей. Кто быстро нарисовал, предложить: 1. Взять ещё лист, нарисовать другого животного или его детёныша; 2. Д/и «Собери и угадай» (разрезные картинки животных). Педагог: Устали? Пойдёмте на ковёр, отдохнём. Динамическая пауза. Педагог: Ой, ребята, посмотрите? Животные делают зарядку. Звери рано все встают. На зарядку все идут. (Ходьба на месте, руки на поясе). Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо). Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (Вращения головой). Подметает хомка хатку. (Наклоны). И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! (Приседания). Лиса плечи поднимает, (Поднять плечи). Лиса плечи опускает. (Опустить плечи). Слоны до пяти считают, Слоны гири поднимают. (Имитация поднимания гири, дети «поднимают гири», фиксируя счет так, чтобы на счет «пять» руки были подняты вверх).
Раз, два, три, четыре, пять. (Сохранить положение «руки вверх»). Будем гири опускать! Пять, четыре, три, два, один. («Опускание гири», фиксируя положение так, чтобы на счет «один» руки были опущены к плечам). Педагог: А сейчас давайте вернём наших животных в зоопарк, берём клеевые карандаши, намазываем и помещаем животных в вольеры (дети размещают своих животных на общем листе по желанию). Педагог: Посмотрите, как все животные рады. Придумайте кличку своему животному и расскажите, что оно делает в зоопарке, какое оно? (рассказы детей). Педагог: Благодаря тому, что все старались и нарисовали, таких разных и интересных животных, воробушек еще не раз прилетит в наш зоопарк. А сейчас пока наше путешествие закончилось. Всем спасибо.
Приложение 7
Физкультминутки.
В деревне Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.) Конь через мост идет шажком Конь через мост идет шажко
Мы тоже можем так. (Дети изображают лошадок, бегут в одну сторону рысцой, потом шагом.)
Теперь пора и отдохнуть, Устали как-никак. Поесть, попить и снова в путь... Мы тоже можем так. (Все приседают и движениями показывают, как наливают чай, размешивают сахар ложечками, нарезают бутерброды, потом пьют, едят, а после этого (возможны варианты) начинают снова работать.) На полянке Ловко прыгают зайчата: Прыг да прыг, скок да скок! Быстро бегать зайцам надо, Чтоб не скушал серый волк! (Прыжки на месте.) Медвежонок не боится Волка, кабана, лисицы. Мишка по лесу идёт: «Где здесь пчёлы, где здесь мёд?» (Ходьба на месте.) А по небу ходят тучи, Вот пробился солнца лучик. (Потягивания — руки вверх.) И вокруг запели птицы! (Потягивания — руки в стороны, вверх.) Сойки, галки и синицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект полихудожественного занятия для подготовительного возраста «Природа в искусстве» «Волна»
Цель:Познакомить детей с морским пейзажем как жанром живописи. И. К. Айвазовский «Волна».Задачи:1.Развивать у детей интерес к пейзажной живописи.2. Развивать эмоциональную, чувствительную сферу детей,...
Проект в подготовительной группе "Природа родного края"
Прими все, что есть в природе.Ищи истину в природе вместе с ребенком.Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.Искренне восхищайся красотой природы и вс...
Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природа – мой чистый дом»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечив...
Проект для подготовительной группы "Мастерская природы"
Экологический проект«Мастерская природы»(для детей подготовительной группы)Воспитатель: Ильченко Н.Д.Проблема. «Как в памяти запечатлеть природы дивные мотивы?»Место защиты: Групповая комнатаПер...
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину»....
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»
Актуальность проекта:Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником п...
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и ...