Проект подготовительной группы "Юные исследователи"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско - творческое отношение к миру. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_issledovatelskaya_deyatelnost.pptx | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экспериментирование в ДОУ по ФГОС В соответствии с требованиями ФГОС ДО, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ. Краткосрочный проект в подготовительной группе по ФГОС может иметь разнообразную тематику, учитывая предрасположенность детей. Воспитатели стараются пользоваться проблемным обучением для развития логического мышления в своих воспитанниках. Краткосрочные проекты в подготовительной группе направлены на моделирование нестандартных ситуаций, разгадывание головоломок, проведение опытно-исследовательской деятельности.
Цель проекта Развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей. Задачи проекта 1. Организовать предметно – развивающую среду. 2. Развивать интерес к исследовательскому поиску. 3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни. 4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Актуальность проекта В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность: Н.Поддьяков , А.Савенков, А.Чистякова, отмечают основную особенность познавательной деятельности: « ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка ». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Этапы реализации проекта: 1 этап – организационно – диагностический; 2 этап – формирующий; 3 этап – заключительный. Ожидаемый результат: 1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; 2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения; 3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач; 5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
1 этап – Организационно – диагностический Формы работы 1. Анализ научной и методической литературы. 2. Подборка опытов с описанием проведения. 3. Организация предметно – развивающей среды. Содержание деятельности Определение актуальности, постановка цели и задач . Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми. Создание условий для детского экспериментирования: Подбор оборудования для проведения опытов.
2 этап – Формирующий Формы работы – проведение опытов Содержание деятельности 1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Юные исследователи» с необходимым для опытов оборудованием). 2. Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов. 3. Работа с родителями: Консультации, информационные буклеты.
3 этап – Заключительный Содержание деятельности Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми.
ЦАРИЦА – ВОДИЦА Занятие по опытно – экспериментальной деятельности ЦЕЛЬ: совершенствовать представления детей о состояниях воды. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; Развивать речь, мышление, любознательность; Развивать умения делать выводы, умозаключения; Воспитывать аккуратность при работе; ОБОРУДОВАНИЕ: Прозрачные стаканчики, емкость разной формы, сок, соль, сахар, лимон, краски, кисточка, чайный настой и др. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Организационный прием; Художественное слово; Уточнение, опросы, игровые приемы; Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии; 2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; 4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности; 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям; 8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает , В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам ни умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить! Н.Рыжова
Несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии; 2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; 4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности; 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям; 8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям. Какого цвета вода? Возьмем два стакана, один с водой, а другой с соком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с соком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок видно, а через сок нет. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии; 2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; 4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности; 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям; 8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям. Какой формы вода? Рассматривая формы предметов, находящихся в группе, воспитатель задает детям вопрос, а имеет ли форму вода? Для этого возьмем емкости разной формы и нальем в них воды. Форма, которую принимает вода все время изменяется. Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. Вода на дороге растекается, в ямках собирается, в землю впитывается. Итак вода не имеет формы . Далее с ребятами мы определили: Есть ли запах у воды ?; Имеет ли вода вкус ? И сделали вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии; 2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; 4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности; 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям; 8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям. Вода испаряется и превращается в пар Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды. Материал к игре. Термос (чайник) с кипятком, зеркальце среднего размера (стекло с обработанными краями) ВНИМАНИЕ!!! Эксперимент может быть организован только при соблюдении техники безопасности, НЕЛЬЗЯ оставлять детей без присмотра в процессе деятельности!
Обратить внимание детей, что из термоса идет пар, трогать его нельзя, потому что он горячий! Поместим над открытым термосом зеркальце Вопросы детям: Что появилось на зеркальце? Вывод: пар – это тоже вода
Взяли воду и поместили туда лед. Лед всплыл на поверхность. Лед обладает меньшей плотностью, чем вода. Делаем вывод: лед легче воды! Лед легче воды?
Изготовление цветных льдинок Вывод: вода растворяет в себе краску, замерзает при низких температурах. Замершая вода имеет форму.
Что происходит, когда вода замерзает? Наполняем сосуды водой и записываем высоту. Ставим один сосуд в холод и ждем, пока вода не замерзнет. Теперь снова измеряем высоту воды, что произошло? До После
Наше творчество на улице
Наш уголок экспериментирования «Юные исследователи»
Консультации для родителей
И еще немного экспериментов для Вас!
КАК ПОСЛАТЬ ТАЙНОЕ СООБЩЕНИЕ Для этого опыта нам потребуется: -чашка крепкого черного чая; -лимон; -лист белой бумаги; -стакан; -кисть для рисования; -миска (достаточно большая, чтобы в нее поместился лист бумаги)
Что ты заметил? Когда сообщение, написанное лимонным соком высыхает, то его становится не видно. Когда ты кладешь в миску с чаем, то сообщение снова появляется. Как это объяснить? В чае содержится таниновая кислота, которая является красителем черного чая, взаимодействуя с лимонной кислотой происходит проявление надписи.
ЛИМОН МОЖЕТ ПЛАВАТЬ? Для этого опыта нам потребуется: - лимон; - миска с водой Наполним миску водой так, чтобы она покрыла лимон. Лимон в миске утонет или останется на поверхности? Теперь разрежем лимон и положим его в миску с водой. Кусочки лимона утонули или остались на поверхности? Что ты заметил? Целый лимон не тонет, а разрезанный тонет. Как это объяснить? Кусочки лимона тонут в воде из-за мякоти. Мякоть впитывает воду и вес воды заставляет кусочки лимона опускаться на дно. Целый лимон не может впитывать в себя воду из-за непроницаемой цедры.
СДЕЛАЙ САМ ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ Для этого опыта нам потребуется: -скорлупа 12 яиц; 2 ст. ложки муки; -2 ст. ложки очень горячей воды; -скалка, поднос, миска
Результаты осуществления проекта В ходе наблюдения за детьми в процессе опытно-экспериментальной деятельности мы получили результаты, которые свидетельствуют о том, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств: - более глубокое усвоение предметного содержания; - высокая способность к концентрированию знаний из разных областей; - развитие творческого мышления; - большое количество идей, их глубина, оригинальность; - эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по познавательному развитию "Исследовательская деятельность в подготовительной группе "Исследователи"
Иссдовательская деятельность даёт детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность....
Методический проект «Воспитываем юных исследователей»
материалы по реализации проекта...
Проект "Лаборатория маленьких исследователей"
Педагогический проект дополнительного образования детей...
Проект Лаборатория "Маленькие исследователи"
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через эк...
Проект мы маленькие исследователи
Проект поможет проявить интерес младших дошкольников к экспериментированию...
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Исследователи воды»
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Исследователи воды»...
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»...