Конспект по кружку "Почемучки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД на тему "Песок и глина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektnod_v_starshey_gruppe_po_kruzhku_pochemuchki.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Песок и глина».
Цель: систематизировать знания детей о свойствах песка и глины через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- расширить знания детей о свойствах песка и глины;
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление;
-развивать и совершенствовать у детей тонкую и общую моторику, навыки координации движений, ориентировки в пространстве и на плоскости;
Воспитательные
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, ответственность, инициативность;
Словарная работа: песчинки, сыпучий, глиняная, скульптор, скульптура, песчаная буря.
Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций с изображением изделий из песка и глины; беседы; рассматривание песка, глины на прогулке.
Материалы и оборудование: песок и глина, Совунья, одноразовые тарелки и ложки, песочные часы, палочки, лупы, баночка, резиновая трубочка, воронки, презентация «Песок и глина – наши помощники», музыка «Звуки природы – Пустыня».
Методы и приёмы: беседа, игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям по теме, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, рассматривание иллюстраций, объяснение.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Форма организации детей: групповая
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «На работу», физкультминутка «Начинается разминка», МП игра «Песок и глина».
Ход занятия:
I. Вводная часть – 3 минуты.
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите за столы.
II. Основная часть – 20 – 25 минут
Воспитатель достает из мешочков песок и глину.
Ребята, как вы думаете, что это? (Ответы детей) Молодцы! Да, это песок и глина. Ребята, что можно делать с песком? (Ответы детей) Давайте проверим какими свойствами обладают песок и глина! Но сначала нам надо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «На работу»
Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
(Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — сжимать и разжимать пальцы, а на слово «Ура» - широко расставить пальцы в стороны. На последнюю фразу – хлопки в ладоши)
ОПЫТ №1 (Работа с лупой).
Воспитатель:
- Внимательно рассмотрите песок и глину.
- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
- Как выглядит глина? (слайд 2)
Вывод:
Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой. Глина состоит из кусочков.
ОПЫТ №2
Воспитатель:
Возьмите песок в ложку и аккуратно насыпайте его на тарелочку. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? (Он сыпучий)
А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее. Что легче делать? (Насыпать песок) Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды. А глина сыпучая? Подумайте. А как глина сыпется? (комочками) Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько времени прошло? (Ответы детей) Что у меня в руках, кто знает? (Песочные часы) Когда песок из одной емкости пересыпется в другую, пройдет 2 минуты. (Демонстрирую) Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя? Давайте сделаем вывод.
Вывод:
ПЕСОК СЫПУЧИЙ, А ГЛИНА НЕТ.
Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия.
ОПЫТ № 3
Воспитатель: Ребята, возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (Палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга) А теперь тоже сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете? (Глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно)
Воспитатель: Ребята, давайте выполним модель песка и глины. Выходите на ковёр.
МП игра «Песок и глина» (песок – дети встают с расстоянием между друг другом; глина - встают плотно друг к другу).
Вывод: песчинки располагаются далеко друг от друга, а у глины близко.
Воспитатель предлагает детям присесть за столы.
Воспитатель: Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.
(Слайд 3. Показ слайда «Пустыня»)
Посмотрите ребята на слайд. Что на нём изображено? Что вы знаете о пустыне? (Рассказы детей)
Воспитатель рассказывает детям.
В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь, выползают.
Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Звук песка)
Воспитатель: Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке? (Ответы детей) Только сначала мы немного разомнёмся.
Физкультминутка «Начинается разминка»
Начинается разминка
Встали, выровняли спинки.
Вправо, влево наклонились
Начинаем приседать –
Раз-два-три-четыре-пять.
Руки к верху поднимаем
И спокойно опускаем
Отдохнули все слегка? (Да).
За работу нам пора.
ОПЫТ №4
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим впитывают ли песок и глина воду?
Возьмите два стаканчика с песком и глиной, стаканчик с водой.
Аккуратно налейте немного воды в стаканчик с песком. Потрогайте песок.
Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? (Она впиталась в песок). А теперь налейте немного воды в стаканчик с глиной. Скажите, как водичка впитывается: быстро или медленно? (Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине).
Вывод: Песок легко пропускает воду, а глина водонепроницаемая.
Воспитатель: Какое свойство песка и глины вы еще знаете?
(слайд 4. Дети играют с песком) Формуется только сырой песок. При высыхании фигурки из песка рассыпаются
Формуется только хорошо размоченная глина. При высыхании фигурки из глины остаются крепкими.
Итог занятия:
- Что мы сегодня делали? Что нового вы узнали?
- Давайте повторим все свойства песка и глины. (Рассказы детей).
- Вот эти все свойства песка и глины, люди используют. Поэтому песок и глина – это полезные ископаемые.
- А что такое полезные ископаемые? (Ответы детей).
- Для чего нужен песок и глина? (Демонстрация слайдов 5,6 - песок: для игр, посыпают дорожки, при пожаре; глина – лепят игрушки, посуду.)
- (слайд 7,8). С песком играют не только дети, но иногда взрослые. Оказывается, взрослые тоже очень любят работать с песком: скульпторы создают разные скульптуры.
- Ребята, что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! На сегодня наша лаборатория закрывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспектпо математике в подготовительной группе.
Конспектпо математике в подготовительной группе....