Конспект по кружку "Почемучки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мельникова Валентина Владимировна

Конспект НОД на тему "Удивительные камни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_po_kruzhku_pochemuchki_3.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД во второй младшей группе «Удивительные камни»

Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности и т. д. ;
- учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней (крепкий, : твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий и др.)
- закрепить представления детей о том, что камни – это компонент неживой природы.
развивающие:
- развивать у детей сенсорные ощущения,
- развивать память, внимание, связную речь;
- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к камням, желание обследовать их, любоваться ими.
Активизация словаря:

- камень, твердый, прочный, тяжелый, лёгкий, гладкий, неровный, блестящий, не блестящий, холодный, теплый;
- тонет, плавает, рисует, пачкает, растворяется, не растворяется.
Материалы и оборудование:
Речные камешки разного размера, разной фактуры; керамзит, весы
Коррекционные дощечки
У детей : уголь, мел, листы черного, белого картона, ёмкости с водой, пластилин, лупы, влажные салфетки.
                                                                      Ход НОД.
Дети встают в круг и говорят приветствие: «Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся»

 Воспитатель: Ребята, что я вам сегодня принесла, узнаете, если отгадаете мою загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой одному не поднять.

Что это? Кто отгадал мою загадку?

Ответы детей:  (камень)

Воспитатель: Посмотрите, сколько разных камешков я набрала. (показываю детям на подносе.) Все они такие разные и каждый по- своему хорош и может рассказать о себе много интересного, нужно только научиться разгадывать его тайны.

Воспитатель: Сейчас я хочу познакомить вас с двумя друзьями:

Я – чудесный Уголёк.

Чёрный у меня бочок.

Ярко в печке я горю.

Людям всем тепло дарю!

Давайте попробуем сжать его в руке. Он твердый или мягкий?

Ответы детей: (Твердый)

Воспитатель: Гладкий или шершавый?

Ответы детей: (Шершавый)

Воспитатель: Ребята вы испачкали руки? Значит, он может оставлять следы

Воспитатель: Скажите, на каком листе его след будет лучше виден? На белом, или на чёрном? Попробуйте.

(Делают вывод)

Белый маленький комочек

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске.

Белят потолки и печки. Растворяется легко.

Опусти комочек в речку – утечет как молоко.

Ответы детей:(Мел)

Воспитатель: Давайте рассмотрим второго друга. Какого он цвета?

Ответы детей: (Белый)

Воспитатель: Совсем не похож на уголька. Твердый или мягкий?

Ответы детей: (Твердый)

Воспитатель: Гладкий или шершавый?

Ответы детей: (Гладкий)

Воспитатель: Смотрите он тоже испачкал ваши руки. Он тоже умеет оставлять следы.

Порисуйте им на черном листе. Похожи наши друзья? Чем похожи?

 Ответы детей: (Твердые, пачкают руки)

 Воспитатель: А чем отличаются?

 Ответы детей: (Разного цвета, мел гладкий, а уголь шершавый.

Воспитатель: Уголь и мел добывают глубоко в земле.

Динамическая пауза:

По дорожке мы пошли. Много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы в лево пошли, пестрых камешков нашли,

И с собой все принесли.

Воспитатель: Вот еще, какие красивые камешки я хочу вам показать.

(Раздаю каждому ребёнку по камешку гладкому обработанному)

Опыт 1 Определение температуры камня

Воспитатель: Приложите его к щёчке.

Какой он теплый или холодный? Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее?

Опыт 2 Определение жесткости камня

Воспитатель: А теперь возьмите в левую руку камешек, а в правую пластилин и сожмите. Что произошло с камешком, а что с пластилином? Почему? (Камень твёрже пластилина)

Опыт 3 Определение веса из них легче, а какие тяжелей?

Воспитатель: У меня камешки разные большие и маленькие. Какие из них легче, а какие тяжелей? Как вы думаете?

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камешек (Делают вывод: Камни бывают разные: Тяжёлые и лёгкие)

Воспитатель: При помощи чего, можно определить вес камня?

Какой камень тяжелее большой или маленький? (Взвешиваем, делаем вывод)

Опыт 4 Определение характера поверхности

Воспитатель: Погладьте большой камешек. Какой он? Погладьте маленький камешек. Что можно про них сказать? А теперь посмотрите на них через лупу. Что заметили? (делают вывод)

Опыт 5 Плавучесть

Воспитатель: Что будет если камешек положить в воду (пусть ребенок сформирует свою гипотезу). Он утонет или будет плавать? Положите камешки в воду, что произошло? Все ли камни тонут? Это керамзит. Повторите, как называется камешек? Опустите его в воду (Дети делают вывод)

 Воспитатель: Обращаю внимание, что цвет камня изменился, стал ярче.

А сейчас я вас приглашаю на выставку, посмотрите какие красивые вещи делают из камней (показываю рассказываю, что и из чего сделано)

Воспитатель: Что я вам принесла? Как зовут друзей: черного? Белого?

Какие бывают камни? Что произойдет, если камень опустить в воду? Что можно делать из камней? Какой камень не тонет? Потрогайте и угадайте, что в моём мешочке лежит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектпо математике в подготовительной группе.

Конспектпо математике в подготовительной группе....