Картотека дидактических игр экологического содержания. "Старший дошкольный возраст".
материал по окружающему миру
Дидактические игры экологического содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_ekologii_starshiy_doshkolnyy_vozrast.docx | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр экологического содержания. Старший дошкольный возраст.
«Что в корзинку мы берем».
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а также корзинок.
Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
«Вершки – корешки».
Цель: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода».
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Угадай, что в мешочке?».
Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.
Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»? играть мы будем сегодня по-иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.
«Природа и человек»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
«Выбери нужное».
Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например, «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.
«Где снежинки?»
Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры:
Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
«С какой ветки детки?»
Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.
Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.
«Прилетели птицы».
Цель: уточнить представление о птицах.
Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Например, прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают –
Что неправильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают.
- прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
«Когда это бывает?»
Цель: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Звери, птицы, рыбы.
Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя)
«Угадай, что где растет».
Цель: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
«Весной, летом, осенью».
Цель: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
«Сложи животное».
Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.
Материалы: картинки с изображением разных животных. (каждое в двух экземплярах).
Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
«Что из чего сделано?»
Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
«Угадай – ка».
Цель: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
«Съедобное – несъедобное».
Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.
«Назови три предмета».
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель называет одно слово, например, цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например, цветы
- Ромашка, роза, василек.
«Цветочный магазин».
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Материалы: лепестки, цветные картинки.
Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету, и по форме.
Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.
Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
«Четвертый лишний».
Цель: закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
«Чудесный мешочек».
Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Материалы: мешочек.
Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.
«Полезные – неполезные».
Цель: закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Материалы: карточки с изображением продуктов.
Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.
«Узнай и назови»
Цель: закрепить знания лекарственных растений.
Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).
Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).
«Что я за зверь?»
Цель: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.
Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.
Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.
Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.
Участник задает вопросы группе игроков, например, зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.
Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.
«Назовите растение».
Цель: уточнять знания о комнатных растениях.
Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
«Кто где живёт»
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает».
Цель: закреплять знания об объектах живой природы.
Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
«Береги природу».
Цель: закреплять знания об охране объектов природы.
Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например, убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
«Цепочка».
Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.
Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
«Что было бы, если из леса исчезли…»
Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
«Ходят капельки по кругу».
Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке, прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
«Я знаю».
Цель: закреплять знания о природе. Развивать познавательный и
интерес.
Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.
«Что это такое?»
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.
Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например, «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.
«Узнай птицу по силуэту».
Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.
Живое – неживое.
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.
Природная аптека.
Цель : закреплять умение различать и называть лекарственные растения, находить нужное растение по описанию, среди других. Научить детей группировать лекарственные растения по их применению в обычной жизни.
Оборудование: карточки с лекарственными растениями (обратная сторона карточки окрашена в однотонный цвет).
Ход игры:
Вариант 1. Дети исполняют роли фармацевтов и покупателей. Чтобы сделать покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, его применение. Фармацевт должен догадаться, что это за растение, назвать его, затем выдать покупку.
Вариант 2. На столе поднос с карточками лекарственных растений. Дети выбирают понравившийся цвет карточки, называют лекарственное растение, изображенное на карточке, а другой ребёнок должен назвать применение растения в обычной жизни.
Юные экологи
Цель игры: закреплять знания детей о природе, о необходимости сбережения природных ресурсов, развивать познавательный интерес.
Оборудование: значки юного эколога.
Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Дети с помощью считалки, выбирают юных экологов, а остальные дети задают им вопросы. Вопросы заранее не готовятся, можно пользоваться примерными.
1.Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
2.Для чего природе нужны хищники?
3.Что такое красная книга и для чего она нужна?
4.Для чего люди создают заповедники?
5.Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?
6.Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?
и так далее.
Путаница
Цель игры: закреплять знания детей о взаимосвязи в природе, условиях необходимых для роста и питания (животные, птицы, растения, насекомые), местах их обитания. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: предметные карточки с магнитами, картина леса (формат ватмана).
Ход игры:
Вариант 1 Воспитатель обращает внимание детей на картинку леса, и говорит, что в лесу произошла путаница и теперь лес может исчезнуть вместе с жителями леса и растениями, давайте исправим с вами путаницу и наведём порядок. Дети внимательно рассматривают картину леса и исправляют ошибки, делая пояснения своего выбора.
Вариант 2 Воспитатель на картине леса убирает всех птиц, и спрашивает детей, что произойдёт если исчезнут птицы? (растения, животные, насекомые, деревья). Дети делают выводы.
Полезные дела
Цель игры: развивать у детей интерес к природоохранной деятельности, осознанное её выполнение. Воспитывать гуманное отношение к природе.
Оборудование: природные объекты детского сада, парка.
Ход игры: на прогулке воспитатель предлагает детям внимательно понаблюдать за состоянием природных объектов, обратить внимание на состояние игровой площадки. Задача детей заметить недостатки в состоянии природных объектов и рассказать, как их можно устранить. Побуждать детей к рассказыванию того, как они будут выполнять свою работу. В заключении прогулке подводится итог о полезных делах.
Какая я птичка?
Цель игры: уточнить знания детей о птицах Московской области, закреплять знания о зимующих и перелётных птицах, развивать подражательные способности, фантазию и познавательный интерес.
Оборудование: предметные карточки с птицами региона
Ход игры: в начале игры выбирают ведущего, ему воспитатель на ухо называет птицу, ребёнок без слов показывает птицу, её особенности, а все остальные должны угадать птицу, рассказать об особенностях этой птицы, если дети отгадали, то ведущий показывает картинку с птицей. Далее ведущий меняется, и игра продолжается.
Игра в слова
Цель игры: развивать внимание, память, умение детей классифицировать по признакам.
Оборудование: мяч
Ход игры:
Вариант 1 Дети стоят полукругом, воспитатель называет одно слово, например, дерево, а тот, кому бросает мяч, должен сказать три слова, которые можно назвать, одним словом. Игра продолжается.
Вариант 2 Ребёнок с мячом называет три слова и бросает мяч, тот, кому брошен мяч, называет одно слово, к какому классу объекту природы относится.
Юные экологи
Цель игры: закреплять знания об охране природных объектов, правила поведения в окружающей среде. Развивать познавательный интерес и память.
Оборудование: мнемотаблицы, карточки с экологическими правилами поведения, 2 значка юного эколога.
Ход игры: Воспитатель делит детей на две подгруппы, одна подгруппа работает по таблицам, составляя рассказ об охране природных объектов, другая с карточками выбирая только правильные правила поведения в окружающей среде. В конце игры дети выбирают от своей подгруппы юного эколога, который будет рассказывать.
Большой Ух
Цель игры: учить детей слышать звуки природы, развивать умение слышать природные явления в музыке. Способствовать развитию интереса к познанию явлений окружающего мира через музыку.
Оборудование: музыкальный центр, диск с записями звуков природы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям лечь на ковёр и закрыть глаза, внимательно прослушать звуковую запись и назвать те явления природы, которые они услышали. Выигрывает тот ребёнок, который больше всех назовёт звуков природы.
Знатоки цветов
Цель игры: закрепить знания о комнатных цветах, их строение, правила ухода, какую пользу они приносят человеку. Расширять кругозор детей. Воспитывать любовь и умение любоваться цветами.
Оборудование: разноцветные конверты с разрезными карточки (комнатные цветы).
Ход игры: Участник игры выбирает себе понравившийся цвет конверта, по сигналу собирает цветок из разрезных карточек, учитывая строение цветка, после говорит, какой комнатный цветок он собрал, рассказывает о правилах ухода за ним, какую пользу он приносит человеку. Игра продолжается пока последний участник не выполнит задание.
Подводный мир
Цель игры: закреплять знания детей о рыбах, как живых существах, живущих в воде о необходимости охраны среды их обитания, закрепить их названия, воспитывать интерес к подводному миру.
Оборудование: загадки о разнообразных рыбах (на выбор воспитателя), мнемотаблицы.
Ход игры:
Вариант1.Воспитатель загадывает загадку о рыбах, участник игры который её отгадал, с помощью мнемотаблицы рассказывает всё об этой рыбе, игра продолжается, пока все загадки не будут разгаданы.
Вариант2. Участники игры с помощью мнемотоблицы рассказывают о рыбе, её особенностях, но не называют название, остальные дети должны угадать рыбу.
Земля, воздух, вода
Цель: закреплять знания о трех природных средах, развивает слуховое восприятие и скорость
Воспитатель, бросив мяч ребенку, называет живое существо. Ребенок отвечает, в какой природной среде оно обитает. Например: «ворона» – «воздух», «карась» – «вода», «енот» – «земля».
Животные, рыбы, птицы
Цель: закрепить понимание, на какие классы разделяются живые существа.
Воспитатель, бросив мяч, называет класс живых существ. Ребенок называет вид, принадлежащий этому классу. К примеру: «птица» – «соловей», «животное» – «лошадь», «рыба» – «сом». Повторяться нельзя.
Человек и природа
Цель: формировать и закреплять понимание, что в окружающем мире создано человеческими руками, а что дает природа.
Занятие по экологии проходит в форме беседы. Воспитатель бросает мяч ребенку, спрашивает: «Что создал человек?» и «Что создала природа?». Ребенок отвечает. Ответами на первый вопрос могут быть «дома», «дороги», «заводы», «автомобили». На второй – «нефть», «древесина», «торф», «уголь», «соль».
Найди лишнее
Цель: закреплять знания о насекомых, формировать понимание об их отличии от других живых существ.
Воспитатель перечисляет четырех существ, дети говорят, какое слово лишнее:
кролик, енот, волк, [пчела];
воробей, [муравей], грач, перепелка;
мотылек, стрекоза, [куница], шмель;
стрекоза, саранча, [пчела], божья коровка;
комар, майский жук, [ящерица], бабочка;
кузнечик, мотылек, [синица], мошкара;
клоп, таракан, [пчела], тля;
ящерица, [стрекоза], черепаха, жаба.
Назови насекомое
Чтобы провести экологическую игру, формирующую понятие «насекомых», необходимо разрезать на небольшие части картинки, на которых изображены:
летящая стрекоза;
муха;
гусеница на цветке;
бабочка с раскрытыми крыльями;
божья коровка;
собирающая нектар пчела;
жук на ветке;
кузнечик в траве. Дети должны правильно сложить пазлы
Вершки и корешки
Цель: закрепление знаний о том, какие части растений пригодны в пищу.
Понадобятся два хула-хупа (красный и зеленый) и карточки с изображением огородных растений. Хула-хупы нужно положить так, чтобы они пересеклись. Зеленый – для вершков (зелени), красный – для корешков (корнеплодов), центральная часть (где хула-хупы пересекаются) – для растений, у которых съедобны и зелень, и подземная часть. Дети по очереди берут карточки, кладут в соответствующие зоны.
Съедобное-несъедобное
Цель: учить дошкольников различать съедобные и несъедобные грибы.
Для занятия требуются картинки грибов и корзина. Воспитатель задает загадку о грибе. Дети отгадывают, находят изображение среди картинок. Если гриб съедобный, кладут картинку в корзину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр экологического развития детей дошкольного возраста
Дидактические игры подобраны из разных источников для детей старшего возраста....
Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Беседы по экологии...
Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
картотека по окружающему миру старшая группа...
картотека бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
картотека бесед по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр экологического содержания. Младший дошкольный возраст
Дидактические игры экологического содержания....