Мои публикации
консультация (старшая группа)

Глушкова Тамара Борисовна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русского народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОБУ Ирбейский д/с № 2 «Солнышко»

Муниципальный профессиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог года- 2023» в Ирбейском районе

Номинация конкурса «Воспитатель года»

Конкурсное испытание «Совместная деятельность педагога с детьми»

февраля 2023 года

Глушкова Т.Б., воспитатель,

                                                     МДОБУ Ирбейский д/с № 2 «Солнышко»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Богатыри земли русской»

Цель: воспитание любви к своей Родине, воспитание интереса к истории своей страны, чувства сопричастности к культуре своего народа.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство детей с отдельными эпизодами истории страны через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы.
  • Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.

Развивающие:

  • Развитие диалогической и монологической речи детей, обогащение словарного запаса детей.
  • Развитие коммуникативных навыков детей, умение находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми.

  Воспитательные:

  • Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Игровые роли: богатыри, красны девицы

Оборудование и материалы: компьютер, экран, проектор, камень на распутье, картинки с изображением оружия, доспехи богатырей.

Подготовительная деятельность: чтение былин, сказаний; показ картин русских художников; совместное изготовление доспехов для богатырей (шлем, меч, щит).

Ход игры.

Орг.момент

Дети собираются вокруг воспитателя.

Воспитатель:

Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, гости дорогие!                                                                                 Воспитатель: Я приглашаю вас в удивительное путешествие, которое навсегда запомнится вам. Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами.                        Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).                                                                              Посмотрите, ребята,  и скажите, какими были богатыри?                                                                                                                  

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, стать на время богатырями? А что нам для этого надо сделать?

Подготовка к игре

Воспитатель: Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в персонажей народных былин.

Какими героями былин, вы хотели бы стать?

Что делали богатыри?

От кого они защищали?

Что нам надо взять с собой в дорогу?

Дети самостоятельно между собой, договариваются, какими героями былин они будут; решают, какие атрибуты для игры им понадобятся. Дети выбирают атрибуты для своего персонажа и перевоплощаются в него.

Основная часть

Как в славном граде Ирбейском,

В детском саду №2

Жили, не тужили,

Дружные ребята из подготовительной группы

Все красавцы нету слов!

И правила там делами учеными

Княжна (имя и отчество воспитателя)

Вот решила как-то раз

Княжна издать такой указ.

Воспитатель: Указ

Разудалы, добры молодцы и красны девицы!

Собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!

А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!

Дети, произносят клятву, повторяя слова за ведущей.

Клятва:

Обещаем бороться в бою честном!

Друга в беде не бросать!

Да не посрамим земли русской!

Воспитатель:

Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? (дети вспоминают ранее прочитанные былины).

С кем сражались русские богатыри?

Ответы детей

Воспитатель:

Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь на право

Деньги и слава,

Пойдёшь на лево

Друзей потеряешь и будешь не смелым.

Двинешься прямо

Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Ответы детей. Решают самостоятельно по какой дороге пойдут.

Воспитатель:

Ну, вот мы и в древней Руси. И нас с вами уже встречают, красны девицы, которые тоже, вместе с богатырями, желают отправится в дорогу к испытаниям.

Воспитатель: Ребята, нам с заставы пришло послание. В котором написаны для вас задания. (воспитатель достает ранее подготовленный свиток).

Воспитатель: Нам с вами надо отгадать загадки.                                                      Загадки для детей

1.Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут (кольчуга)

2. Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом (кольчуга)

3. Оружие- это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

Дети отгадывают загадки

Воспитатель: (открывает сундук с богатырскими доспехами).

Назовите, какие доспехи были у богатырей? (Дети по очереди достают доспехи из сундука, называют его и встают с ним в строй).

-Вот мы и вооружились. Теперь нам никакой враг не страшен!

Что ж, богатыри, внимание,

Продолжаем состязания!

Задание 1.

Для начала разомнитесь,

По верёвочке пройдитесь,

Со ступать с неё нельзя

Пропасть вас там ждёт друзья.

(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

Задание 2

Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Соловей - разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).

Задание 3

Здесь преграда, здесь Кащей

Ест он много-много щей

Чтобы дальше вам пройти

Нужно доказать, что вы богатыри.

(Дети перепрыгивают через скамейку)

Задание 4

Все преграды покорились,

И мы дальше в путь пустились.

Но, увы, не тут-то было,

Вихрем все вдруг закружило!

Змей Горыныч трёхголовый

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи!

Но ребята не зевали,

Свои копья доставали!

(На ширме висят воздушные шарики - головы Змея Горыныча, в которые надо попасть дротиком или копьём.)

Завершение игры

Воспитатель: Метко били все по цели

И, змеюку одолели!

Он в овраг большой свалился,

Тут же наземь повалился,

Там издал последний вздох,

Да и сразу же издох.

И на радости такой

Скачем мы теперь домой.

Заключительный этап

Игра дальше продолжается, дети стараются самостоятельно вести диалоги.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть?

Дети: да.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо сыграли роли, следующий раз мы сможем с вами продолжить нашу игру.



Предварительный просмотр:

МДОБУ Ирбейский д/с № 2 «Солнышко»

Муниципальный профессиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог года- 2023» в Ирбейском районе

Номинация конкурса «Воспитатель года»

Конкурсное испытание «Педагогическое мероприятие с детьми»

10 февраля 2023 года

Глушкова Т.Б., воспитатель,

                                                       МДОБУ Ирбейский д/с № 2 «Солнышко»

Конспект открытого НОД на тему «Культура и традиции русского народа» для детей подготовительной группы.

Цель: Формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, его традициях, приобщение к русской народной культуре.

Задачи:

Обучающие:

 -Познакомить с некоторыми историческими событиями и культурой русского народа.

-Познакомить детей с понятием «Русь»; «традиция», с традициями русского народа.

- Закрепить знания детей о названии страны в которой они живут, о ее природе.

Развивающие:

-Развивать устную речь; активизировать словарь детей по теме;

- Развивать познавательную активность детей.

Воспитательные:

-Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. 

Оборудование:

Географическая карта, иллюстрации с изображением природы России, книги

«Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, макет русской избы, изделия народно-прикладного искусства, презентация, ИКТ, мультимедийный проектор.

Обогащение словаря: традиция, Русь, хлебосольство, фольклор.

Активизация словаря: чаепитие, хоровод, каравай.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель: Здраствуйте ребята! Я рада вас приветствовать на нашем сегодняшнем мероприятии. И хочу с вами познакомиться.

                  Знакомство с детьми

Воспитатель:  Обратите внимание, сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Психогимнастика.

Давайте улыбнёмся друг другу, возьмемся за руки и подарим хорошее настроение всем и пожелаем  всем добра:

«Я желаю гостям добра, я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра». Настроение стало лучше?

В руках держу деревянные расписные ложки.

Воспитатель: Ребята, что у меня в руках? А для чего они?  Как вы думаете, для чего они у меня? А вы знаете, ложки- то для чего нужны? А еще что с ними можно делать? А на музыкальных занятиях вы используете ложки? Хотите на них поиграть? Издавна русский народ на праздниках играл на подручных инструментах-пилах, предметах домашней утвари и конечно на ложках.

Ответы детей

Воспитатель:   И сейчас мы иногда используем ложки как музыкальный инструмент, это уже как традиция русского народа стала. А давайте поговорим о нашей стране, ее традициях.  (Ответы детей)

Тогда скажите, как называется наша страна, в которой мы живем? (Ответы детей) Сегодня для того, чтобы показать вам какая наша страна, я принесла вам вот эту географическую карту.

А мы на ней можем найти нашу страну Россию?

Дети поворачиваются лицом к географической карте России.

Воспитатель: А может кто-нибудь из вас показать Россию на карте?

(дети показывают указкой границы России. Если затрудняются, воспитатель помогает)

Воспитатель обращает внимание детей  на презентацию.

Слайд 2-3

Воспитатель: Наша страна Россия не только очень большая, но и красивая. В огромных лесах России и в нашей тайге  растет много ягод и грибов. А какие ягоды и грибы вы знаете?

Слайд 4-5

Воспитатель: А скажите, кто живет в нашей тайге? Назовите их. (ответы детей) 

Слайд 6                                                            

Воспитатель: Через нашу страну протекает много рек. Одна из них наша сибирская река, кто-нибудь знает её название? (Енисей). Еще называют ее, Енисей-батюшка. А какая главная река у нас в селе? (Кан)

Слайд 7

 Воспитатель: Много в нашей стране и гор. В горах добывают полезные ископаемые: уголь, железо и другие металлы.

- Скажите,  а вы знаете какие горы, есть у нас в Красноярском крае?

- Как они называются? (Саяны)

Ответы детей

Слайд 8

 Воспитатель: Кто скажет как называется город - столица нашей Родины?    (г.Москва). В России много краев и областей. Ребята, а наш край как называется? А в нашем крае, какой главный город? (Красноярск). А мы с вами в каком районе живем? А центр нашего района какое село?

Слайд 9

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как наша Россия называлась очень, очень давно? Называлась она тогда Русь. У нее древняя и интересная история. Как же образовалось такое огромное государство Россия?! Кто может рассказать?

 Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали земли. Но когда на Русь – нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И Россия стала большим и сильным государством.

Воспитатель: Наша страна богата талантливыми людьми. Русские мастера делали предметы прикладного искусства. С какими предметами вы знакомы? (Ответы детей)

Давайте посмотрим, а какие предметы прикладного искусства представлены на столах в группе. Назовите их.

Обратить внимание на выставку. При рассмотрении предметов, случайно выпадает письмо из рушника, (конверт с картинкой д/ сада«Дюймовочки»)

Основная часть

 Воспитатель: Ребята, что это? А как вы думаете, кому это письмо? На картинке что изображено?

(смотрят на упавшее письмо). Да, кажется, это письмо. Ведь адресовано оно вам.

Открываем письмо.

Воспитатель: Какое загадочное письмо. Кто же его прислал? Прочитаем?

(Вспитатель открывает конверт и достает письмо)

Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите узнавать что-то новое, интересное. Но чтобы узнать о народных традициях и культуре вы должны немного постараться и выполнить мои задания. Всё это для того, что бы вы лучше знали традиции своего народа. Чтили их и передавали  дальше.

Желаю успехов!
Ваш дедушка Фольклор».

Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.

Ребята, а вы знаете, что такое «фольклор»?

Дети: потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…

Воспитатель: А кто их сочинял?

Дети: Народ!

Ну что ж я предлагаю достать из конверта первое задание и узнать, что же в нём скрыто.

Воспитатель достаёт картинку со знаком вопроса.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, что бы это могло значить. Что означает этот знак?

(ответы детей)

Слайд 10

Воспитатель: Я, кажется догадалась, а вы? Дед Фольклор хочет загадать нам вопросы или по-другому скажем, загадки.

 Воспитатель (читает письмо): «Ребята, а вы любите русские народные сказки? А кто написал народные сказки? (ответы детей). А какие сказки вы знаете? (ответы детей). Слушайте внимательно сказочные загадки». Которые вам загадывает дед Фольклор.

Обращаемся к презентации

Слайд 11

1.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)

Слайд 12

2. У него избушка тёплая-лубяная,                                                                               А у лисоньки ледяная.                                                                                     Захотелось плутовке в тепле пожить.                                                                             И решила она хозяина выгнать. (Заюшкина избушка)

Слайд 13

3.В какой сказке есть чудесный пень,
где сесть мохнатому не лень?
Только вот одна беда,
Не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь»)

Слайд 14

4.Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)

Слайд 15

5.Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. («Теремок»)

Слайд 16

6.У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси лебеди)

Слайд 17

6. Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

Воспитатель: Молодцы ребята все загадки отгадали. Достаём следующую картинку и посмотрим, что же за задание скрыто в ней (картинка с детьми играющими в игру «Ручеёк»).

Слайд 18

Игра «Ручеёк»

Ребята, как вы думаете, что это за задание? (ответы детей)

 Воспитатель (читает письмо). «Дорогие ребята! Я, думаю, что вы любите играть. Какие народные игры вы знаете?» Я, думаю, что дед Фольклор хочет, чтобы мы вспомнили народные игры.

Дети: «Ворон», «Прятки», «Салки», «Жмурки», «Горелки», «Красочки», «У медведя во бору», «Кошки мышки».

Много знает и умеет русский народ. Традиции чтит да вам детям передаёт.  И играть, и сказки сказывать. А ещё…

Что умеет и любит наш народ мы узнаем из следующего задания (картинка с хороводом)

Слайд 19

Дед Фольклор спрашивает, что делают дети на этой картинке (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, водят хоровод. Хоровод - это такой вид танца. Танцуют взявшись за руки и при этом поют песню. Водить хоровод, это традиционное русское занятие,  любят до сих пор русские люди водить хороводы, а какие хороводы вы вместе с воспитателем водите до сих пор (новогодний, каравай) я предлагаю вам встать в хоровод и спеть «Каравай» (встаём в хоровод поём «Каравай») .                                                                                                                      

- Понравилось? И мне тоже. А я достаю следующую картинку.

Слайд 20

Хлебосольство.

- В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких? (хлеб и соль). И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека в старину, всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль) Хлеб кормит русский народ, соль на Руси помогала делать разные разносолы, соления и тоже кормила наш народ, поэтому и ценилась на ровне с хлебом. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным и богатым людям, остальные уходили «не солоно - хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Воспитатель держит в руках солонку с солью

Слайд 21

Воспитатель:

- Дети, а вы знаете как появляется соль в магазинах?

Соль добывается в соляных шахтах (на экран выводятся следующие картинки) вот так они выглядят вся шахта покрыта солью её бурят вот такими бурильными машинами, затем её перевозят на завод и там она перерабатывается, упаковывается и уже попадает к нам на стол.

-А где еще, кроме приготовления блюд можно использовать соль? (в медицине, косметологии, подкормка животных, в хозяйстве, посыпают дороги в гололед, засолке и др.)

- А не хотите сейчас сами проверить чудесные свойства соли?

-Давайте проверим.

 Опыты с солью

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? (ответы детей)

 Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.  А что солят ваши мамы, бабушки?

Как вы думаете, всегда ли с солью пища бывает вкусной? (ответы детей) Давайте проверим.

Давайте возьмем два одинаковых кусочка огурца. Один посолим чуть – чуть, а другой густо. А теперь попробуем, есть желающие? Какой мы можем сделать вывод из этого эксперимента? (ответы детей).

Я открою вам секрет. Соль – волшебница. В соленой воде практически

невозможно утонуть. Хотите проверить? Мы с вами проведем эксперимент и проверим, как соленая вода будет выталкивать предметы на поверхность.

Для этого нам понадобятся 2 сырых яйца, 2 стакана. В одном стакане

пресная вода, в другом – соленая. Как вы думаете, в каком стакане

соленая вода?

Берем сырое яйцо и опускаем в стакан с пресной водой. Что произошло?

Второе яйцо опускаем в стакан с соленой водой. Что можно сказать про это

яйцо? (яйцо осталось плавать на поверхности)

Какой вывод сделаем? (Соленая вода удерживает предметы на поверхности)

– Отлично, вы настоящие исследователи.

-Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Я тоже хочу вас угостить хлебом и солью (дети пробуют хлеб с солью).

 Воспитатель: Давайте посмотрим, осталось в конверте еще что-нибудь?

(в конверте последнее задание)

Слайд 22

Чаепитие.

- Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие.

Воспитатель накрывает на стол и рассказывает.

- Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар.

 Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем баранки, бублики, сладости.

В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

И мы с вами тоже по окончанию занятия попьём чайку. Хотите?

Заключительная часть. Подведение итогов

Конверт совсем опустел, мы выполнили мы все задания  деда Фольклора.

Дед Фольклор хотел, чтобы мы с вами узнали что-то новое. Узнали?

Что вам запомнилось больше всего? Что больше всего ценилось на Руси? А экспериментируя с солью, что нового и интересного вы узнали? Какие новые слова вы запомнили?  А какие традиции чтит русский народ? Какие из этих традиций соблюдаете вы и ваши родители?

Воспитатель: Ребята на столе лежат смайлики,  я предлагаю вам сейчас их взять и прикрепить к доске (или положить на стол).  Если вам понравилось наше путешествие, то поставьте веселый смайлик. Если вам совсем не понравилось, то грустного. 

Попрощаться с детьми.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Ирбейский детский сад № 2 «Солнышко».

РП «Успех каждого ребенка»

Реализация ООП ДО. Преобразование РППС для формирования ПИД в раннем возрасте.

                                                                                  Глушкова Т.Б. воспитатель

В основной образовательной программе дошкольного учреждения, разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой по образовательной области «Познавательное развитие» перед педагогами поставлены следующие задачи :

развитие любознательности и познавательной мотивации;

 формирование познавательных действий;

становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений: о себе, других людях, об объектах окружающего мира.

 Одним из условий решения задач по развитию познавательной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Для выполнения данной задачи Развивающая Предметно -Пространственная Среда должна быть:

содержательно-насыщенной;

трансформируемой;

полифункциональной;

безопасной;

доступной. 

В свете требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования предметная деятельность и экспериментирование с различными материалами являются приоритетными и значимыми в решении образовательных и воспитательных задач.

В сентябре 2022 года был объявлен муниципальный смотр- конкурс центров познавательно-исследовательской деятельности «Первые шаги в познании окружающего мира», в котором приняли участие дети группы раннего возраста «Почемучки». С начала учебного года, мы вместе с родителями и детьми, начали работу по преобразованию РППС в приемной нашей группы. Было объявлено о сборе материалов для познавательно-исследовательской деятельности.

Родители приносили природные материалы: фантики, камни, листья, ракушки и др. Оборудование: ситечки, воронки, стаканчики, ложечки и др.

На участке ДОУ, мы вместе с детьми, собирали природный материал, тем самым исследуя его и создавая  небольшие коллекции. Во время сбора природного материала, дети задавали вопросы, интересовались объектами природы. В ходе происходящего, мы проводили не запланированные эксперименты.

Основное содержание опытно- экспериментальной деятельности включает в себя знакомство с

• Материалами (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

• Природные явлениями (ветер, снегопад, солнце, вода).

• Миром растений (способы выращивания из семян, луковицы).

• Предметным миром.

• Изучение способов исследования объекта.

В нашей группе для детей 2-3 лет центр опытно- экспериментальной деятельности включает в себя :

Центр «Вода-песок»

Игры для развития чувственного аппарата

Природный и бросовый материал

Уголок природы, созданный весной «Огород на подоконнике», где дети могли самостоятельно рассматривать семена различных растений, изучать размер, форму, цвет; знакомиться с условиями и временем произрастания семян. Сами садили лук, семена огурцов, гороха, редиса, петрушки и др. Использовали при этом простейшие приборы и приспособления

Самые первые опыты мы проводили с песком, исследовали свойства песка (сыпется - не сыпется, мокрый - лепится, лепили из песка пирожки, делали куличики, пересыпали в разные ёмкости).

Такого рода деятельность очень благотворно влияет на развитие тактильной чувствительности - ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом… для детей лучшая игрушка – куча песка»

Мы проводили опыты по изучению свойств и состояний воды (теплая-холодная, чистая-грязная и т. д., экспериментирование (окрашивание в разные цвета, переливание разными способами, наливание в разные емкости, тонет-не тонет и т. д., - «рыбалка» (вылавливание предметов разными способами и предметами, - познавательные игры (кто живет в воде и т. д.).

 Детям нравиться трогать воду, бросать в неё разные предметы, лить, поливать, брызгать…

Таким образом, в этих играх происходит стабилизация эмоционального состояния, развитие предметной деятельности, коммуникативных навыков.

Для игр с сыпучими материалами использовали: соль, песок, манную крупу, рис, гречневую крупу, муку, из оборудования-ситечки, ведёрки, миски, чашки, подносы, мелкие игрушки.

 Мы проводили такие игры«Накорми петушка»«Найди игрушку»«Кто спрятался», рисовали на манке и песке. В этих играх развивается: мелкая моторика рук, образное мышление, осязание.

Игры с мыльными пузырями - (взбивание пены, поймай пузырь на ладошку и т. д.) Они способствуют созданию благоприятного эмоционального состояния у детей;

развитию интереса к экспериментальной деятельности.

Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях. В-третьих, привлечение детей к уходу за растениями закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе.

При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста я стараюсь учитывать возрастные особенности детей поэтому :

- Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

- Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.

Для систематизации работы по опытно-экспериментальной разработана была картотека игр - экспериментов для детей раннего возраста по месяцам.

Эффективность и результативность

– дети проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям;

– у них развита познавательная активность, самостоятельность, инициативность;

– они осмысливают задания, точно выполняют их с небольшой помощью взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями ближайшего окружения.

Таким образом, создавая условия для опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста мы :

- развиваем детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек”, направляем их активную двигательную деятельность,

- способствуем развитию познавательной активности,

- обогащаем представления детей об окружающем.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех, что получены репродуктивным путём.

Участвуя в экспериментах, дети делают открытия, познают окружающий их мир и гармонично развиваются.



Предварительный просмотр:

МДОБУ Ирбейский детский сад № 2 «Солнышко»

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа».

Подготовили воспитатели: Иванова Н.Г., Глушкова Т.Б.

Слайд 1

      Человек всегда стремился и  стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Его естественная потребность - соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное и духовное.  Но одному всё это совместить  очень трудно. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

Слайд 2

Проблема нашего времени – отдаление  подрастающего поколения  от общественно-исторического опыта поколений,  от отечественной культуры. Необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. В нашем детском саду планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры.

Слайд 3

Задачами нашей работы являются:

  • знакомство детей с культурой и историей своего народа;
  • формирование чувства сопричастности к культурному наследию;
  • формирование таких нравственных качеств как  доброта, сострадание, трудолюбие;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

Слайд 4

Для того, чтобы начать решать эти задачи, надо было создать необходимую  предметно-развивающую среду. Воспитатели наших групп оформили уголки патриотического воспитания, где разместили  наглядный материал, папки-передвижки, макеты, альбомы по краеведению и др.

В игровых  уголках  наших групп, для ребят размещены   настольно-дидактические игры: «Бабушкин сундучок»,  «Герои русских былин», «Собери целое» (позволяет  ребёнку ориентироваться в различных видах росписи; закрепляем знания об истории некоторых видов народного промысла.), «Полезные вещи» (дети учатся  правильно называть предметы одежды, быта)  и др.

Слайд 5

В детском саду был создан  мини-музей «Русской избы».  Дети  с удовольствием его посещают, получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта,  изделия старины.

Воспитатели старшей и подготовительной групп оформили  патриотический уголок с российской символикой, где ребята знакомятся  с флагом, гербом России, историей их создания. Дети старшей и подготовительной групп ежегодно посещают районный музей.

Слайд 6

Работу по приобщению дошкольников к культурному наследию планируем в системе, по принципу «от простого к сложному», используем следующие формы работы:

  • знакомство и последующая работа с народным календарем
  • предпраздничные посиделки;
  • познавательные беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • творческую продуктивную  и игровую деятельность детей;
  • оформление в детском саду мини-музея «Русская изба»
  • экскурсии, целевые прогулки по улицам села.

Предложили родителям вместе с детьми  сделать альбомы «Моя малая Родина»,  в которых раскрывается содержание, история возникновения и особенности  праздников. Это значительно расширяет кругозор воспитанников.

Слайд 7

Дети с удовольствием участвуют в предпраздничных посиделках, где  дети разучивают стихи,  заклички, песни, водят хороводы, проводят игры. С интересом  изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника,  открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким, родным и друзьям. На посиделках к детям приходят игровые персонажи – бабушка, красна-девица, которые ведут живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки: «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается», «Далеко от нас было – не видать, а только лишь от стариков было слыхать»,знакомят детей  с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

Слайд 8

В приобщении детей к народной культуре особую роль играют народные праздники. Это средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, где все объединяются совместными действиями, общим переживанием.

В нашем детском саду регулярно  проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: осенью – посиделки к «Дню матери»; зимой -«Новый год»,  «Святки», спортивный праздник в честь Защитников Отечества, «Масленица»; весной - «День всех мам», «Праздник птиц», «День земли», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто».

Знакомим детей с  творчеством  русских умельцев: дымковской, городецкой, хохломской росписью. Особый интерес у детей вызывают яркие разноцветные матрёшки. Малышей знакомим с внешним видом, особенностями этой игрушки, а старших детей – с историей её возникновения, сведениями о мастерах, её создававших. Затем рассматриваем, исследуем с  детьми  разнообразные  виды декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитьё, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Дети узнают, как народное искусство  связано с природными особенностями их местожительства.

Много радости приносит детям  работа  с  солёным тестом, нитками, бумагой и картоном, которые используются для изготовления народных игрушек и других предметов.  Они приобретают навыки работы с художественными материалами и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Слайд 9

Важно знакомить  детей с русским народным костюмом,  а также с народными костюмами людей других национальностей, населяющих нашу страну. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой, прапрадедушкой. Малыши рассматривают иллюстрации, кукол в русских народных  костюмах, а старших знакомим с народными костюмами других национальностей.

Слайд 10

 Системная работы с детьми в детском саду позволяет формировать  у дошкольников  знания о культурном наследии русского народа, позволяет почувствовать ребёнку свою  причастность  к наследию прошлого.

Литература:

  Знакомство детей с русским народном творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

 Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

  Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...