Конспект занятие в старшей группе «Температура и термометр»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Раскрыть понятие "температура", знакомство с различными термометрами, их устройством и назначением. Освоить проведение эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temperatura.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятие в старшей группе «Температура и термометр»
Цель: раскрыть понятие "температура", знакомство с различными термометрами, их устройством и назначением. Освоить проведение эксперимента.
Задачи:
- ознакомить детей с понятием «температура»;
- формировать представление о приборе для измерения температуры (термометре);
- сформировать представление о разных видах термометров;
- формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
- систематизировать знания о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха;
- пополнить словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».
Методы обучения: исследовательско-поисковый, практический, наглядный, словесный.
Словарь: «температура», «градус», «ноль градусов», «комфортная температура», «кипение и замерзание воды».
Планируемые результаты:
- личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;
- регулятивные: освоение алгоритма работы, учиться формулировать учебную проблему совместно с воспитателем;
познавательные: формирование представления о разных термометрах и их назначении;
- коммуникативные: формирование умения работать, в паре, в группе.
Учебно-техническое обеспечение: термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; 3 стакана с водой разной температуры; мультимедийный проектор.
Ход занятия
Организационный момент
- Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и
возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук?
Мы дарим
это тепло друг другу.
Поиграли мы с утра,
Другим заняться нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем –
Ждет нас опыт, наблюденье.
- Скажите, ребята, вы хотели бы снова побыть настоящими исследователями?
- Ребята, а вы знаете, что такое научно- исследовательская лаборатория? (Это лаборатория для проведения экспериментов и научных исследований) В таких лабораториях профессора, великие учёные делают разные научные открытия. И мы сегодня будем с вами юными исследователями. Приглашаю вас в нашу групповую лабораторию, в которой будем проводить опыты и эксперименты.
- Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? (Проводить опыты и эксперименты).
- А что такое опыты и эксперименты? (это методы научного исследования, в ходе которого исследуются явления и свойства предметов)
1. Знакомство с термометром.
- Ребята, когда мы произносим слова "тепло", "холодно", "горячо", что мы имеем ввиду? (Температура тела человека или воздуха)
- Чем можно измерить температуру? (термометры)
- А знакомо ли вам слово термометр? Как вы его объясните?
- Правильно, термометр - это специальный точный прибор для измерения температуры. В переводе с латинского языка «термо» - тепло, «метр»- измерение.
- Давайте рассмотрим термометры. Что общего у них?
У термометра есть стеклянный корпус, шкала с делениями и цифрами, ртутный столбик. Каждое деление на шкале обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода. Когда столбик термометра поднимается выше нуля – это означает, что температура высокая, то есть тепло; а когда столбик термометра опускается ниже нуля – значит температура низкая, то есть холодно.
- Чем термометры отличаются друг от друга? (все термометры разной длины)
- Верно, ребята, а ещё у термометров разная величина, цвет жидкости (например, красная или синяя жидкость в термометре – это подкрашенный спирт).
- У нас есть вот такая модель термометра. У него есть шкала с делениями, а трубочка с жидкостью заменена на ниточку красного и желтого цвета.
- Попробуйте на нём показать температуру «+ 20» градусов.
- Покажите температуру « – 10» градусов.
- Как вы думаете, что такое 0 градусов? (0 градусов – это граница между теплом и холодом).
- Покажите на модели термометра положение нуля градусов.
2. Измерение температуры в группе и на улице
- А теперь перейдем к выполнению измерений.
Отгадайте загадку:
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой! (Воздух).
- Перед нами два термометра для определения температуры воздуха в группе и на улице. На этом мы можем увидеть, какая сейчас температура воздуха в группе.
- Кто сможет назвать температуру воздуха в группе?
- Давайте посмотрим на термометр за окном. Сколько градусов на улице?
Физминутка
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз, два, три, четыре, пять шею надо разминать. (Вращения головой) Встали ровно.
Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад. Потянулись.
Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем. (Приседания)
3. Измерение температуры воды.
- А теперь перейдем к выполнению задания.
Отгадайте загадку:
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место. (Вода)
- Температуру воды измеряют тоже специальным термометром.
-Чем он отличается от комнатного и уличного термометра?
- Сейчас мы проведём интересный опыт.
- Прикоснитесь к этим стаканам рукой. Какая в них вода (холодная и горячая). Давайте узнаем, сколько градусов вода в этих стаканах.
- У вас на столе два стакана и термометр для измерения воды. Термометр опускаем в стакан с холодной водой.
Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в трубке? (Она поднимается выше нуля, но столбик низкий).
- Почему так происходит?
- Опускаем термометр в горячую воду и определяем ее температуру, наблюдая за жидкостью в трубке.
- Почему так происходит?
Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в стеклянной трубке? (Она поднимается выше нуля и столбик высокий).
- Оказывается, жидкость в термометре, нагреваясь и расширяется, поднимаясь по тонкой трубочке, а при охлаждении – сжимается, и опускается вниз по трубочке.
- Можно ли таким градусником измерить температуру воздуха в группе или на улице? Вывод совместный воспитателя и детей: мы выяснили, что с помощью одного и того же термометра измерить температуру воздуха, воды нельзя. Для каждого измерения существует свой термометр.
Гимнастика для глаз
«Глазкам нужно отдохнуть» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки).
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых
глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
3. Измерение температуры тела человека.
- Как узнать температуру тела человека? (посмотреть на термометре на шкалу с цифрами).
- Нормальная температура тела человека 36,6.
- А сейчас, давайте посмотрим, как измеряют температуру тела человека (показ отрывка из мультфильма «Фиксики»).
- Что помогает нам узнать температуру в термометре жидкий металл – ртуть.
- Напомните мне, как можно измерить температуру тела человека? (когда кончик термометра нагревается, ртуть расширяется и ползёт вверх по трубочке).
- Как нужно пользоваться ртутным термометром? (аккуратно, т.к. ртуть опасна для человека)
- Ребята, как вы себя чувствуете? (хорошо).
- Вспомните, какая нормальная температура тела человека? (36,6).
- Как можно понять, что человек заболел? (человек начинает кашлять, плохо себя чувствует).
- Верно, если температура тела 37, то организм человека начинает бороться с болезнью; а если температура тела выше 37, то человек заболевает.
- Термометры для измерения температуры тела человека могут быть разными.
- Как вы думаете, как называется термометр, которым мы измеряем температуру каждое утро? (бесконтактный электронный). А бывают еще электронные термометры, которые, как и ртутные нужно ставить подмышку.
- Давайте, попробуем измерить температуру тела ребят этим термометрами детям (выходит 2 ребенка, и измеряют температуру ртутным и электронным термометрами).
- Пока ребята измеряют свою температуру, я вам измерю температуру бесконтактным термометром…
- И так, давайте посмотрим, какая температура у ребят…
- А теперь предлагаю вам еще один опыт «В какой руки растает лед быстрее» (раздаётся каждому ребёнку по одной перчатке и 2 кусочкам льда)
- Наденьте перчатку на одну руку, и возьмите в обе руки по кусочку льда.
- Ребята, в какой руке лёд тает быстрее? (в руке без перчатки).
- Почему так происходит? (от тёплой ладошки лёд и снег превращаются в воду).
Итого занятия
- Сегодня на занятии мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, чем мы можем измерить температуру?
- При какой температуре тела вы чувствуете себя хорошо?
- Какие опыты мы проводили?
- Кто сможет сказать, что такое научная лаборатория и эксперимент?
- Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Конспект занятие в старшей группе «Температура и термометр»
Конспект исследовательской деятельности по раскрытию понятия "температура", знакомство с различными термометрами, их устройством и назначением...
Конспект занятия в старшей группе по ОЭД ТЕМА: «Термометр»
Цели: реализовать представления, сформированные в ходе поисковой деятельности, закрепить навыки работы с бумагой, клеем.Оборудование: полоска картона, белая бумага, нить, схема....
Конспект занятия в старшей группе по ОЭД ТЕМА: «Термометр»
Реализовать представления , сформированные в ходе поисковой деятельности , закрепить навыки работы с бумагой, клеем....