Первоцветы Крыма
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Занятие для детей средней группы (4-5 лет) направлено на расширение знаний дошкольников о раннецветущих растениях, занесенных в Красную книгу Крыма, воспитание ценностного отношения к природе и неприятия истребления редких и исчезающих видов цветов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2_pervotsvety.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 20 «Капитошка»
Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым
Конспект занятия по формированию
элементарных математических представлений
в группе среднего возраста «Звездочки»
«Крымские первоцветы»
С использованием элементов технологии проблемного обучения, технологии организации наблюдений, ИКТ-технологии.
Подготовила: воспитатель МБДОУ №20
Колывайло Е. А.
г. Симферополь 2023
Тип занятия: познавательно-исследовательское.
Возраст детей: 4-5 лет.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: расширение знаний дошкольников о раннецветущих растениях, занесенных в Красную книгу Крыма, воспитание ценностного отношения к природе и неприятия истребления редких и исчезающих видов цветов.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей о первых весенних цветах;
- Познакомить с особенностями их роста и развития, формировать у дошкольников познавательный интерес и желание заботиться о растениях;
- Закрепить навыки поведения в живой природе, сформировать первоначальные основы экологической культуры дошкольников.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас (первоцвет, подснежник, ландыш, крокус, цикламен), активизировать память и логическое мышление, фантазию,
- Развивать творческие способности дошкольников и обогащать их внутренний мир.
Воспитательные:
- Формировать навыки природоохранной работы, бережного отношения к окружающей среде и дикорастущим растениям;
- Воспитать бережное отношение к природе Крыма.
- Воспитывать желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности
В педагогической работе:
Создана развивающая среда в группе с учётом регионального компонента для развития детей, формирования начал их экологической культуры, которые помогут им гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный природой.
В работе с родителями:
- Формирование навыков совместной с детьми исследовательской деятельности родителей и их детей.
- Совместная творческая деятельность детей и родителей в создании необычных первоцветов из природного и бросового материала.
- Повышение интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности, становление начал экологической культуры в семье.
Предварительная подготовка: Целевая прогулка, наблюдение за приметами весны, первоцветами, посадка луковиц подснежников, нарциссов, чтение художественной литературы, стихотворение Александрова «Подснежник», рисование первоцветов, изготовление аппликаций.
Методы и приёмы: метод практической деятельности, объяснительно-иллюстративный метод, игровой метод, информационно-коммуникативные технологии, исследовательский метод, моделирование.
Оборудование: картинки (демонстрационные и раздаточные) с изображением первоцветов, краски, бумага, кисточки, рассказы Н.Усовой «Фиалка», «Ландыш» П.Соловьева «Подснежник», грамзапись П.И. Чайковского «Подснежник», стихотворение Л.Огурцовой «Весенний день».
Ход занятия:
Воспитатель читает стих:
Весенний день
Весенний день прозрачен, звонок
И ожиданием томим.
И сумасшедший птичий гомон –
Взрыватель зимних пантомим –
Весенним шумом будоражит,
Надежды водит хоровод.
И воедино день нам свяжет
Зелёный лист и хрупкий лёд.
И в растекающийся коврик
Улыбок солнца вдоль дорог
Остатки снега, будто дворник,
Сметёт проказник-ветерок.
Лидия Огурцова
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Как изменилась природа весной? А какие цветы появляются первыми? (Дети называют: подснежник, ландыш, примула.)
Воспитатель: Вчера Дозорец Даша вместе с родителями побывала в лесу. Родители сделали фотографии и поделились с нами. Посмотрите, как красиво в лесу весной. На этой фотографии целая полянка цветов (показывает фото). Кто знает, как называется этот цветок. (Цикламен.) Посмотрите на фотографии Даши, (показывает слайд) как цветок пробивается среди снега, какой он сильный и стойкий, ему не страшен даже мороз.
Воспитатель: Даша, вы принесли с собой эти цветы? Как вы думаете, почему родители Даши не стали рвать цветы? (Ответы детей.) Молодцы, твои родители поступили правильно, что не стали их рвать, а просто их сфотографировали.
Воспитатель: Посмотрите на следующую фотографию Даши (показывает фото крокуса). Что это за цветок? (дети могут еще не знать название этого цветка). Это - Крокус. Он тоже цветет в наших лесах. Посмотрите, как он красив, как нежны его цветы, как он приятно будет пахнуть, радовать своей красотой. Этот и другие первоцветы занесены в Красную Книгу Крыма (демонстрирует Красную Книгу, просматривают раздел с первоцветами).
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Воспитатель: (Показывает фото подснежника.) Кто знает, что это за цветок? Молодцы, вы угадали правильно, это - подснежник. А почему он так называется? (Ответы детей.)
Как только появится первое весеннее солнышко, и осядут снега, на лесных полянах и вдоль ручьев расцветают подснежники. Это необычайно нежные растения с небольшой головкой-колокольчиком, невысоким стеблем и длинными узкими зелеными листьями. Не зря подснежник первым появляется среди снегов — он может выдержать даже десятиградусный мороз. Подснежник — символ весны, и каждому хочется подержать его в ладонях, подарить другу. Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.
Воспитатель: Послушайте красивое и трогательное стихотворение о подснежнике.
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
Воспитатель: Давайте посмотрим, из чего состоит этот цветок? (Воспитатель, дополняя ответы детей, рассказывает о строении цветка.)
Воспитатель: У меня в руках луковица подснежника. Давайте вместе посадим его в горшок. Но сначала поиграем в игру.
Воспитатель: Дидактическая игра «Как растет цветок?»
Скажите, что нужно потом делать, чтобы вырос цветок? (Ответы детей.)
Детям предлагается выложить картинки в последовательности роста цветка: семечко – росток из семени – побег – появление листочков – появление бутона – появление цветка – цветок завял – образование семян.
Воспитатель: Подумайте, а без какой из этих частей цветок погибнет? (Ответ: корень.)
Затем дети сажают луковицу и поливают его.
Воспитатель: теперь мы будем наблюдать за тем, как из нашей луковицы вырастет красивый подснежник, а потом пересадим их на клумбу нашего участка.
Воспитатель: (Психогимнастика.) Давайте представим, что мы растущие подснежники. Дети танцуют под музыку, представляя себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.
- Вам понравилось быть подснежниками?
- Что вы чувствовали?
Воспитатель: Недавно на занятии мы с вами делали аппликации разных весенних цветов (показывает аппликации подснежника, тюльпана, ландыша). Давайте, назовем эти цветы (Дети называют по очереди.)
Саша подготовил нам стих о первоцвете.
Ребенок: Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне, кажется, его задень,
Он тихо зазвенит.
Воспитатель: Все эти цветы называются первоцветами. Почему, как вы думаете? Правильно, эти цветы появляются самыми первыми, как только растает снег, листьев на деревьях еще нет, а они уже цветут.
Воспитатель: (Проблемная ситуация.) Дети, как, по - вашему, где быстрее появляются первоцветы: в тени или на открытом месте, где много солнечных лучей? (Ответы детей.)
Воспитатель: Почему вы так решили? (Ответы детей.) Правильно, потому что они любят простор и много света, т. к. весной еще не так тепло.
Воспитатель: А теперь подумайте, что еще нужно подснежнику, чтобы он вырос? (Ответы детей: Солнце, вода, воздух.)
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте проведем пальчиковую гимнастику «Подснежники».
Подснежников цветки (Переплести пальцы.)
Распускают лепестки. (Плавно разжать пальцы.)
Ветерок чуть дышит, (Легко плавно подуть.)
Лепестки колышет. (Пошевелить пальцами.)
К цветку носик приближаем, (Податься вперед.)
Аромат цветов вдыхаем. (Втянуть носом воздух.)
Воспитатель: (проблемная ситуация.)
- А вы любите дарить цветы? А кому вы их дарите? (Мамам, бабушкам.)
- Ребята как же быть? Мы должны срывать цветы, чтобы сделать подарок, и не должны, так как красоту губим, цветы могут исчезнуть? (Покупать цветы, выращенные в теплицах.)
- А вы видели, как на улице продают такие цветы?
- А ваши родители покупали такие цветы?
- А что бы вы сказали тем, кто продает такие цветы? (Составить рассказ.)
- Почему не нужно срывать цветы? Почему нельзя срывать цветок с корнем? (Дети отмечают эстетическое значение цветов для леса и людей, что все радуются появлению первых цветов, многие первоцветы являются лекарственными растениями.)
Воспитатель: Давайте, ребята, еще раз подумаем: а стоит ли покупать букетики первоцветов? А что произойдет, если мы все будем покупать цветы? (Люди будут еще больше собирать цветы для продажи.)
- Что мы еще можем сделать, чтобы защитить первоцветы? (Ответы детей.)
Воспитатель: Мы с вами сделали аппликации, рисунки первых цветов, их мы и подарим своим мамам и бабушкам, чтобы не покупать и не рвать первоцветы.
Воспитатель: Вот послушайте стихотворение сломанного цветка.
Я шла однажды по дороге
И вдруг нашла букет.
Лежали сорваны цветы,
И стало мне их жалко,
И стало грустно мне…
Цветы уже увяли, поникли стебельки
Зачем же их сорвали, сломали стебельки?
Казалось мне, что слышу цветочков слабый стон,
Он делался все тише, но сердце ранил он.
Воспитатель: Почему цветы стонали? Если бы цветы умели говорить, чтобы они сказали? (Ответы детей.) Что мы можем пообещать цветам?
Воспитатель: Дети, к сожалению, наше занятие окончено, но, глядя на ваши добрые лица, я уверена, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Рефлексия:
Воспитатель: Как называются цветы, с которыми мы сегодня познакомились? Ребята, вам понравилось занятие? Чему оно вас научило?
Список использованных источников:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)
- Дыбина О.В., Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ Сфера, 2005-192с. (Серия «Вместе с детьми».) Стр.19-20.
- Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Киселёва Л.С. Проектный метод в деятельности ДОУ. ИЗД. АРКТИ М.:2011
- Календарь погоды. Весна. Методические рекомендации по организации наблюдений за окружающим миром детей 3-4 лет. Составители Н.Г.Демьянова, О.Г.Комисарова, И.С.Лисицкая, Л.Г.Руденькая. Изд. «Учитель». Волгоград. Стр. 3-14.
- Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Сакирдонова Т.И., Сединкин А.Н. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. – Симферополь: Крымучпедгиз, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект с детьми старшей группы «Крым – это горы, Крым – это море».
Ознакомление детей с городом, в котором они живут, вызов чувства гордости за свою "малую Родину". Формирование у детей знаний о родном крае, достопримечательностях, его истории....
Мини-блокнот о Крыме «Высказывания великих людей о величии КРЫМА»
Крымская земля обладает удивительным свойством притягивать творческих людей. С Крымом, так или иначе, связаны судьбы многих известных писателей и поэтов. Да и сам Крым всегда занимал особое мес...
Сценарий тематического развлечения "Крым и Россия едины", посвященного Дню воссоединения Крыма с Россией,для старшего дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги! Предлагаю еще один сценарий тематического развлечения "Крым и Россия едины", посвященного Дню воссоединения Крыма с Россией,для старшего дошкольного возраста. Материал исп...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Белоснежка» за первое полугодие Овсянникова С.П., воспитатель МБДОУ «ДС № 2 «Золотой ключик» города Евпатории Республики Крым», 2018 г. Тема: «Путешествие по Крыму»
Конспектинтегрированного занятия в старшей группе «Белоснежка»за первое полугодиеОвсянникова С.П.,воспитатель МБДОУ«ДС № 2 «Золотой ключик»города Евпатории Республики Кры...
Конспект НОД в подготовительной группе в рамках реализации музейного проекта «Музей камней Крыма» на тему: «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ КРЫМА» с использованием опытно-исследовательской технологии
Целью данного занятия выступает ознакомление детей с разнообразием мира камней со всего Крыма и их свойствами....
Презентация "Первоцветы Крыма"
Презентация по ознакомлению детей с первоцветами Крыма...
презентация Знаменытие люди Крыма. Люди прославившие Крым на весь мир
презентация к занятию "Знаменитые люди Крыма"...