Проект. Тема: «Покормите птиц зимой!»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Баранова Вероника Николаевна

Познавательный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_pokormite_ptits_zimoy.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №36

Г.Чита

Область «Познавательное развитие»

«Экологическое воспитание»

Познавательный проект

Тема: «Покормите птиц зимой!»

Цель проекта:

  • Проведение  акции «Покормите птиц зимой», воспитание  заботливого отношения к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи проекта:

  • обогащать у детей представления о зимующих птицах нашего края;
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
  • учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
  • формировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним.

Участники: Средняя группа «Солнышко»

Январь 2023 г.

Пояснительная записка.

Проект представляет возможность формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к зимующим птицам.

Если мы получим представление о непростой жизни зимующих птиц, то мы сможем помогать им в трудных зимних условиях.

Актуальность: Самое страшное для птиц – это не холод, самое страшное – это голод.

Проблема:  Если птицам в зимний период не помогать, они начнут гибнуть. Что же делать? Как им помочь?

Выяснить, как зимуют птицы зимой, и может ли человек помочь птицам зимой?

Паспорт проекта

Тема: «Покормите птиц зимой!»

База исследования: экологическая тропа; дошкольное образовательное учреждение.

Участники проекта: воспитатели и дети 4-5 лет, их родители.

Тип проекта: познавательный

Сроки реализации проекта: среднесрочный (18.01.- 25.01.2023г.).

Условия реализации проекта:

  • экологическая тропа;
  • развивающая среда групповой комнаты.

Цель проекта:

  • Проведение  акции «Покормите птиц зимой», воспитание  заботливого отношения к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи проекта:

  • обогащать у детей представления  о зимующих птицах;
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
  • учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
  • формировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним.

Необходимый материал:

  • Литература: загадки и стихотворения о птицах,   книги русских писателей, сказки.
  • Музыка: аудиозапись голосов птиц, произведения П.И.Чайковского из серии «Времена года» (зима)
  • Иллюстрации: зимующие птицы нашего края, птицы зимой у кормушки, кормушки.
  • Презентация «Зимующие птицы нашего края»
  • Макеты птиц: воробей, синичка, дятел, снегирь, голубь, ворона, сорока.

Продукты проекта

  • Книжная выставка «Птицы – гости нашего двора»
  • Кормушки, выполненные всеми участниками проекта.
  • Выставка рисунков «Зимующие птицы нашего края»

Форма работы с детьми

  • Беседа.
  • Наблюдение.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Экспериментирование.
  • Чтение.
  • Игровая деятельность.
  • Продуктивная деятельность (лепка, рисование).
  • Презентация кормушек. 

Этапы реализации проекта

Этап I

  • Постановка проблемы: игровая ситуация  «К нам пришло письмо от птиц».

Этап II

  • Реализация проекта

День недели

мероприятия

понедельник

Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока, снегирь и др.), музыки из серии П.И.Чайковского «Времена года» (зима)

Беседа «Почему птиц стало меньше?»

Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.

  • Кто это?
  • Какие они?
  • Они живые?
  • Что они едят?
  • А как зовут эту птичку (Показать картинку с изображением синицы).
  • Что она ест?
  • Много ли сейчас насекомых?
  • Зачем надо подкармливать птиц?

Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками.

  • Какие птицы улетают?
  • Как их называют?
  • Почему они улетают? Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых.
  • Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать  с нами?
  • Так какие же птицы бывают?

Экспериментирование.

Тема: Исследование птичьего пера.

Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания  о птицах.

Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Кто это?
  • Что есть у птицы?
  • Чем покрыты ее тело и крылья?
  • Зачем ей нужны перья?
  • На что перья похожи?
  • Что вы можете сказать о пере?

вторник

Беседа «Синичка- гостья нашего двора»

Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.

Наглядный материал:

Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.

Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками. (показать модели). Кто это?

Дети: Синичка.

Воспитатель: А Мишка говорит, что это жук – он желтый и у него есть крылья. Давайте докажем, что это синичка.

Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка- это птица.

Воспитатель: Что есть у птиц?

Дети отвечают.

Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике?

Дети отвечают.

Чем она питается?

Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.

Воспитатель. Так почему же синичка – птичка?

Дети отвечают.

Чтение художественной литературы

Тема: Чьи следы?

Цель: научить  узнавать животных по изображению их следов, сравнивать следы по размеру.

Наглядный материал: рисунки следов медведя, волка, лисы, зайца, мыши,птицы.

Художественное слово: рассказ И.Соколова-Микитова «Зимой в лесу».

Воспитатель: Кто-то прошел по снегу и оставил следы. Кто же здесь мог пройти? (сравнивать по размеру следы медведя, волка, лисы, кошки, мыши, птицы). Предлагаю отправиться в лес!

Воспитатель читает детям рассказ. Задает вопросы.

  • Чьи же это следы?
  • Кто чем пишет на снегу?
  • Почему остались следы?
  • Когда они пропадут?

среда

Знакомство с воробьем.

Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.

Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.

Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?

Дети: нет.

Воспитатель: А кошка умеет прыгать?

Дети: Да.

Воспитатель: А летать?

Дети: нет.

Воспитатель: Так про кого я рассказала?

Дети: про воробья.

Воспитатель: Докажите птице, что это птица, а не кошка.

Дети отвечают

Воробей – это зверек такой?

Дети: воробей- птичка?

Воспитатель:

  • почему воробей – птичка?
  • что есть у птички? (показать модель)
  • какого цвета грудка?
  • чем покрыто тело?
  • какого цвета перышки?
  • какого цвета шапочка?
  • что это?  (показать клюв)
  • какой клюв?
  • зачем он нужен?
  • Что воробей клюет?
  • Зачем нужен хвост?
  • зачем воробью глазки?
  • Кто у него враги?
  • Могут ли птички прожить без еды?

Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?

Дети отвечают.

Экспериментирование.

Тема: «Рассматривание птичьих следов»

Цель: научить различать птичьи следы.

Наглядный материал: рисунки птичьих следов.

Воспитатель задает вопросы

  • Что это?
  • Кто их оставил?
  • Кто догадался?
  • Чьи это следы? А это?
  • Почему у воробья следы маленькие?
  • Почему тут следы кончились?

четверг

Беседа «Помощь пернатым в зимнее время года»

Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.

Художественное слово: рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам».

Воспитатель читает детям рассказ, задает вопросы:

  • Куда вышли дети?
  • Для кого они несли зерно?
  • Куда они насыпали зерно? Зачем?
  • Почему прилетели птицы?
  • Кому насыпали семечки?
  • Птицы были рады?
  • Так почему же надо подкармливать птиц?

Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели.

Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.

пятница

Беседа «Кормушка. Наши пернатые друзья».

Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

Наглядный материал: кормушки для птиц.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что это?
  • Зачем нужна кормушка?
  • Для кого они нужны?

Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.

  • Что ест голубь, воробей, синичка?
  • Так зачем подкармливать птиц зимой?

Д/игра «Кормушка»

Воспитатель: у меня есть вот такая кормушка.

(Воспитатель показывает детям панно «Кормушка»).

Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...
 (воробей)

Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит...
 (сорока)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика
 (синица)

Чернокрылый,
Красногрудый.

И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! 
(снегирь)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.

Д/игра «Угадай-ка» (с мячом; говорить перелётная это птица или зимующая).

Вывешивание кормушек на участке.

Просмотр видеофильма о зимующих птицах.

Работа с родителями:

  • Изготовление памятки «Чем подкармливать птиц зимой»
  • Информационное окно «Кормушки для зимующих птиц»
  • Изготовление кормушек

Этап III

  • Книжная выставка «Птицы – гости нашего двора»
  • Кормушки, выполненные всеми участниками проекта.
  • Выставка рисунков «Зимующие птицы нашего края»

Ожидаемые результаты:

  • обогащение представлений о зимующих птицах нашего края;
  •  сформированы умения и навыки наблюдения за птицами;
  • установлена связь между средой обитания и образом жизни птиц;
  • у  родителей появилось желание помогать своему ребенку, общаться с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Тема: «Покормите птиц зимой!»

формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают...

Педагогический проект по теме "Покормите птиц зимой"

Педагогический проект на тему: "Покормите птиц зимой" направлен на расширение знаний и представлений о птицах, их образе жизни, формирование у детей разновозрастной группы заботливого отношения к перн...

Проект на тему: "Покормите птиц зимой"

Проект на тему "Покормите птиц зимой" в подготовительной группе. Конспект открытого занятия на прогулке "Птицы зимой"...

Проект на тему «Покормите птиц зимой» в группе старшего дошкольного возраста

Проект на тему «Покормите птиц зимой» в группе старшего дошкольного возраста. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в...

ПРОЕКТ Тема: «Покормите птиц зимой!»

Актуальность: Зима - суровое время года, а для птиц  самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты  тонким сло...

ПРОЕКТ Тема: «Покормите птиц зимой!» средняя группа

Зима - суровое время года, а для птиц  самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты  тонким слоем льда.  Когда ночн...