Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Народная культура и традиции, путешествие в прошлое вместе с Кузькой»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры.Развитие интереса к познанию нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Народная культура и традиции, путешествие в прошлое вместе с Кузькой»
Автор: Рахвалова Марина Борисовна
Организация: МБДОУ детский сад № 5 «Звёздочка»
Населенный пункт: Иркутская область, Усольский район, п. Усолье-7
Задачи:
1. Образовательные:
Знакомство детей с русским бытом, утварью;
Изучение русского фольклора – песни, сказки, танцы, потешки.
2. Развивающие:
Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;
Развитие интереса к познанию нового материала.
3. Воспитательные:
Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.
4. Речевые:
Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.
Словарь: предметный – изба, половик, ручник, ухват, чугунок, гречневая.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных множественного числа.
Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
Практические: прослушивание русских народных песен, мелодий; сюрпризный момент (появление домовёнка Кузьки); дидактические игры «Отгадай из какой сказки герой»; физ-минутка, перебирание крупы.
Наглядные: карточки с изображением русской избы, утвари.
Словесные: дидактические игры «Один-много», «Узнай потешку».
Материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка домовёнок Кузька; картинки с изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».
Ход занятия:
Шуршит фольга из нее появляется домовёнок Кузя.
Кузька: ой, беда – беда – огорчение. И некуда мне, несчастному податься. И негде мне – горемыке укрыться...
Воспитатель: ребята, это кто такой к нам в гости пожаловал?
Ответы детей (это домовёнок Кузька)
Воспитатель: Кузя Проходи к нам в гости!
Воспитатель: ребята давайте позовем Кузю к себе в гости.
Дети зовут Кузьку погостить у них.
Кузька: Здравствуйте! Меня Кузькой кличат. А вас? Ну-ка все хором скажите – как вас зовут?
Дети произносят свои имена.
Воспитатель: Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим.
Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не знаете!
Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?
Кузька: так я ж давно родился, в далеком, далеком прошлом.
Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?
Кузька: а почто не знать-то! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?
Ответы детей (конечно хотим!).
Кузька: Только сначала скажите, а вы знаете русские народные сказки?
Ответы детей (да)
Воспитатель: Ребята давайте назовем Кузе какие русско-народные сказки мы знаем.
Ответы детей (репка, колобок, теремок.)
Кузька: Молодцы! Ну тогда давайте отправимся с вами в прошлое по реке времени. Раз-два, раз-два, раз-два-три, в прошлое перешагни.
Остановка 1 «Дом»
Воспитатель: давайте пройдем поближе и посмотрим.
Воспитатель: ребята, раньше люди жили в домах, которые называли избой. Делалась изба из глины, крыша выкладывалась из соломы.
Давайте повторим как раньше называли дом.
Дети называют изба.
Кузька: Давайте отправимся дальше. Ведь здесь столько интересного!
Остановка 2
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:
Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Всё в него упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький… (Сундук)
Кузя: Что тут приготовила моя хозяюшка вам. «Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть, что же в нём. Что же это? (достаёт сарафан) Кто носил сарафаны? (ответы) Раньше носили русские женщины, девушки, девочки.» А это что за рубахи посмотрите ребята какие красивые рубахи. Давайте примерим их на себя.
Воспитатель: Пока вы одеваетесь, я вам расскажу не много о рубашках-косоворотках. Косоворо́тка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек.
Физминутка
Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Кузькой поплясать, используя движения русского народного танца – присядка, кружение, взмахи платочками.
Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим, что же еще приготовил Кузька.
Остановка 3
Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т.д. Проводится игра «Один – много».
Кузька: Какие вы молодцы, детишки!
Остановка 4
Кузька: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую. (Когда кушают кашку)
Кузька: какие вы молодцы! Пройдемте дальше. Присаживайтесь!
Остановка 5 «Печь»
Воспитатель: Ребята посмотрите какая красивая большая «Русская печь».
Она строилась по середине избы, для того чтобы в избе было тепло. Но и в ней же готовили еду, пекли хлеб, пироги, ватрушки, булочки и д.р.
Воспитатель: Ребята что это за мешочек?! Что же в нем- гречка.
Кузя: давайте поможем хозяюшке перебрать гречку от крупинок.
Дети перебирают.
Воспитатель: из гречки какая каша получиться?
Дети: Гречневая.
Кузька: отгадайте вот такую потешку.
Тушки — тутушки,
На столе пампушки.
На столе пампушки,
А в печи ватрушки.
Пампушки, ватрушки —
Нашему Андрюшке!
Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).
Дети присаживаются на стульчики.
Кузька: эх, и с этой справились! Давайте-ка ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ответы детей (при умывании) Воспитатель: молодцы, ребята! Все потешки от Кузьки узнали. А теперь давайте и я вам потешку скажу, а вы угадайте – когда её говорят?
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
Ответы детей (когда детки засыпают).
Кузька: баю-баюшки-баю, баю Кузеньку мою! Чего-то я спать захотел. Пойду посплю немного под печкой у бабушки в избе.
Кузька: Ой ребята посмотрите!!! Что-то моя хозяюшка приготовила для вас.
Воспитатель: Спасибо Кузя.
Кузя: я пойду посплю.
Воспитатель: иди, Кузенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно и весело. Но нам пора возвращаться в группу. До свидания! Ребята попрощайтесь с домовенком.
Давайте возвращаться. Раз-два, раз-два, раз-два-три, из прошлого в будущее верни.
Воспитатель вспоминает с детьми – что на картинках у Кузьки было нарисовано, что такое косоворотка, какая печка была в избе, для чего они использовались, какие песни пели, танцевали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.
Формирование первоначальных представлений о культуре, истории и жизни кубанского народа , их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Воспитывать гордость за свой народ. Развивать...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, тема: «День космонавтики в детском саду»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: "День космонавтики в детском саду". Подготовила занятие: воспитатель средней группы №1 Семина Екатерина Александровна....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Путешествие к Царице Водице".
- Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разл...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Моя семья"
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему "Моя семья"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".
Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны (металл, резин...
- Мне нравится (1)