НОД "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мозонова Наталия Анатольевна

НОД по экологическому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zima.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад 173»

"Зимушка-зима"

(подготовительная группа)

                                                                                        Воспитатель:

                                                                                                                                                                        Мозонова Н.А.

                                                                                                     2022 год

Цель: формирование  представлений о временах года, о цикличности природных явлений, об отличительных особенностях зимы.

Задачи:

Области:

  • Познавательное развитие: закреплять умение обобщать представления о временах года; мыслить логически. Воспитывать бережное отношение к природе – животным.
  • Социально-коммуникативная: совершенствовать речь, умение более точно характеризовать объект;
  • Художественно-эстетическое: реализовывать самостоятельную творческую деятельность.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Материалы и оборудование: аудиозапись сказки В.Даля «Старик годовик», видеопроектор, презентация «Что такое зима?»  карточки с изображением природных явлений, объектов всех времен года, прозрачная целлофановая пленка, ножницы, альбомные листы, цветные карандаши.

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

                         Организационный момент:

1.

« У меня в руках клубочек, но не простой, а волшебный. Передавая его друг другу,  и говоря добрые слова, нам становится радостнее и светлее.

Мы подзарядились хорошим настроением от волшебного клубочка, а теперь нам предстоит выполнить много интересных заданий…

А кто мне скажет, какое сейчас время года?

Сегодня мы поговорим с вами о самом загадочном времени года -  Зимушке – Зиме.

Дети передают клубочек по кругу, говорят комплименты.

Воспитанники отвечают на вопросы воспитателя

Осмысленное, индивидуальное высказывание

                                     Основная часть НОД:

Воспитатель предлагает детям послушать сказку В.Даля “Старик годовик” ,звучит аудиозапись.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, знойно, душно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

 Беседа о временах года.

- Ребята, поняли ли вы, что это были за птицы? Давайте вспомним, что произошло, когда полетели первые три птицы. А почему птиц было три? Сколько зимних месяцев мы знаем? Назовите их.

Аналогично вспоминаем, что происходило, когда полетели другие птицы.

- Давайте пересчитаем и определим, сколько всего месяцев в году. А сколько месяцев в каждом времени года? Назовите времена года. Как вы думаете, почему “старика-годовика” назвали “годовиком”?

 Игра “Времена года”

Детям дается набор карточек с изображением природных явлений, объектов всех времен года, соответствующих каждому времени года.

Физкультминутка «Дед мороз»,

Зарядка для глаз «Снежный ком»

Рисование “Времена года”

Воспитатель раздает детям листы альбома, разделенные карандашом на четыре квадрата. Вспоминает с детьми наиболее яркие события каждого времени года и просит их нарисовать с помощью символов.

 

Игра “Зимние забавы”.

- Давайте немного поиграем. Представьте, что мы на улице. Чувствуете, как пахнет морозный воздух? Повторяйте за мной движения.

Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках,
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора – творить
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.

 Что такое зима?

Воспитатель демонстрирует презентацию и предлагает детям подумать, что бы сказали о зиме  дикие звери, если бы могли разговаривать.

Воспитатель выслушивает высказывания детей, а затем - ответы животных.(аудиозапись)

Воспитатель: «Что вы поняли из рассказов зверей, как живется большинству из них. А вы можете чем-то помочь им?»

 Проведение опыта.

- Какой главный цвет зимы? Из чего состоит снег? Снег состоит из снежинок. Каждая снежинка в отдельности прозрачная, а вот состоящий из снежинок снег уже белый. Почему? Давайте проведем опыт, чтобы понять - почему снег белый.

Воспитатель показывает детям лист пленки. Дети прикладывают его к цветной бумаге, чтобы убедиться, что она прозрачная. Затем воспитатель разрезает пленку на несколько крупных прямоугольников, которые накладывает друг на друга. Дети определяют. Можно что-нибудь увидеть через получившуюся стопку из кусочков пленки. (Можно, они тоже прозрачные). После этого, воспитатель разрезает куски пленки на мелкие полоски и раздает их детям. Дети насыпают полоски на лист цветной бумаги и определяют цвет получившийся горки – белый. Воспитатель делает вывод: из большого количества собранных вместе маленьких прозрачных полосок получилась непрозрачная горка. Точно также из множества маленькие еще одним, с куском льда. Большой кусок льда кладут в темную миску. Дети убеждаются, что лед прозрачный. Воспитатель постепенно измельчает лед – до тех пор. Пока он не станет белой.

 Итог занятия.

- Рассмотрите все рисунки и выберите те, которые по-вашему мнению, наиболее правильно показывает все времена года

Рефлексия

Дети с интересом слушают сказку

Стало холодно, наступила зима.

Двенадцать месяцев в году. В каждом времени года три месяца.

Дети делятся на четыре команды, которые будут представлять четыре времена года. На заданное время, каждая команда должна собрать как можно больше карточек, соответствующих каждому времени года.

Выполнение физкультминутки

Дети рисуют характерные признаки времен года.

. Например: зима-снежинка, весна-сосулька, лето-земляника, осень –желтый лист.

Дети имитируют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Воспитанники, используя ранее полученные знания , составляют небольшие рассказы от лица зверей.

Дети , следуя указаниям воспитателям , проделывают опыт и высказывают свои умозаключения.

Ребята делятся своими впечатлениями по поводу занятия.

Умение внимательно слушать

Осмысленные, индивидуальные высказывания.

Знания о временах года.

Умение детей концентрировать свое внимание на поставленной задаче.

Четкое выполнение движений под музыку

Умение выделять и изображать характерные признаки

времен года

Выразительные, эмоциональные движения, соответствующие тексту игры.

Умение отвечать на вопросы воспитателя, четко проговаривать слова, согласовывая их в падеже и числе.

Знания детей о жизни и повадках зверей.

Умение слушать, запоминать, выполнять задание согласно инструкции.

Положительные эмоции от прошедшего занятия.