Проект "Осень"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сыч Евгения Юрьевна

Проект "Осень" подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_vvedenie.docx41.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»

г. Белгорода

 Исследовательско - творческий проект

в подготовительной группе общеразвивающей направленности №5

 «Осень разноцветная»

Воспитатели:

Сыч Е.Ю.

Устьянова А.А.

2023 г.

Содержание:

I. Введение… …………………………………………………………………...…3

2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..3

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..5

4.  Этапы реализации проекта программы……………………………………....7

5. План мероприятий ………………………………………………………..……7

6. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..15

7. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..16

8. Выводы …………………………………………………………………….….16

9. Литература …………………………………………………………..………17

10. Приложение .....................................................................................................18

Введение

    Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши - мы потеряли веру в волшебство и сказку. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения.

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так хочется бегать по этим красивым разноцветным листьям).  Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»

                                                                        В.А. Сухомлинский

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека.

      Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

       Работа над проектом  пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

       Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.

       Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей.

Актуальность создания проекта

Важным положением ФОП ДО  являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом:

 «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Задача педагога  не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. 

После летнего отдыха и отпусков, мы столкнулись с тем, что дети не только отвыкли от режима, некоторых правил поведения, но и перестали наблюдать за тем, что происходит вокруг. Они стали больше внимания уделять своим сиюминутным потребностям, не давая простора фантазии, наблюдательности. Отсюда, у детей недостаточно сформированы  представления о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.

А ведь осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень- это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре.

Проблема экологического воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Только объединившись можно добиться положительных результатов.

Одной из главных целей образования  в детском саду  является подготовка воспитанника, способного к успешному продолжению обучения в начальной школе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в условиях вызовов быстро меняющегося мира.

Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Осень». Предварительный мониторинг показал, что 80% родителей имеют садовые участки, но зачастую своего ребенка не привлекают к осеннему труду. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о труде людей осенью в саду, в огороде; осенних растениях; витаминах, которые необходимы нашему организму перед началом зимы; нет четкого представления о правилах безопасного поведения на природе в осенний период. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению многих родителей (70%) ребенок еще очень мал   для этой трудовой деятельности. Всего лишь 14% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 18%- исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний в области экологического воспитания и обучения детей.

        На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 26% родителей, низкий уровень - 74%.

       Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на обогащение  познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.     Цель проекта: расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для развития познавательных и творческих способностей детей и развития свободной, творческой личности ребенка. 

Тактические цели:

1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «осенние дары» через различные виды деятельности.

2. Сформировать понятия взаимосвязи "природа и люди": люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами - витаминами.

3.  Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи проекта:

1. Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

2.  Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;  

3. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников;  

4. Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;  

5. Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;  

6. Способствовать развитию памяти, восприятия;

7. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

8. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

9. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

10. Привлечь родителей к совместной деятельности по изучению трудового воспитания дошкольников.

Ожидаемые результаты

1. У детей сформированы осознанные потребности в общении с природой.

2. Сформированы представления об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары).

3. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.

4. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.

5. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.

6. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.

Продукт

Осенний праздник "В гостях у тетушки Горошины".

ПРИНЦИПЫ  ПРОЕКТА

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

       Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 4 недели: с 01.09.2023г. по 30.09.2023г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Выявление первоначальных знаний детей об осенних культурных растениях. Подбор литературы о здоровье, болезни, питании, фотографий, плакатов, рисунков, посвященных осени.

01.09 - 04.09

2.

Практический этап

Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «культурные растения», «огород», «полезные продукты», «витамины», «сельское хозяйство», «овощеводство», «садоводство»

05.09 - 27.09

3.

Обобщающе - результативный этап

Подведение итогов: высадка огородных культур

28.09

4.

Презентация проекта

Организация выставки семейного фотоальбома «Простые рецепты для правильного питания»

29.09

План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

Игра-хоровод «Огородник и воробей»,  «Овощи», «Собери урожай»,  «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «Листопад», «Соберем осенний букет», «Поедем в лес»

«Вышел дождик погулять», «Листочки», «У Лариски две редиски», «Дождик», «Огород», "Овощи",  " Фрукты", " В нашем огороде", "Салат", " На базар ходили мы", "Репка", "Капуста"

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Подвижные игры

Пальчиковые игры

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Цель:  расширять знания о пользе витаминов осенью. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

 «Почему деревья сбрасывают листья»,«Что нам осень принесла»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»,

«Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Грибы», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»

Цель:  расширять знания детей о животном и растительном мире

Беседы

«Картинки-загадки», «Разрезные картинки»,

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

«Осенний сад»

Цель : развивать речь, навык классификации; познакомить с растительным миром.

"Вершки-корешки" (разрезные картинки),  «Овощи», Лото «Фрукты-овощи», Домино «Огород»

Цель: развивать внимание, память, логическое мышление.

Настольно-печатные  игры, работа с родителями

 

«Картинки-загадки», «С какого дерева лист?»,  «Съедобные и ядовитые грибы», «Запасы зверей», «Времена года», «Осенние приметы»

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

 «Кто чем питается?»

Цель: развитие мелкой моторики рук , познавательного интереса, способствовать расширению и активации словаря, а также развитию памяти и мышления. Закреплять представления детей о пище животных.

«Детки на ветке»

Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Дидактическая игра «Какое время года?», «Найди дерево по описанию», «Осенние слова»

Цель :учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

 «Где что можно делать?», «Доскажи словечко», «Какая бывает осень?». Цель : активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Дидактические игры, работа с родителями

«Садовник»

Цель: формировать у детей представление о профессии садовника. Познакомить с профессией садовник, со значением труда садовника, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками. Обогащать знания о работе садовника осенью. Развивать память, связную речь, логическое мышление, творческие способности детей. Воспитывать уважение к труду и результатам труда человека.

«Овощной магазин», «Обед для кукол»

Цель: формирование представлений о правильном здоровом питании для нормальной жизнедеятельности организма, о витаминах содержащихся в осенних дарах; о профессии продавца и связи между профессией и здоровом образе жизни.

Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями

3.

«Познавательное развитие»

ФЭМП

Тема: «Овощи и фрукты»

Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры ,независимо от их размера.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема: «Овощи с грядки»

Цель : создание благоприятных условий для математического развития детей.

НОД

Экспериментальная деятельность

 «Как вода поднимается вверх к листьям»

Цель: Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

 «Почему лист зеленый?»

Материал: три одинаковые баночки для посадки луковиц ( старые непроливайки) и три луковицы и чеснока.

Цель: установить причинно-следственную связь: после "зимнего сна" будет ли "новая жизнь", останутся ли витамины в луке и чесноке?

НОД

Конструирование

Тема: «Корзинка с овощами»

Цель : Учить детей строить из конструктора по схеме.

Тема: «Морковка для зайчика»

Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, память, воображение.

НОД

4.

«Речевое развитие»

Тема: «Овощи и фрукты — полезные продукты»

Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах, как о витаминосодержащих продуктах питания.

Пересказ произведений: К. Ушинского «Четыре желания»,  Н. Павловой «Опенки», В. Чаплиной «Лес осенью»

 Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

Составление описательного рассказа на тему «Моя картина»

Цель: учить детей пересказывать небольшое по объему произведение; добиваться последовательности в изложении содержания.

Заучивание: А. Фет «Ласточки пропали»,  Е. Трутнева «Осень»

Цель: развивать память

НОД

Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

 Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»,  И. Соколов- Микитов «Листопадничек», М. Пришвин «Птицы и листья»,  К. Чашева «Деревья спят»,  Ю. Тувим "Овощи",  А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,  А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»,  Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Придумывание сказок про осень.

совместная деятельность в режимных моментах

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка

1. Тема: «Корзина с грибами»

Цель: Развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного творчества с применением пальчиковой гимнастики.

НОД

 

Аппликация

Тема: «Запасы ежа»,

Цели: Продолжать знакомить детей с предметами круглой и овальной формы, развивать мелкую моторику рук.

 

НОД

Рисование

  «Овощной суп»

Цель: Познакомить с многообразием овощей, местом их выращивания, обогащать словарь по теме «Овощи», умение различать их по внешнему виду, цвету.

НОД

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы

  • Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
  • Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" 
  • Федеральный закон  от         29 декабря        2012        г. № 273ФЗ        «Об        образовании в Российской Федерации».
  • Ресурсы сети Интернет
  • https://www.liveinternet.ru/users/moim_vnukam_poleznoe/post443925410
  • https://tsvetyzhizni.ru/podgotovka-k-shkole/uroki_s_mamoy/zolotaya-osen-ili-chto-rasskazat-detyam-pro-osen.html
  • https://ма-лень-кая-страна.рф/index.php/entsiklopediya-doshkolnika-mir-vokrug-nas

Учебно-методические ресурсы:

  • Игротека;
  • Аудиотека;
  • Библиотека
  • Фонотека

Материально-технические ресурсы:

  • Ноутбук;
  • Опытно-экспериментальная зона;
  • Достаточное количество мебели;
  • Магнитофон.

Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.

Риски и пути преодоления рисков

Риски

Пути преодоления рисков

Нежелание родителей принимать участие в проекте

Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми».

Недостаток демонстрационного материала

Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет.

Выводы:

       Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о культурных растениях и здоровом образе жизни. Занятия, игры, продуктивная деятельность  обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

       В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература

1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009

4. Каушкаль О.Н., Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. Подготовительная к школе группа. – М.: ЦПО, 2015.

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

6. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

7. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики – М.: Мозаика-Синтез,  2010.

8. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

9. Соломенникова О.А.    Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2-е изд., 2006.