«Как звери к зиме готовятся».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
«Как звери к зиме готовятся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolosova_l.v._-_didakticheskaya_razrabotka.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Сказка» г. Короча Белгородской области»
Тема «Как звери к зиме готовятся».
Автор:
Колосова Лариса Владимировна, воспитатель
Аннотация:
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал Луначарский, «Маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать».
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека, должно воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.
Данная дидактическая разработка рекомендуется для детей среднего дошкольного возраста. Все задачи реализуются через игровые ситуации.
Разработка будет полезна для воспитателей и специалистов ДОУ.
Тема: «Как звери к зиме готовятся».
Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными; профессией лесника.
Интегративные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные: продолжать расширять представления детей о жизни диких животных зимой, продолжать учить узнавать их на картинке. Развивающие: развивать умения отвечать на вопросы распространёнными предложениями, учить отгадывать загадки; закреплять умение обобщать группы предметов.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание оказывать посильную помощь животным и птицам.
Словарь и грамматика:понятия значений слов «зимовка», «дупло», «лесник», «берлога».
Оборудование:корзина с листиками, угощение, картинки с изображениями животных средней полосы, изображения деревьев (для оформления лесной полянки), листики с загадками.
Предварительная работа:
Беседа «Животные леса», рассматривание картинок «Дикие животные»,
Презентация «Животные Белогорья», заучивание стихов, составление описательных рассказов.
Методы и приёмы: словесные (беседа, рассказ воспитателя), наглядные, практические.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (ответы детей)
Правильно, сейчас осень, а когда на деревьях листья становятся жёлтыми, красными, то осень называется золотой.
Воспитатель: - Друзья, а давайте сегодня отправимся с вами в волшебный лес. Итак, отправляемся в дорогу. Закрывайте глаза… «Раз, два, три - лес волшебный, посмотри!».
Звучит музыка, дети идут мимо изображённых деревьев( рябина, дуб, берёза, каштан…).
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, как красив осенний лес: это рябинки, это дуб - вот жёлуди, ой, а чья это корзинка.
(достаёт корзинку, там лежат разноцветные листики, узелок с яблоками, значки «Поведение в лесу», карточки для игры «Третий лишний»)
Поисковый этап
Воспитатель: - Чья же это корзинка, ребята? Давайте посмотрим, может тут есть какая-нибудь записка. Нет, к сожалению ничего не видно.
(Мальчик обращает внимание на листик, на котором что-то написано. Предлагает воспитателю прочесть.)
Воспитатель: (читает вслух) – Дорогие ребята! Я ёжик Тоша, шёл к вам в гости, но пока добирался, стало холодно и мне сильно захотелось спать.
А я так хотел вам рассказать, как зимуют животные и птицы в лесу. Спокойной зимы!
Воспитатель:- Всё, больше ничего нет, наверное,Тоша где-то спит в листочках, ведь вы знаете, что ежи зимой ложатся в спячку. Они накалывают на иголки листочки и завернувшись в листву могут спать под кустом или деревом в небольших углублениях. Давайте, посмотрим, что ёжик Тоша нёс нам показать. Садитесь на пенёчки (стулья), откроем корзинку.
Практический этап
Воспитатель: (достаёт листочки) Вот листочки не простые, с секретом. На них загадки. Постарайтесь ребята отгадать их.
1.Загадка:
По полю скачет-
Ушки прячет,
Встанет столбом-
Ушки торчком.(заяц)
(ответы детей)
Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением зайчика. Предлагает детям рассказать, как заяц готовится к зиме. (ответы детей)
Воспитатель: - А зачем зайцу белая шубка?
Дети:– Чтобы зайчика не заметила лиса на белом снегу.
Воспитатель:-Правильно, а вы знаете ребята, чем питается заяц зимой? (ответы детей).
Воспитатель расширяет ответы детей и рассказывает ребятам, что заяц грызёт кору молодых деревьев, а дом у него может быть под любым кустиком.
Воспитатель: Следующая загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её… (лиса)
Правильно отгадали, лиса.
Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением лисы.
Воспитатель: -Вспомните, какой дом у лисы. (ответы детей)
Воспитатель расширяет ответы детей, да у лисы дом-нора. И очень часто она занимает чужую нору, прям, как в сказке «Заяц и лиса». А к зиме у лисы вырастает красивая тёплая шубка, чтобы она не мёрзла.
Воспитатель: - О ком , же говорится в следующей загадке?
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дубле на старом дубе
Орешки я грызу… (белка).
-Да, ребята это белочка.
- Расскажите, как же белка готовиться к зиме. (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, белочка настоящая хозяюшка. Она делает в своём домике-дупле запасы на зиму.
А, что ещё, кроме орехов, запасает белочка, знаете? (ответы детей)
Ещё она сушит грибы, накалывает на сучки, а потом ест их. У белки отрастает тёплая сероватая шубка. В большие морозы белочка спит в дупле, укрывшись пушистым хвостиком.
На мольберте располагается картинка с изображением белки.
Воспитатель: - а на этом листочке совсем короткая загадка:
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (волк)
Воспитатель: -Правильно, волк.
- Ребята, волк не делает запасов, у него к зиме появляется густая шуба, потому что он спит на снегу.
Воспитатель: -Ребята выходите на полянку, кажется все зверюшки сюда к нам бегут.
Физминутка:(дети выполняют вместе с воспитателем)
Зайки по лесу бегут: прыг - скок, прыг –скок,
Белкам гриб они несут: прыг- скок, прыг-скок,
А лисичка хороша, хороша!
По тропинке неспеша, неспеша идёт.
Мишка медленно идёт: топ, топ, топ, топ!
Мёд зверюшкам он несёт: топ, топ, топ, топ!
Ёжик Тоша прибежал: фу-фу-фу-фу!
Всем друзьям привет сказал: «Привет!»
Воспитатель:- Всезверюшки побежали к зиме готовиться, ну а мы давайте вспомним, кто ещё живёт в наших лесах, и как люди помогают животным пережить зиму? (воспитатель выслушивает ответы детей, поправляя их)
Воспитатель:- Кабан, лось, косуля – это животные наших лесов, а вот медведи живут далеко, в лесах, которые больше наших. Зимой медведи ложатся спать. Дом медведя -берлога (яма с ветками и листьями).
Воспитатель обращает внимание детей, на то, что в корзине у Тоши лежат карточки. Рассматривает вместе с детьми.
Игра «Третий - лишний»
Дети подходят к столам и впроцессе игры ребята закрывают фишкой лишнее изображение и называют животных.
Воспитатель: - Вы знаете, ребята, что за домашними животными ухаживают люди, у которых они живут, а за животными в лесу ухаживает лесник. Он делает кормушки, летом заготавливает корм: сушит траву, нарезает ветки с листьями, делает их них веники, а зимой кладет их в кормушки. Лесные животные,приходятк кормушкам в определённое время и это помогает пережить холодную зиму.
Воспитатель: - Ну вот и закончились в Тошиной корзине листочки с заданиями, картинки и карточки. Ой, вот ещё яблочки – это для вас угощение от ёжика. Спасибо ему!
Сегодня, ребята мы с вами узнали, как дикие животные готовятся к зиме и кто им помогает в этом.
- Вы все молодцы! Отгадали загадки ёжика Тоши и хоть он не смог к нам прийти, мы будем ждать весны, когда наш друг проснётся и придет к нам.
Выполнение детьми коллективного рисунка.
Воспитатель: - Ребята, давайте оставим на полянке подарок для всех лесных зверей: красивое осеннее дерево. (дети выполняют коллективный рисунок с помощью печаток листиков оранжевым, жёлтым и красным цветами).
- Вот какое замечательное дерево у нас получилось! Наш подарок лесным жителям очень понравится, они скажут нам спасибо, когда увидят его!
А мы с вами возвращаемся из волшебного леса в детский сад. Закрывайте глаза: «Раз, два, три - снова в группе, посмотри!».
Рефлексивно-оценочный этап:
Объективизация (осознание и обобщение) содержания, осмысление качества собственной деятельности.
Воспитатель: - А теперь давайте сожмём кулачки с силой, разжимайте их -у нас получился ёжик. Скажите:
- Солнышко, солнышко свети,
Ёжика ты не буди.
Под листочками лежит,
Всю он зимушку проспит.
Тоша наш весной проснётся,
Прибежит и улыбнётся.
Воспитатель: Давайте и мы с вами все улыбнёмся друг другу, после такого познавательного и интересного путешествия в лес.
Литература.
1.О.А.Соломенникова.«Экологическое воспитание в детском саду. Программа иметодические рекомендации».
2.О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением 4-5 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как птицы и звери к зиме готовятся"
Данная презентация поможет детям закрепить и уточнить представления о том, как звери и птицы готовятся к зиме....
Чтение рассказа Бианки "Как звери к зиме готовятся"
Продолжение закрепления знаний детей о животных живущих в лесу. Расширение представлений детей о том, как животные готовятся к зиме....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе образовательная область « Познание» по теме : « Как звери к зиме готовятся»
Основные задачи: закреплять знания детей о диких животных; развивать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детёнышей ; ...
НОД Открытое занятие по экологии средняя группа Как звери к зиме готовятся
Данное занятие знакомит детей стем как звери готовятся к зиме. Это занятие ещё и развивает творческую деятельность детей средней группы...
Сценарий тематического развлечения в театрализованной форме "Как птицы и звери к зиме готовятся"
Цель: в игровой, творческой форме знакомить дошкольников с окружающим миром; развивать выразительную, эмоциональную речь, актерские способности; поддерживать их уверенность, смелость в публичном высту...
Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"
Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"
Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Цель занятия: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период. По ходу занятия дети отгадывают загадки, ...