«Как звери к зиме готовятся».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лариса Владимировна Колосова

«Как звери к зиме готовятся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolosova_l.v._-_didakticheskaya_razrabotka.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида                                                                                 №1 «Сказка» г. Короча Белгородской области»

Тема «Как звери к зиме готовятся».

Автор:  

Колосова Лариса Владимировна, воспитатель

Аннотация:
        Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал Луначарский, «Маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать».
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека, должно воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.

        Данная дидактическая разработка рекомендуется для детей среднего дошкольного возраста. Все задачи реализуются через игровые ситуации.

        Разработка будет полезна для воспитателей и специалистов ДОУ.


        

Тема: «Как звери к зиме готовятся».

Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными; профессией лесника.

Интегративные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные: продолжать расширять представления  детей о  жизни  диких животных зимой, продолжать учить узнавать их на картинке. Развивающие: развивать умения отвечать на вопросы распространёнными  предложениями, учить отгадывать загадки; закреплять умение обобщать группы  предметов.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание оказывать посильную помощь животным и птицам.

Словарь и грамматика:понятия значений слов «зимовка», «дупло», «лесник», «берлога».

Оборудование:корзина с листиками, угощение, картинки  с изображениями животных средней полосы, изображения деревьев (для оформления лесной полянки), листики с загадками.

Предварительная работа:

Беседа «Животные леса», рассматривание картинок «Дикие животные»,

Презентация «Животные  Белогорья», заучивание стихов, составление описательных рассказов.

Методы и приёмы: словесные (беседа, рассказ воспитателя), наглядные, практические.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (ответы детей)

Правильно, сейчас осень, а когда на деревьях листья становятся жёлтыми, красными, то осень называется золотой.

Воспитатель: - Друзья, а давайте сегодня отправимся с вами в волшебный лес. Итак, отправляемся в дорогу. Закрывайте глаза… «Раз, два, три -  лес волшебный, посмотри!».

Звучит музыка, дети идут мимо изображённых деревьев( рябина, дуб, берёза, каштан…).

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, как красив осенний лес: это рябинки, это дуб - вот жёлуди, ой, а чья это корзинка.

(достаёт корзинку, там лежат разноцветные листики, узелок с яблоками, значки «Поведение в лесу», карточки для игры «Третий лишний»)

Поисковый этап

Воспитатель: - Чья же это корзинка, ребята? Давайте посмотрим, может тут есть какая-нибудь записка. Нет, к сожалению ничего не видно.

(Мальчик обращает внимание на листик, на котором что-то написано. Предлагает воспитателю прочесть.)

Воспитатель: (читает вслух) – Дорогие ребята! Я ёжик Тоша, шёл к вам в гости, но пока добирался, стало холодно и мне сильно захотелось спать.

А я так хотел вам рассказать, как зимуют животные и птицы в лесу. Спокойной зимы!

Воспитатель:- Всё, больше ничего нет, наверное,Тоша где-то спит в листочках, ведь вы знаете, что ежи зимой ложатся в спячку. Они накалывают на иголки листочки и завернувшись в листву могут спать под кустом или деревом в небольших углублениях. Давайте, посмотрим, что ёжик Тоша нёс нам показать. Садитесь на пенёчки (стулья), откроем корзинку.

Практический этап

Воспитатель: (достаёт листочки) Вот листочки не простые, с секретом. На них загадки. Постарайтесь ребята отгадать их.

 1.Загадка:

По полю скачет-

Ушки прячет,

Встанет столбом-

Ушки торчком.(заяц)    

 (ответы детей)

Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением зайчика. Предлагает детям рассказать, как заяц готовится к зиме. (ответы детей)

Воспитатель: - А зачем зайцу белая шубка?

Дети:– Чтобы зайчика не заметила лиса на белом снегу.

Воспитатель:-Правильно, а вы знаете ребята, чем питается заяц зимой? (ответы детей).

Воспитатель расширяет ответы детей и рассказывает ребятам, что заяц грызёт кору молодых деревьев, а дом у него может быть под любым кустиком.

Воспитатель: Следующая загадка:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её… (лиса)

Правильно отгадали, лиса.

Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением лисы.

Воспитатель: -Вспомните, какой дом у лисы. (ответы детей)

Воспитатель расширяет ответы детей, да у лисы дом-нора. И очень часто она занимает чужую нору, прям, как в сказке «Заяц и лиса». А к зиме у лисы вырастает красивая тёплая  шубка, чтобы она не мёрзла.

Воспитатель: - О ком , же говорится в следующей загадке?

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дубле на старом дубе

Орешки я грызу… (белка).

-Да, ребята это белочка.

- Расскажите, как же белка готовиться к зиме. (ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, белочка настоящая хозяюшка. Она делает в своём домике-дупле запасы на зиму.  

А, что ещё, кроме орехов, запасает белочка, знаете? (ответы детей)

Ещё она сушит грибы, накалывает на сучки, а потом ест их. У белки отрастает тёплая сероватая шубка. В большие морозы белочка спит в дупле, укрывшись пушистым хвостиком.

На мольберте располагается картинка с изображением белки.

Воспитатель: - а на этом листочке совсем короткая загадка:

- Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный. (волк)

Воспитатель: -Правильно, волк.

- Ребята, волк не делает запасов, у него к зиме появляется густая шуба, потому что он спит на снегу.

Воспитатель: -Ребята выходите на полянку, кажется все зверюшки сюда к нам бегут.

Физминутка:(дети выполняют вместе с воспитателем)

Зайки по лесу бегут: прыг - скок, прыг –скок,

Белкам гриб они несут: прыг- скок, прыг-скок,

А лисичка хороша, хороша!

По тропинке неспеша, неспеша идёт.

Мишка медленно идёт: топ, топ, топ, топ!

Мёд зверюшкам он несёт: топ, топ, топ, топ!

Ёжик Тоша прибежал: фу-фу-фу-фу!

Всем друзьям привет сказал: «Привет!»

Воспитатель:- Всезверюшки побежали к зиме готовиться, ну а мы давайте вспомним, кто ещё живёт в наших лесах, и как люди помогают животным пережить зиму? (воспитатель выслушивает ответы детей, поправляя их)

Воспитатель:- Кабан, лось, косуля – это животные наших лесов, а вот медведи живут далеко, в лесах, которые больше наших. Зимой медведи ложатся спать. Дом медведя -берлога (яма с ветками и листьями).

Воспитатель обращает внимание детей, на то, что в корзине у Тоши лежат карточки. Рассматривает вместе с детьми.

Игра «Третий - лишний»

Дети подходят к столам и впроцессе  игры ребята закрывают фишкой лишнее изображение и называют животных.

Воспитатель: - Вы знаете, ребята, что за домашними животными ухаживают люди, у которых они живут, а за животными в лесу ухаживает лесник. Он делает кормушки, летом заготавливает корм: сушит траву, нарезает ветки с листьями, делает их них веники, а зимой кладет их в кормушки. Лесные животные,приходятк кормушкам в определённое время и это помогает пережить холодную зиму.

Воспитатель: - Ну вот и закончились в Тошиной корзине листочки с заданиями, картинки  и карточки. Ой, вот ещё яблочки – это для вас угощение от ёжика. Спасибо ему!

Сегодня, ребята мы с вами узнали, как дикие животные готовятся к зиме и кто им помогает в этом.

- Вы все молодцы! Отгадали загадки ёжика Тоши и хоть он не смог к нам прийти, мы будем ждать весны, когда наш друг проснётся и придет к нам.

Выполнение детьми коллективного рисунка.

Воспитатель: - Ребята, давайте оставим на полянке подарок для всех лесных зверей: красивое осеннее дерево. (дети выполняют коллективный рисунок с помощью печаток листиков оранжевым, жёлтым и красным цветами).  

- Вот какое замечательное дерево у нас получилось! Наш подарок лесным жителям очень понравится, они скажут нам спасибо, когда увидят его!

А мы с вами возвращаемся  из волшебного леса в детский сад. Закрывайте глаза: «Раз, два, три - снова в группе, посмотри!».

Рефлексивно-оценочный этап:

Объективизация (осознание и обобщение) содержания, осмысление качества собственной деятельности.

Воспитатель: - А теперь давайте сожмём кулачки с силой, разжимайте их -у нас получился ёжик. Скажите:

- Солнышко, солнышко свети,

Ёжика ты не буди.

Под листочками лежит,

Всю он зимушку проспит.

Тоша наш весной проснётся,

Прибежит и улыбнётся.

Воспитатель: Давайте и мы с вами все улыбнёмся друг другу, после такого познавательного и интересного путешествия в лес.

Литература.

1.О.А.Соломенникова.«Экологическое воспитание в детском саду. Программа иметодические рекомендации».

2.О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением 4-5  лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как птицы и звери к зиме готовятся"

Данная презентация поможет детям закрепить и уточнить  представления о том, как звери и птицы готовятся к зиме....

Чтение рассказа Бианки "Как звери к зиме готовятся"

Продолжение закрепления знаний детей о животных живущих в лесу. Расширение представлений детей о том, как животные готовятся к зиме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе образовательная область « Познание» по теме : « Как звери к зиме готовятся»

Основные задачи: закреплять знания детей о диких животных; развивать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детёнышей ; ...

НОД Открытое занятие по экологии средняя группа Как звери к зиме готовятся

Данное занятие знакомит детей стем как звери готовятся к зиме. Это занятие ещё и развивает творческую деятельность детей средней группы...

Сценарий тематического развлечения в театрализованной форме "Как птицы и звери к зиме готовятся"

Цель: в игровой, творческой форме знакомить дошкольников с окружающим миром; развивать выразительную, эмоциональную речь, актерские способности; поддерживать их уверенность, смелость в публичном высту...

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Цель занятия: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период. По ходу занятия дети отгадывают загадки, ...