Занятие в средней группе "История возникновения посуды"
план-конспект занятия по окружающему миру

Лагунова Светлана Владимировна

Позновательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_posuda.rt_.odt32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию
для детей средней группы «История посуды»

 

Цель: познакомить детей с историей возникновения посуды и преобразования ее человеком.

Задачи:

-Развивать у детей эмоциональное и творческое отношение к познаваемому миру;

-Продолжать расширять представление о посуде и материале, из которого ее изготавливают

- Закрепить умение узнавать посуду из глины, дерева, стекла, металла, пластмассы.

-Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.

Обогащение словаря:

гончар, фарфоровая,  глиняная,  металлическая, деревянная, тонкостенная.

Предварительная работа:

Оформление «Театра посуды»

Познавательное занятие «Глина»

Беседа о посуде, сравнение чашки с бокалом  и стаканом, знакомство с частями: дно, стенки, ручка

Познавательное занятие о мастерах-гончарах

Знакомство с понятием «пара» на математике, ввести в словарь детей выражение «чайная пара»

Выставка посуды, рассматривание узоров, рисунка на посуде

Дидактические игры и упражнения: «Парочки», «Узнай звук»

Лепка посуды из пластилина

Чтение книги Паолы Утевской «История фарфоровой чашки», сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», рассказа Сергея Никитского «Милочкина чашка»

Материал к занятию: чайные фарфоровые пары, разные по толщине, дидактическая игра «Найди пару», иллюстрации, глобус, силуэты чашек, большие листы с готовым силуэтом чайника, оборудование для аппликации.

Воспитатель:

-- Ребята, давайте вспомним увлекательную и поучительную сказку К. И. Чуковского «Федорино горе».

- Что случилось с героиней этой сказки? (Ответы детей) Правильно, от нее убежала вся посуда.

- А вы помните, почему это произошло? (Ответы детей) Да. Бабушка Федора не ухаживала за своей посудой, не мыла, не чистила ее, не холила.

- Как вы думаете. Достойна ли посуда уважительного к себе отношения? (Ответы детей).

- Как вы думаете, когда появилась первая посуда? Первая посуда появилась очень давно. Поначалу древние люди обходились без посуды. Овощи и фрукты ели сырыми, а мясо жарили на огне и ели его руками. Но очень скоро поняли, что это не очень удобно. Как вы думаете, почему? (Еда с огня была очень горячая, и нужно было съесть сразу все, ведь положить остатки еды было некуда). Но у разных видов посуды есть своя история. Но перед тем как познакомиться с происхождением некоторых видов посуды, давайте выясним, какие предметы относятся к посуде. (Дети перечисляют)

- И так мы уже знаем, что посуда — это предметы для приготовления, приема и хранения пищи. Есть также декоративная посуда, которая предназначена для украшения интерьера. Это вазы, тарелки, блюда и т.д.

- Назовите предметы, которые используются для приготовления пищи, напитков. (Кастрюли, сковороды, формы для выпечки, заварочные чайники, кофеварки, пельменницы, пароварки и др.).

- Какая посуда используется в момент приема пищи? (тарелки, миски, блюда, салатницы.)

- Что мы применяем для питья и напитков? (Чашки, стаканы, рюмки, кружки, бокалы, фужеры, графины, кувшины, бутылки, термосы.)

- Какая посуда используется для хранения пищи? (Ответы детей) Это сырницы, супницы, кастрюли, масленки, хлебницы.

- Что относят к столовым приборам? (Ложки, вилки, ножи)

- Еще есть вспомогательные предметы для сервировки, кто знает, что к ним относится? (Ответы детей) Правильно, это подносы, блюдца, конфетницы, вазы.

- Вот как много разной посуды в доме. И вся она может бить изготовлена из разных материалов. Скажите из каких? (Ответы детей)

- Как вы думаете, какая посуда появилась первой? (Ответы детей)

- История посуды уходит своими корнями вглубь веков, ее богатую родословную окружают всевозможные легенды и мифы, а также занимательные исторические описания. Считается, что первая посуда появилась примерно семь тысяч лет назад. Лепили ее из простой глины и вручную. Со временем люди поняли, что не любая глина подойдет для изготовления прочной посуды. Тогда в нее стали добавлять другие вещества. Так появилась керамика. Что касается стекла, то его применяли еще в древнем Египте. Однако подлинного расцвета стекольное производство достигло в более поздний период. В Китае придумали рецепт фарфора и долго этот рецепт хранили в тайне.

Давняя история и у деревянной посуды. Горшки и миски – первая посуда в Древней Руси. Делали их из дерева, а позднее из металла. Долгое время на кухне царствовал горшок – прямой предшественник современной кастрюли. Размеры горшков были самыми разными. Различались горшки и по внешней отделке. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол.

- Ребятки, мы  приготовили для вас маленькую сценку про маму и сына. Вы хотите посмотреть?

Сценка:

- …. ты остатки еды стер?

- Стер!

- Крошки со скатерти смел?

- Смел!

- Скатерть со стола снял?

- Снял!

- Салфетки грязные смял?

- Смял!

- Кастрюлю на кухню отнес?

- Отнес!

- Солонку и миску унес?

- Унес!

- Самовар соседке занес?

- Занес!

- А где же чашки и блюдца? Принес?

- Принес!

- Поставил я их на поднос.

(на приготовленном столике стоит поднос с чайной парой)

Воспитатель:

- Спасибо, ……

Воспитатель говорит, показывая посуду:

- Вкусно пить из кружки,

Вкусно пить из чашки,

На которой нежно

Обнялись ромашки.

Вопросы к детям:

- Дети, как можно по-другому назвать чашку и блюдце? (посуда, чайная пара)

- Почему мы говорим «пара»? (т.к. перед нами 2 предмета)

- Подскажите мне, из какого материала сделана чайная пара? (из фарфора)

- Если чашка из фарфора, значит она какая? (фарфоровая)

- А блюдце? (фарфоровое)

- Как вы считаете, эту чашку можно назвать тонкостенной? (нет)

- Почему? (потому что ее стенки не очень тонкие)

- У чашки есть стенки, а какие части вы еще можете назвать? (дно, ручки)

- Как называют человека, который изготавливает такую посуду? (мастер, гончар)

- Вспомните, в какой стране гончары первыми научились делать фарфор? (в Китае)

- А вы помните историю про упрямого гончара? Почему его называли упрямым? (т.к. он очень хотел делать тонкостенную посуду из белой глины, а из красной и желтой глины получалась посуда с толстыми стенками)

- Этот упрямый гончар не добился успеха. Но мы пользуемся фарфоровой посудой, значит, это кто-то придумал? Вы хотите узнать продолжение истории о фарфоровой чашке?

- Тогда представьте себе, что мы отправляемся в Китай. В путешествии ценится помощь друг другу и дружба. Сейчас мы посмотрим, какие вы хорошие помощники и друзья.

Дидактическая игра«Найди пару» (дети составляют чайные пары по рисунку на посуде)

Пальчиковая игра

«Смешные человечки» (в парах)

Пока смешные человечки бежали-скакали, мы оказались в Китае. А чтобы было легче представить Китай, пусть нам поможет музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

- «Китайский танец»

Слушание музыкального произведения

Рассказ воспитателя:

- Итак, слушайте и смотрите. Однажды другой гончар, тоже большой выдумщик, смешал белую глину с растертым в порошок камнем и песком, долил воды. Из такого теста он скатал маленький шарик, положил его в печь. Когда гончар раскрыл печь через некоторое время, то он радостно воскликнул: «О! Чудо!» И показал всем твердый маленький шарик. Это был самый первый на свете кусочек фарфора.

Использование иллюстраций

Китайская фарфоровая посуда была очень красивой, стенки чашек были тонкими, чуть прозрачными. Она весело поблескивала.

- Давайте мы придумаем красивые слова о фарфоровой посуде. Какая она? (красивая, белая, нежная, приятная, легкая, тонкостенная, веселая, нужная)

Послушать звон

фарфоровой посуды    (звонкая, как колокольчик)

- Молодцы! Вы назвали много добрых слов. А теперь нам пора вернуться домой.

- Во время путешествия вы были хорошими помощниками, добрыми друзьями, внимательными слушателями. Вы сказали много красивых слов о фарфоровой чашке. Я думаю, что теперь вы легко сможете справиться с украшениями чашки для чайных сервизов.

Самостоятельная работа детей

(пригласить детей к столам для трех человек для  аппликации) Каждый стол готовит чайный сервиз со своим узором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «ПОСУДА».

Программное  содержание:               - систематизировать  представления  о посуде и...

" История возникновения посуды" - часть1

История возникновения посуды...

Конспект открытого занятия в средней группе " Волшебная посуда"

Уточнить с детьми название посуды, уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду. Формировать умение составлять описательные рассказы , группировать предметы по назначению Формирова...

конспект занятия в средней группе тема "ПОСУДА"

Тематическое занятие по развитию речи «Посуда»Тематическое занятие по развитию речи «Посуда»Занятие, основанное на изучении определённой лексической темы, — благодатный м...

Занятие в средней группе "Царство посуды".

Тематическое занятие направлено на систематизацию знаний детей по теме "Посуда", на развитие связной речи, мышления. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды деяте...

Занятие в средней группе "Царство посуды".

Закрепление пройденного материала "Знакомство с назначением посуды"....