План по самообразованию
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
«Эксперимент, как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2.docx | 41.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Цель, задачи и актуальность самообразования 2 – 3 стр.
- План работы над темой 4 – 9 стр.
- Отчёт о работе по самообразованию 2022 – 2023 год 10 стр.
- Список литературы 11 стр.
- Диагностическая карта детей 12 стр.
- Анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье» 13 стр.
Цели, задачи и актуальность самообразования воспитателя по теме «Эксперимент, как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Цель: развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности.
Задачи:
• создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
• изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Проектно- исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Реализация проекта направлена на решение задач развития детей по направлениям:
Физическое развитие:
- развитие осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств
Познавательно- речевое развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
Социальное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- овладение способами личностного общения;
- высокий уровень коммуникативной компетентности
Художественно- эстетическое развитие:
- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
- овладение различными видами художественной деятельности;
- развитие способностей к эстетической оценке.
План работы над темой «Эксперимент, как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 уч.год.
Сроки | Формы работы | Практический выход | Работа с родителями | |
1 этап: Подготовительный | ||||
Сентябрь | 1. Составление плана работы по самообразованию 2. Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. 3.Анкетирование родителей. | 1.Наличие плана работы по самообразованию 2. Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г. 2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. 3.Проведение анкетирования родителей. | 1.Анкетирование родителей на тему: «Ваше отношение к детскому экспериментированию». | |
Октябрь | 1. Консультации для родителей. 2. Проведение экспериментов с детьми: «Волшебница вода»: - «Какие свойства у воды?»; - “Делаем облако”, | 1.Проведение консультации для родителей. 2.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования Дополнение развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов. | 1.Консультации для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!». 2. Памятка для родителей на тему: «Экспериментировать – это здорово!» | |
2 этап: Основной | ||||
Ноябрь | 1.Формирование картотеки 2.Продолжать изучение литературы по заданной тематике. 3. Проведение экспериментов с детьми: - “Есть ли у воды вкус?”, - «Тонет, не тонет.” - “Чудесные спички” | 1.Наличие картотеки 2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004. 2. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 . 3.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | 1. Консультация для родителей на тему: «Экспериментируйте с детьми дома» 2. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений» | |
Декабрь | 1. Оформление и пополнение уголка юного исследователя. 2.Проведение занятия по теме: - «Удивительные свойства воздуха»; 3. Проведение экспериментов с детьми:- «Мы дышим воздухом»: - «Сколько весит воздух?» -« Можно ли поймать воздух?» -« Может ли воздух быть сильным? | 1.Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеенка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.) 2.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. 3.Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. | 1. Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» 2. «Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей. | |
Январь | 1.Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой) 2.Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка» 3. Проведение экспериментов с детьми: - «Воздух: как можно его увидеть и почувствовать». - «Узнай все о себе, воздушный шарик»; - «Бывает ли воздуху холодно» - «Упрямый воздух»; | 1.Пополнение «Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей. 2.Наличие конспекта и атрибутов для детского экспериментирования. 3.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | 1.Консультация для родителей на тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода) 2.Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» 3.«Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент» | |
Февраль | 1.Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду». 2.Проведение экспериментов с детьми: - «Мир бумаги, её свойства»; - «Можно ли склеить бумагу водой»; - « Цветы лотоса», 3. Обновление уголка детского экспериментирования. | 1.Выступление на педсовете с консультацией на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» 2.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. 3.Презентация уголка | 1.Создание фотоколлажа: «Мы экспериментируем». 2.Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию) | |
Март | 1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике. 2.Консультация для родителей. 3. Проведение экспериментов с детьми: - «В мире стекла»; «Таинственные стекла», «Знакомство с лупой», «Солнечные зайчики. 4. Проведение НОД по теме: «Жизнь растений. Растение – живой организм» (Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений; уточнить представление о строении боба (фасоль, горох); определить алгоритм деятельности по посадке растения; установить, как растение ищет свет; выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растения) | 1. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г. Изучение пособия Е. В. Лосевой: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников». Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007 2.Проведение консультации для родителей. 3.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | 1.Предложить родителям изготовить книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты». 2. Консультация: «Значение детского экспериментирования для психического развития». | |
Апрель | 1. - «Мы – фокусник» (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами); - «Почему все падает на землю?» «В мире пластмассы»; «Могут ли животные жить в земле?» 2. Консультация для родителей. | 1.Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования 2.Проведение консультации для родителей. | 1.Оформление папки «Мои открытия». 2.Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников. 3.Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | |
3 этап: Заключительный | ||||
Май | 1. Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. 2. Отчет на педсовете по теме самообразования «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира». | 1.Изготовление картотеки 2.Наличие отчета и презентации | 1.Родительское собрание на тему: Показ презентации «Юные экспериментаторы» |
Отчёт о работе по самообразованию за 2022-2023 учебный год:
Выводы:
Список литературы:
1.Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа
2.Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.
3.Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
4..Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
5.Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».
6.Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез», 2003 год.
7.М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».
8.Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».
9.Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей).
10.С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет).
11.Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
12.« Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
13.«Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
14.Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.
Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» («Метод.рекомендации» издательство Арки 2005 год.
15.В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность».
Диагностическая карта детей
Ребенку предлагаются картинки, на которых изображено оборудование из уголка экспериментирования:
№ п/п | Картинка | Количество детей ответивших на вопрос по картинке | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты) | ||
2. | Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы | ||
3. | Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.) | ||
4. | Утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.) | ||
5. | Технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.) | ||
6. | Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. | ||
7. | Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) | ||
8. | Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.) | ||
9. | Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.) |
Анкетирование родителей на тему:
«Детское экспериментирование в семье»
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. Привлечение родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе.
Уважаемые родители!
Мне важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской
деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на
предложенный вопрос.
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
2.Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
5. Как Вы думаете, нужно ли проводить элементарные опыты или занятия по экспериментированию в детском саду? ДА /НЕТ (нужное подчеркнуть)
6. Рассказывает Вам дома ребенок, какие опыты мы проводим? ДА/НЕТ (нужное подчеркнуть)
7. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию?
8. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского
экспериментирования в домашних условиях? ДА НЕТ (нужное подчеркнуть).
Благодарю Вас за сотрудничество !
Цель и задачи самообразования воспитателя по теме «Формирование художественно - творческих способностей старших дошкольников в процессе работы кружка по шитью из фетра
«Волшебный фетр»» на 2019-2020 год
Цель: развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе изготовления поделок из фетра.
Задачи:
Обучающие:
• привить интерес к мягкой игрушке и пробудить желании совершенствовать свои умения и навыки;
• обучить приёмам работы с фетром и аксессуарами;
• познакомить с основами шитья, конструирования и моделирования при изготовлении работы с фетром;
• овладение искусством цветовых сочетаний, изучение возможностей корректировки выкройки;
• изучение технологических процессов различных видов шитья (паетки, бисер, бусины и т.д.), научить применять полученные умения;
• применять навыки на практике, используя знания технологии в работе с фетром.
Развивающие:
• развить эстетический и художественный вкус, творческий потенциал; развить психомоторные качества личности;
• развивать мелкую моторику рук, глазомер, графические умения и навыки;
• развить интерес к избранному виду деятельности.
Воспитательные:
• воспитывать трудолюбие, аккуратность при работе с материалами и инструментами;
• дать возможность каждому ребенку проявить индивидуальность в художественном творчестве;
• сформировать усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Отчёт по работе по самообразованию на 2019-2020 уч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...